ОСНОВНОЙ НИЗАМ КАВКАЗСКОГО ИМАМАТА
Утвержден Имамом Шамилем
«10» января 1841 года
Одобрен Съездом представителей государства
«23» марта 1841 года

Всем.
Настоящим возвещаем о величественном событии в жизни мусульман Кавказа как части уммы. Стала реальностью мечта об исламском государстве и создан Кавказский имамат. Каждый да узнает об этом. Говорит Вам всем, что отныне мусульмане Кавказа будут жить по законам Аллаха, потому что он повелел в Коране и Сунне его Пророка. Наше государство Кавказский имамат будет строиться только на началах шариата в праведных молитвах о ниспослании милости Аллаха к сынам ислама.
Мы не преследуем цели завоевания или угнетения, а хотим жить мирно на своей земле по законам шариата, объединившись на землях ислама вокруг государства. Повелеваем всем прочитать данный низам, а для этого говорим:
Вступление
Я, Имам Кавказа Шамиль повелел для блага мусульман Кавказа с одобрения Съезда представителей Кавказского имамата следующий Основополагающий низам, исходя из:
• Свободолюбивого характера народов Кавказа, не способных и не хотящих подчиняться чужой власти,
• Необходимости создания единого кавказского мусульманского государства, где мусульманам надлежит жить по законам Аллаха,
• Естественности союза государства с другими исламскими государствами и в, первую очередь, Оттоманской Портой,
• Возрождения единой уммы Кавказа как части исламского мира,
• Долга перед Аллахом по распространению Его слова на Земле,
• Настояний духовенства о единстве Кавказа, видящем свое предназначении в заботе о мусульманах.
Раздел первый. Положения о государстве
Статья 1.
Кавказский имамат является исламским государством уммы Кавказа, стремясь к объединению в единое государство всех народов Кавказа. Объединение вокруг государства всех земель ислама Кавказа является долгом и обязанностью каждого правоверного Кавказа.
Кавказский имамат есть нерасторжимый союз наибств, учреждаемых и реорганизуемых центральной властью. Наибства являются союзом народом Кавказа.
Кавказский имамат – часть всемирной уммы и находится на пути к Халифату, видя себя частью будущего Халифата в лице Оттоманской порты. Имамат не мыслит себя вне уммы.
Статья 2.
Кавказский имамат является шариатским и исламским государством, в котором основой правовой системы является шариат как закон Аллаха, основанный на Коране и Сунне его Пророка.
Шариат основа жизни мусульман Кавказа.
Кавказский имамат выступает в межгосударственных отношениях в качестве независимого и самостоятельного государства до образования Халифата.
Кавказский имамат следует во всем первым мазхабам (школам) и мнению исламских ученых (муджтахидов).
Статья 3.
Шариат лежит в основе судебной системы государства, и суды решают все вопросы на основе шафиитского мазхаба как первого из данных.
Шариат не может подвергаться сомнению, слово Аллаха нетленно и вечно.
Толкование осуществляют муджтахиды на основании фетв, фетвы объясняют непонятное мусульманам при сомнении.
Исламское государство не может подвергаться сомнению, являясь достоянием всех мусульман Кавказа. Государство не может быть упразднено и все равно будет восстановлено в случае его поражения в освободительной войне.
Статья 4.
Кавказский имамат воплощает исламскую государственность и вековую мечту кавказских народов о пути Аллаха.
Традиция правления не может прерваться по воле мусульман, государство принадлежит Аллаху и не может быть упразднено на Земле. Государство будет существовать всегда как вечен Аллах.
Восстановить Кавказский Имамат – долг любого мусульманина, живущего по законам Аллаха.
Кавказский имамат нацелен на господство Аллаха как указывающего путь.
Статья 5.
Столицу государства выбирает имам и она должна быть безопасной для государства.
Официальным языком является арабский и по выбору имама любые из кавказских языков, которые он сочтет необходимыми для государственного управления.
Союзы с мусульманским миром — основа внешней политики Кавказского имамата и залог его победы в будущем.
Статья 6.
Имам соединяет духовную и светскую власть, выступая высшим духовным лицом государства и политическим лидером мусульман Кавказа.
Имама выбирает съезд представителей государства, и съезд же продолжает правление имама при необходимости устранения сомнений в действиях имама.
Имам руководит всей внешней и внутренней политикой государства, беря на себя ответственность за будущее мусульман Кавказа.
Статья 7.
Имам олицетворяет верховную власть, и никто не может посягнуть на его власть, за исключением чрезвычайных обстоятельств болезни, недееспособности или предательства по злой воле.
Наибы следуют имаму, без всякого сомнения выполняя любое его распоряжение.
Духовенство заботиться о мусульманах, никто не оставлен без внимания.
Статья 8.
Кавказский имамат является неделимой отчизной всех мусульман Кавказа.
Кавказский имамат создает для своей обороны войско на постоянной основе из числа свободных горцев мусульман Кавказа, принимая все возможные меры к защите государства.
Кавказский имамат заключает международные договоры как равноправный субъект международных отношений.
Раздел второй. Устройство государства
Часть первая. Имам
Статья 9.
Глава государства является амир аль-мумини, «повелитель правоверных», великий имам, отец страны и шашки.
Имам соединяет светскую и духовную власть вождя и его власть не может быть подвергнута какому-либо порицанию или сомнению.
Имам становятся по праву доблести и выдающихся заслуг на основе выбора народов Кавказа.
Статья 10.
Имам выбирается на неопределенный срок до своего смещения или смерти мусульманами Кавказа, отказывающими в повиновении.
Имам выбирается на Съезде государства из представителей духовенства, алимов и наибов.
Имамом может быть мусульманин Кавказа по рождению старше 40 лет.
Статья 11.
Компетенция имама ограничена шариатом, но не земными установлениями, созданными мусульманами, пусть и по шариату.
Имам является высшим духовным лицом, соединяя функции верховного муфтия.
Имам назначает наибов и мудиров по своему усмотрению на срок, который он устанавливает.
Статья 12.
Имам руководит внешней политикой, принимая во внимание мнение Диван-ханэ.
Имам является верховным главнокомандующим гвардии муртазеков и постоянного войска и при необходимости возглавляет сам войско.
Имам выбирает кади по своему усмотрению для суда по шариату.
Статья 13.
Имам назначает послов в другие государства, принимая во внимание мнение Диван-ханэ.
Имам стремиться к союзу с мусульманскими государствами до создания Халифата для достижения военной победы над врагами.
Имам может быть смещен по постановлению Съезда государства в случае совершения преступления по шариату.
Статья 14.
Имам реализует свою волю через канцелярию Имама, следящую за выполнением поручений Имама.
Канцелярия Имама является постоянно действующим аппаратом управления государства.
Начальник канцелярии назначается Имамом лично.
Статья 15.
Для упорядочения ведения дел в государстве образуется государственное казначейство –байтумалл.
Начальник казначейства назначается Имамом лично и представляет каждую неделю ему отчет о состоянии финансов в государстве.
Начальник казначейств по требованию иных органов управления кавказского имамата может представлять им отчеты о состоянии казны.
Часть вторая. Съезд представителей государства
Статья 16.
Съезд государства полномочен решить любой вопрос о государстве, включая правление, не считая нужным ограничивать свою компетенцию.
Съезд государства включает наибов, духовенство и алимов, избираемых мусульманами.
Съезд государства созывается имамом при сомнениях в действиях имама, однако наибы и муллы сами могут потребовать его созыва в чрезвычайных обстоятельствах.
Съезд государства не может упразднить Кавказский имамат как данный Аллахом и Съезд же принимает решение о восстановлении государства.
Статья 17.
Съезд государства принимает решения большинством от числа представителей и данные решения окончательны для всех мусульман Кавказа.
Съезд государства не может собираться реже, чем раз в три года и при этом данный срок может быть уменьшен по требованию наибов или духовенства.
Съезд государства решает самые важные государственные вопросы, принимая на себя вопросы управления государством от имама, в том числе вопросы образования областей (округов) и наибств, работы муфтията, государственного устройства, организации войска.
Статья 18.
Съезд государства выбирает или подтверждает полномочия имама и может отстранить имама при сомнениях в его дееспособности, правильности действий для блага мусульман и иных событиях
Съезд государства следует шариату, и духовенство может распустить его при отклонении от шариата в решениях.
Съезд государства может заключить международный договор напрямую, минуя имама в случае его отстранения.
Часть третья. Высший совет (Диван-ханэ)
Статья 19.
Высший совет советует государству на постоянной основе как мнение алимов мусульман Кавказа.
Высший совет является органом, доносящим мнение уммы Кавказа до имама.
Высший совет заседает каждый день по наказу имама и созывается им по своему усмотрению, Высший совет не вправе заседать по своей воле.
Статья 20.
Высший совет определяет политику государства с согласия имама, который может передать ему часть своих полномочий на время.
Без Высшего совета имам не может принять решения по вопросам шариата и судьбы государства и уммы Кавказа.
Состав Высшего совета определяет имам, и его численность составляет до 20 человек.
Статья 21.
Высший совет принимает решения на основе шариата и только из них он исходит при обсуждении любого вопроса.
Ислам лежит в основе дел государственных во всем Кавказском имамате.
Высший совет работает под председательством имама или назначенного им лица с последующим донесением мнения Высшего совета до имама.
Статья 22.
Высший совет вправе принимать низамы от имени имама, составляя корпус права кавказского имамата.
Компетенция Высшего совета ограничена только волей имама и шариатом.
Высший совет вправе рассмотреть любой вопрос государства как по своему усмотрению, к и по воле имама.
Раздел третий. Состав государства
Часть первая. Округа
Статья 23.
Для удобства управления в государстве образуются округа.
Число округов определяется имамом и при этом основой для образования округа является хозяйственное и политическое единство территории округа.
Решение об образовании или упразднении округа принимает Высший совет с согласия имама и по его воле, но данное решение может быть пересмотрено Съездом государства.
Статья 24.
Округ возглавляет мудир как высшее должностное лицо округа, ответственный перед имамом и Аллахом за дела свои.
Мудир назначается на неопределенный срок имамом с согласия Высшего совета.
Мудир должен быть мусульманином Кавказа по рождению и старше 35 лет.
Статья 25.
Мудир следует воле имама во всех своих поступках как действиях для блага мусульман Кавказа.
Мудир не может быть подвергнут наказанию при соблюдении шариата и отсутствии состава преступления.
Мудир руководит через помощников как постоянный аппарат управления.
Статья 26.
Мудир отчитывается перед имамом непосредственно, минуя Высший совет.
Мудир координирует деятельность наибов в его округе и вправе отдавать им необходимые распоряжения, требуя исполнения.
Мудир должен быть лично предан имаму как вождю народов Кавказа.
Часть вторая. Наибства
Статья 27.
Кавказский имамат как государство состоит из наибств.
Число наибств определяется Имамом на основании исторического единства общин мусульман.
Решение об образовании или упразднении наибства принимает Высший совет по представлению Имама и по его мнению.
Статья 28.
Наиба назначает Имам лично как своего представителя на территории наибства.
Наиб назначается на неопределенный срок, неся ответственность перед Имамом и перед одним им отвечая за свои поступки и предательство.
Наибом может быть мусульманин Кавказа по рождению старше 30 лет.
Статья 29.
Наиб руководит всей деятельностью наибства, отдавая необходимые распоряжения.
Наиб имеет право на дружину наиба, гвардию наибства, которую он возглавляет.
Наиб подчиняется только Имаму.
Статья 30.
При наибе муфтий как представитель духовенства и кади.
Наиб собирает налоги в казну государства и следит за содержанием дорог.
Статья 31.
Наиб руководит ополчением наибства, которое обязан вести в бой при необходимости.
Наиб заботится о вдовах и сиротах, выполняя иные социальные функции.
Наиб представляет имаму кандидатур на должность старшин обществ наибства на основании ходатайств Советов старейшин обществ.
Статья 32.
Наиб следит за старшинами, при необходимости отстраняет их и отдает под суд кади.
Наиб представляет кадиев Имаму для назначения с согласия Совета старейшин обществ, принимая во внимание репутацию и знания кадия.
Статья 33.
В состав наибств входят музанства, которые составляют несколько общества (аулов).
Музанство возглавляет музан, назначаемый на неопределенный срок.
Музан назначается наибом и несет перед ним ответственность
Раздел четвертый. Надзор и оборона
Часть первая. Войско
Статья 34.
Для обороны Кавказского имамата создана армия на постоянной основе, состоящая из различных родов войск.
В состав войска входят конница (муртазеки) и пешее ополчение (низам).
Муртазеки является гвардией имама и подчиняются только ему, за исключением дружин наибов.
Статья 35.
Уклонение от воинской службы есть преступление по шариату перед государством и подлежит каре.
Ополчение созывается по указанию имама в случае похода врага на территорию государства.
От каждых десяти дворов выставляется один человек в ополчение.
Статья 36.
Муртазеки имама полностью служат, не признавая никого кроме имама своим предводителем.
Муртазеки имама подчиняются только имаму, и никто не вправе ни при каких обстоятельствах указывать им.
Муртазеки являются основной ударной силой государства в бою.
Часть вторая. Мухтасибы
Статья 37.
Служба мухтасибов надзирает за нравственностью и пресекает предательство.
Глава мухтасибов подчиняется имаму, не отчитываясь ни перед кем.
Приказания мухтасиба надлежит исполнять беспрекословно и без всякого обсуждения.
Служба мухтасибов является тенью Имама и сообщает обо всем Имаму.
Часть третья. Судебная система
Статья 38.
Судебная система исходит из шариата как слова Аллаха на Земле.
Суды действуют на основе кодифицированных законов Кавказского имамата – Низама Имамата.
Суды следуют шафиитскому мазхабу как данному мусульманам Кавказа.
Статья 39.
Кади должны в своих решениях исходить только из шариата, пренебрегая личными интересами.
Кади представляет государство и поэтому не может умалять честь и достоинство Кавказского имамата.
Все кади назначаются только Имамом и независимы в своих действиях от местной власти.
Статья 40.
Окончательной инстанцией по тяжким преступлениям и в исключительных случаях по делам средней тяжести является Главный кади, назначаемый Имамом на неопределенный срок.
Главный кади должен быть мусульманином по рождению и старше сорока лет.
Право помилования принадлежит Имаму.
Статья 41.
Апелляционной инстанцией по мелким преступлениям является муфтий наибства, выступающий также и основной инстанцией по делам средней тяжести.
Первым судом по мелким делам является кади общества (аула).
Раздел пятый. Порядок внесения изменений
Статья 42.
Изменения в настоящий Основной низам вносятся по решению Имама с одобрения Съезда представителей государства.
Все решения, принятые вне данного порядка, недействительны.
Основной низам должен соответствовать шариату, данному Аллахом.
КОММЕНТАРИЙ.
Поскольку очень мало реальной информации о Кавказском имамате, но явление это значительно и в Интернете имеется небольшой, но хороший комментарий, то я привожу его ниже.
Государственная структура имамата на территориях Чечни и Дагестана окончательно оформилась при имаме Шамиле. Были созданы системы административно-территориального деления и управления. Главные функции государства заключались в обороне территории, идеологическом контроле и обеспечении правопорядка, в развитии экономики, в решении фискальных и социальных задач. При этом начальный этап истории имамата существенно отличается от последующих.
В литературе существует широкий спектр оценок сущности горского государства. В литературе отсутствует единство взглядов на сущность, тип, форму правления в имамате. Исследователи считают его переходным типом либо от «военной демократии» к раннефеодальной государственности (М. М. Блиев), либо от раннефеодальной государственности к феодальному государству (А. М. Халилов). Однозначно судить о природе имамата очень сложно, так как его создание было вызвано внешними факторами, прежде всего, потребностями борьбы за независимость, его функционирование проходило в условиях тяжелых военных действий с противником, обладавшим неизмеримо большими ресурсами.
В имамате были заложены различные альтернативы развития, но реализовать их не представилось возможности, и в этом смысле его можно назвать переходным типом государства. Форму правления историки определяют как теократическую монархию (Г. Даниялов), монархию (М. М. Блиев), неполную монархию (Н. И. Покровский), дуалистическую монархию (А. М. Халилов), диктатуру (А. С. Омаров), демократическую республику (Н. Кровяков) и т.п.
На начальном этапе истории имамата прослеживались ярко выраженные уравнительные тенденции. Были физически уничтожены многие представители элиты — ханы, беки, другие феодальные владетели, ликвидированы привилегии аристократии, освобождены рабы (кулы). На последующих этапах эта тенденция значительно ослабевает, и в ходе борьбы четко просматривалось формирование новой элиты из администрации имамата разных уровней (наибы, мудиры, духовенство, военачальники и пр.).
Шамилю удалось сплотить полиэтничный регион и сформировать стройную централизованную систему управления. Территория была разделена на административные единицы — наибства, число и размер которых менялись в зависимости от военно-политической обстановки. Более или менее постоянными были 20, иногда их число доходило до 50. Некоторое время их объединяли в 4 губернии (округа) во главе с мудирами. Наибства делились на участки под управлением мазунов, которые занимались военными сборами и заготовкой провианта. Судебные и административные функции выполняли кадии, муфтии, алимы. Низшей единицей административного деления являлся аул, в котором сохранялась выборная система управления, однако старшины стали утверждаться имамом по представлению наибов.
Глава государства – имам-уль-Аззам (великий имам), «отец страны и шашки» являлся духовным, военным и светским вождем, имел огромный авторитет и решающий голос, однако его власть нельзя считать неограниченной. Примерно с 1841 года ежедневно, кроме пятницы, при нем заседал Диван-ханэ (Высший совет) и рассматривал административные, военные, хозяйственные, судебные дела, заслушивал доклады наибов. Периодически созывались съезды наибов и алимов для обсуждения важнейших государственных проблем (1841, 1845, 1847, 1851, 1858, 1859 гг.)
Местное управление находилось в руках назначаемых Шамилем наибов. Их деятельность регламентировало «Положение о наибах»: сбор налогов и ополчения, суд, наказания, забота о вдовах и сиротах. Наиба сопровождали муфтий, палач, отряд охраны – муртазикаты. Они выполняли не только роль личной гвардии высших должностных лиц имамата, но и составляли ядро войска. Эти воины отказывались от семьи, давали присягу, были наиболее религиозны и фанатично преданы имаму. Низшую административную инстанцию представляли старшины, избранные народом и утвержденные Шамилем по представлению наибов. Старшины и кадии заботились об исполнении указов и распоряжений имама, отвечали за порядок в ауле.
В государстве была создана своеобразная «служба безопасности» – институт мухтасибов (осведомители), которые наблюдали за деятельностью наибов и других должностных лиц. Для проверки подбирали «инонациональные кадры», то есть в Дагестан посылали чеченца и наоборот, чем достигалась строгость и объективность в оценках. Существовала почтовая служба – «летучая почта». Гонцы по первому требованию получали в аулах свежих лошадей, пищу, ночлег.
Вся жизнь в горском государстве строилась на основе шариата. Адаты решительно искоренялись. Однако специфика жизни в условиях длительной войны с могущественным противником вынудила разработать дополнительные правовые нормы для регулирования личных и общественных отношений – «Низамы Шамиля». Известно 14 низамов, которые регламентировали хозяйственные, земельные, личные, семейно-брачные отношения, ограничивали кровную месть, определяли систему наказаний за различные нарушения и преступления, решали бытовые вопросы.
Был введен запрет на вино, табак, песни, музыку, танцы. Нарушители его подвергались строгим (плети, смертная казнь) или унизительным (вымазывание лица сажей, продевание бечевки сквозь ноздри и др.) наказаниям, что объяснялось суровым военным временем. Наибольшему осуждению и жестоким наказаниям подвергались лица, уличенные в предательстве и шпионаже.
На основе шариата была отрегулирована налоговая система имамата, создано государственное казначейство – байтулмалл. Основные подати – зякат (10-я часть доходов), харадж (за пастбища), хомус (5-я часть военной добычи), а также многочисленные штрафы, конфискации, выморочное имущество, выкупы за пленных пополняли казну.
Гибель мужчин молодого возраста, снижение рождаемости вызвали большие перемены в правовом регулировании брачных отношений, значительно снижен калым, особенно в Чечне. Наибы обязаны были строго следить за нравственностью и своевременным заключением брака среди молодежи. Девушек могли выдать замуж по указанию наиба. При этом жестко пресекалось умыкание невест, бегство молодых. Строго наказывали и муллу, и новобрачных, нарушивших запрет. Особая забота о вдовах выразилась в предоставлении им права выбора мужа, независимо от его семейного положения. Низам защищал имущественные права разведенных женщин: мужчина, изгнавший жену, обеспечивал её материально.
Шамиль создал эффективно действующие вооруженные силы, включавшие конницу и пешее ополчение. Всё мужское население от 15 до 50 лет являлось военнообязанным и могло быть мобилизовано поголовно в случае необходимости. Численность войска зависела от военно-политической обстановки в крае и составляла в среднем 20-30 тыс. человек.
Сведения авторов о численности вооруженных формирований горцев весьма противоречивы (от 15 до 60 тыс.). Ополчение делилось на тысячи, пятисотни, сотни, десятки. Подразделения имели свои значки и знамена, командиры – знаки отличия, введенные в практику с начала 40-х годов. Знаки определяли должностной статус и имели наградное содержание: серебряные пластины в форме круга, треугольника, полумесяца, звезды, пятиугольника и пр. с надписями.
Серебряную пластину в виде погона на правом плече носили наибы, командиры тысяч и пятисотен имели круглую, сотники – треугольную или в форме полумесяца, в центре обозначалось звание командира. Наиболее распространенные надписи – изречения из Корана, прославление имени бога. Самые затейливые надписи и богатые украшения были на имамских знаках. Должностные различия определял также цвет чалмы. Имам и мюршиды носили белую чалму, наибы и пятисотники – желтую, сотники – пеструю, десятники – красную, хаджи – гранатовую.
Наградные знаки введены примерно с 1842 года. «За храбрость» – для военных, «За усердие» – для духовенства. Обычно это был кусочек зеленой материи, символизировавший знамя Аллаха, который нашивали на папаху или чалму. Был знак позора (за трусость) из войлока, который носил провинившийся на рукаве или спине до тех пор, пока не искупит вину. Серебряные наградные знаки также имели надписи — изречения из Корана, девизы, призывы. По мнению В. Г. Гаджиева, в наградной системе имамата наблюдается влияние России. В целях поощрения отличившиеся горцы награждались оружием, деньгами, вещами, скотом и пр.
В армии Шамиля особой заботой была артиллерия, хотя вначале захваченные в бою пушки просто ломали. Число орудий доходило до сотни, среди них не только трофейные, но также изготовленные в аулах. Большую помощь в производстве пушек, пороха, ракет, патронов, отливке ядер оказывали беглые солдаты русской армии. Они были кузнецами, часовщиками, обучали стрельбе и военному делу, сражались на стороне горцев, иногда даже возглавляли отряды. По мнению Р. Магомедова, 15 урочищ было заселено перебежчиками, в горах существовало даже выражение «свои русские». Солдаты пользовались покровительством и защитой имама, имели церкви, заводили семьи.

Комментарии закрыты.