АЛЖИРСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Статутный Закон (Статут)
№256-закегмедж от «__» _________200__г.
Принят Высшим народным советом
Настоящий закон принят во исполнение реформы законодательства государства, определяет статус обычного права в республике, порядок его применения, судопроизводство в рамках обычного права и судоустройство в данной системе.
Часть первая. Общие положения.
Секция 1. Правовая система республики.
Статья 1.
Правовая система республики представляет собой целостную саморазвивающуюся систему национального права, органично сочетающего в себе достижения мировой практики и мысли, традиции национальной государственности, принадлежность к арабской и мусульманской культуре и миру и позволяющее стране обеспечивать свой суверенитет.
Статья 2.
Правовая система республики основывается на следующих принципах:
• Единство и неразрывность всех норм права и их функционирования,
• Многообразие источников права и правовых процедур как взаимодополняющих друг друга.
• Сохранение традиций национального развития и огромное уважение к ним,
• Принадлежность к арабо-мусульманскому миру и правовой культуре.
Статья 3.
Правовая система республики представляет собой сочетание трех различных систем источников права:
• Светское государственное право человеческого разума,
• Шариат как данный мусульманам закон Аллаха,
• Обычное право (адат) как выработанный человеческой практикой родовых отношений.
Статья 4.
Основным элементом является государственное право, на котором основывается правовая жизнь республики, шариат и обычное право регулируют только гражданско-правовые отношения по обоюдному согласию сторон, реализуя тем самым право выбора системы юрисдикции.
Статья 5.
Государство обязано беречь и сохранять правовые традиции общества, реформируя право с огромной ответственностью, приумножать разнообразие и славу национального права, помогать его развивать и прислушиваться к мнению улемов, которое обязательно по ряду вопросов, установленных законом.
Секция 2. Юрисдикция обычного права.
Статья 6.
Под юрисдикцию обычного права подпадают гражданско-правовые отношения между членами родового общества племен.
Членом племени считается:
• Араб мусульманского вероисповедания,
• Старше 25 лет и в здравом уме,
• Знающий обычное право и уважающий обычаи своего племени,
• Живущий в племени и участвующий в его жизни на протяжении года перед обращением в суд.
Статья 7.
К сфере гражданско-правовых отношений относятся:
• Вопросы личного статуса члена племени,
• Семья и брак члена племени,
• Наследство в рамках племени,
• Землепользование для нужд племени,
• Собственность на скот, находящийся в племени,
• Купля-продажа, поставка, мена, дарение имущества члена племени.
Статья 8.
Нормы обычного права не регулируют отношения между членами племени и нечленами племени.
Данные отношения могут регулироваться нормами обычного права только, если вторая сторона когда принадлежала к племени получено согласие государственного суда и другой стороны.
Секция 3. Коллизии.
Статья 9.
Коллизии между нормами обычного права и нормами государственного права разрешает Совет обычного права при президенте республики.
Половина членов Совета назначается Высшим народным советом сроком на 5 лет с возможностью только повторного переизбрания.
Половина членов Совета назначается президентом республик сроком на 5 лет с возможностью только повторного переизбрания.
Статья 10.
Членами Совета могут быть лица, получившие юридическое образование, имеющие опыт работы в государственно-правовой сфере не менее 10 лет и старше 50 лет.
Члены Совета не могут принадлежать к племени и состоят на государственной службе.
Совет не входит в судебную систему страны, но действует под руководством Верховного суда республики.
Статья 11.
Республиканское коллизионное право применяется Советом обычного права при президенте республики по своему усмотрению и на основе самодостаточности.
Совет в случае несогласия с указанием Верховного суда республики может передать вопрос на рассмотрение президента респулики, решение которого в данном случае будет окончательным.
Часть вторая. Источники обычного права.
Секция 1. Система источников обычного права.
Статья 12.
Система источников обычного права является разнообразно и включает три основных элемента:
• Обычая как сложившееся правило поведения в ситуации,
• Решения Судебных советов обычного права как создающие прецедент в области обычного права,
• Кодификация нормы обычного права в кодексах, осуществляемая законодательными органами государства.
Статья 13.
Государство стремиться унифицировать систему обычного права путем принятия кодексов как кодифицирующих основополагающих норм в этой области.
Любой закон, вторгающийся сферу регулирования норм обычного права, подлежит рассмотрению главами племен и должно быть достигнуто согласие большинства из них на действие данного закона в отношении членов племен.
Секция 2. Обычай как основополагающий источник.
Статья 14.
Обычай является основным источником обычного права.
Обычай должен быть санкционирован решением государственных органов для правоприменительной практики в области государственного права при решении коллизионных вопросов.
Обычая представляет собой выработанное веками правовых отношений внутри племен правила поведения и это правило признается всеми членами племени, что позволяет ему регулировать свою сферу отношений.
Статья 15.
Суд обычного права при решении вопросов правового регулирования своей компетенции должен исходить из норм обычного права, руководствуясь при этом началами государственного права, оказывающими руководящее воздействие на систему обычного права.
Суд обычного права не может выйти за пределы своей сферы правового регулирования.
Статья 16.
Суд при решении дела должен принимать во внимание все особенности правового статуса сторон, изучать все обстоятельства дела, правильно толковать обычаи, подлежащие применению в данном случае.
Решение, принятое без учета этих обстоятельств, может быть признано недействительным.
Секция 3. Решения Судебного совета.
Статья 17.
Судебные советы обычного права создаются каждый в области проживания племени.
Члены Судебного совета выбираются членами племени и утверждаются главой племени.
Члены Судебного совета избираются из числа судей обычного права на неограниченный срок.
Статья 18.
Решение Судебного совета принятое в рамках сферы регулирования и правовых процедур является окончательным.
При несогласии одной из сторон дело передается на рассмотрение в государственный суд.
Решения Судебного совета составляет комплекс обязательного применительного права для членов племени.
Статья 19.
Судебный совет полностью самостоятелен в своих действиях.
Решения Судебного совета можно оспорить только в случае его вторжения в сферу регулирования отношения государственного права по причине вынужденной необходимости.
Секция 4. Кодификация норм обычного права.
Статья 20.
Государство через законотворческую деятельность активно участвует в правовой жизни племен, кодифицируя обычное право как полностью самостоятельную и самодостаточную систему норм права, предназначенную для регулирования отношений между племенами и внутри племен.
Кодификация обычного права является приоритетным направлением развития правовой системы республики.
Статья 21.
Основной формой закона, которым регулируется обычное право, является кодекс, принимаемый Высшим народным советом.
Кодекс в области обычного права приравнивается к органическим законам.
В подготовке и принятии проекта Кодекса должны обязательно принимать участие главы племен и также должно быть достигнуто согласие большинства Советов племен.
Статья 22.
Кодификация нормы обычного права осуществляется Советом обычного права при президенте республики.
Совет вправе образовывать Комиссию по подготовке проекта кодекса. При изменении проекта кодекса, подготовленного Комиссией, Совет должен дать мотивированное объяснение президенту республики.
Часть третья. Судоустройство.
Секция 1. Первичные суды.
Статья 23.
Первичный судом в области обычного права является суд старешин племени.
Ежегодно Совет племени при согласи главы племени утверждает судей обычного права племени.
Судьей обычного права в племени может араб мусульманского вероисповедания, живущий в племени не менее 5 лет и достигший возраста 50 лет.
Статья 24.
Первичный суд решает делает на основе настоящего Статута, Кодексов, принятых в его исполнение, решений Судебного совета племени.
Суд не может принимать во внимание решения других Судебных советов как не соответствующих правовым нормам данного племени.
Статья 25.
Первичный суд как суд первой инстанции уполномочен разрешать вопросы о правовом статусе членов других племен в их отношении в членами данного племени только при своей подсудности.
Подсудность дела данному суду возникает из факта участия в деле члена данного племени и более ранней подачи иска.
Секция 2. Судебный совет.
Статья 26.
Судебный совет действует на территории только своего племени.
Судебный совет является судом второй инстанции по спорам, регулируемым нормами обычного права.
Судебный совет не может принять к рассмотрению дела без решения суда первой инстанции за исключением дел, затрагивающим отношения в целом между племенами.
Статья 27.
Судебный совет по своему усмотрению может установить ряд вопросов правового регулирования, по которым он может дополнительно принимать решения в качестве суда первой инстанции с согласия Совета племени.
Данное решение должно быть предусмотрено в самом кодексе.
Данное решение может быть принято как на определенный срок так и на неопределенный срок по наступлении обстоятельств, его отменяющих.
Статья 28.
Судебный совет действует на непостоянной основе и его члены не являются государственными служащими.
Судебный совет может передать дело на разрешение Совета по обычному праву при президенте республики в случае особой общественной значимости дела.
Часть четвертая. Судопроизводство.
Секция 1. Иски.
Статья 29.
Иски обычного права подаются по субъекту либо против племени либо против члена племени.
Иски против племени подаются только главой племени либо членом племени с согласия Совета племени и обращаются сразу в Судебный совет обычного права.
Иски против члена племени подаются в Совет племени, назначающий судей для рассмотрения дела.
Статья 30.
Иски по содержанию подаются либо по подозрению либо по доказательствам.
Иски по подозрению предполагают установление обстоятельств юридического факта и вынесения на этой основе решения.
Иски по доказательствам направлены на установление формы вины, а не самого юридического факта.
Статья 31.
Иски по форме могут быть поданы либо в письменной форме, требующей исследования доказательств в полном объеме либо в устной с регистрацией в канцелярии племени и в таком случае письменные доказательства не исследуются.
Секция 2. Доказательства.
Статья 32.
Доказательствами в процессе в области действия норм обычного права являются показания, письменные доказательства и вещественные доказательства.
Основной формой доказательств являются показания свидетелей.
Наибольшей силой обладают письменные доказательства, исследуемые в процессе рассмотрения иска по письменной форме.
Статья 33.
Показания мужчины приравниваются к показаниям двух женщин.
Показания двух несовершеннолетних приравниваются к голосу мужчины, показания трех несовершеннолетних лиц женского пола приравниваются к голосу женщины.
Статья 34.
Письменными доказательствами могут быть только документы либо их части, которые можно исследовать в судебном процессе.
Вещественными доказательствами являются предметы, устанавливающие либо опровергающие юридический факт.
Секция 3. Судебный процесс.
Статья 35.
Судебный процесс обычного права состоит из стадии подготовки, стадии рассмотрения дела и проведения судебного следствия и стадии исполнения решения суда.
Стадия подготовки включает в себя собирание доказательств, назначение дня слушания и судей, прибытие свидетелей.
Статья 36.
Стадия рассмотрения дел должна полностью позволить участникам процесса и судьям исследовать все доказательства выносимого решения.
Стадия исполнения в случае отказа от добровольного исполнения возлагается на государственную службу судебных исполнителей.
Статья 37.
Доказательства исследуются устно.
Протокол заседания может вестись по решению сторон.
Решение дела обязательно фиксируется в канцелярии племени.
Часть пятая. Вступление в силу.
Статья 38.
Настоящий закон вступает в силу в порялдке, предусмотренном для законов в республике.
Закон подлежит официальному опубликованию.
Статья 39.
Во исполнение настоящего закона должны быть приняты кодексы и законы.
Порядок принятия данных нормативных актов устанавливает Высший народный совет.
г.Алжир, Дворец президента
№256-закегмедж от «__» _________200__г.
Президент АНДР / /

Комментарии закрыты.