УКАЗ СИНОДА О ТЕРПИМОСТИ ВСЕХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И О ЗАПРЕЩЕНИИ АРХИЕРЕЯМ ВСТУПАТЬ В РАЗНЫЕ ДЕЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ИНОВЕРНЫХ ИСПОВЕДАНИЙ И ПОСТРОЕНИЯ ПО ИХ ЗАКОНУ МОЛИТВЕННЫХ ДОМОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЯ ВСЕ СИЕ СВЕТСКИМ НАЧАЛЬСТВАМ, 17 ИЮНЯ 1773 Г.
Святейший Правительствующий Синод заслушал сообщение из ведения Правительствующего Сената, коим объявлено, что Генерал-Прокурор и Кавалер князь Александр Алексеевич Вяземский1 объявил Правительствующему Сенату, что он вследствие определения Правительствующего Сената на сообщенные из Святейшего Синода сведения провел расследование о построенных в Казани в Старой татарской слободе по дозволению в бытность там в 1767 году Губернатора, Тайного Советника, Сенатора и Кавалера Алексея Никитича Квашнина-Самарина2 близ благочестивых церквей и в общем жительстве татар и новокрещеных двух каменных мечетей. Об этом он докладывал Ее Императорскому Величеству.
Святейший Правительствующий Синод – высший государственный И 29 числа минувшего мая получил на то Высочайший отзыв, что как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, так и Ее Величество из тех же правил, следуя Его Святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтоб между подданными Ее Величества всегда любовь и согласие царствовали. Впрочем, бывший Губернатор Квашнин-Самарин дозволение строить каменные мечети сделал согласно данного Большого Наказа, где 494, 495 и 496 статьи в том ведении точно прописаны.
Приказали как к Синодальным Членам, так и во все Епархии к Преосвященным Архиереям послать указы, в которых написать, что по представленным в Святейший Синод4 от Синодального члена, Преосвященного Вениамина, Архиепископа Казанского и других Епархий доношениям о построенных в Казани и прочих местах близ благочестивых церквей и в общем жительстве татар и новокрещеных татарских мечетей и о прочем, Святейший Синод с Правительствующим Сенатом отношения имел, и напоследок получил от Правительствующего Сената решение по этому вопросу. Отныне Преосвященным Архиереям в дела, касающиеся всех иноверных исповеданий и построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на рассмотрение светских команд. Преосвященные же Архиереи, также как и светские команды, должны прилагать, в силу Государственных законов, старание, чтоб от того между подданными Ее Императорского Величества не могло быть никакого разногласья, а исключительно царила между ними любовь, тишина и согласие.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1770-1774 гг.». – СПб, 1830, Т.19, с. 775-776 (№ 13996).
1. Вяземский Александр Алексеевич (1727-1793) – князь, русский государственный деятель. Один из ближайших сподвижников Екатерины II, в 1764-1793 гг. генерал-прокурор Сената.
2. Квашнин-Самарин Алексей Никитич (ум. в 1775) – сенатор, в 1766-1772 гг. – казанский губернатор.
3. Императрица Екатерина II (1762-1796).орган по делам русской православной церкви в России (1721-1918). В его ведении находились дела чисто церковные, церковно-административные и хозяйственные, церковные цензура и суд. Важными задачами Синода были «охрана устоев веры Православной» и миссионерская деятельность. Члены Синода назначались из числа высших духовных лиц. «Оком государевым» в Синоде являлся обер-прокурор, который в XIX – нач. XX вв. по должности входил в состав Государственного Совета и Комитета министров.