Об управлении духовными делами магометан

КНИГА ШЕСТАЯ.
О УПРАВЛЕНИИ ДУХОВНЫХ ДЕЛ МАГОМЕТАН

1342. Местное управление духовными делами Магометан принадлежит их духовенству, высшему и приходскому.
1343. Из лиц высшего Магометанского духовенства образованы два окружных управления: Таврическое, учрежденное в городе Симферополе под именем Магометанского Духовного Правления, и Оренбургское, учрежденное в городе Уфе под названием Магометанского Духовного Собрания. Заведывание духовными делами мусульман шиитского и суннитского учений в Закавказье принадлежит шиитскому и суннитскому духовным правлениям.
1344. Таврическому и Оренбургскому окружным управлениям подчиняется все Магометанское приходское духовенство в Империи: Таврическому – Магометанское духовенство, находящееся в губерниях Таврической и Западных, а Оренбургскому – во всех прочих губерниях и областях, исключая Закавказье (Раздел III) и азиатских иноземцев из Магометан (бухарцев и других), живущих в некоторых городах западной Сибири без принятия подданства, а потому подчиненных в делах духовных общему местному гражданскому управлению и через него Министерству внутренних дел.
Примечание. Духовные дела инородцев Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей управляются на основании Положения об управлении сих областей.
РАЗДЕЛ I. ОБ УПРАВЛЕНИИ ДУХОВЕНСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К ОКРУГУ ТАВРИЧЕСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ.
ГЛАВА I. О ПРАВАХ ДУХОВЕНСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К ОКРУГУ ТАВРИЧЕСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ.
1345. Духовенство, принадлежащее к округу Таврического Магометанского Духовного Правления, имеет право рассматривать и решать по правилам своей веры и в ниже определенном порядке дела Магометан духовного рода: о порядке богослужения, о обрядах, о исправлении духовных треб и о заключении и расторжении браков. Жалобы по сим делам на решения приходского духовенства приносятся Духовному Правлению, а на решения сего Правления – Таврическому Губернатору, от которого они препровождаются в Министерство внутренних дел для разрешения в установленном порядке.
1346. В случаях, определенных Гражданскими законами, вышеозначенное духовенство (ст. 1345) имеет право рассматривать и по правилам Магометанской веры решать дела о частной собственности, возникающие между Магометанами по завещаниям или при разделах наследственных имуществ. Впрочем, недовольные решениями по сим делам могут обращаться в общие судебные места с просьбой о рассмотрении и решении их дел по общим законам Империи.
1347. Сверх того, по правилам, обозначенным в статье 1399, упомянутое духовенство (ст. 1345) имеет право решать дела о неповиновении детей родителям и дела о нарушениях супружеской верности, ограничиваясь при сем лишь увещаниями и наложением духовного покаяния и исправления. Если же сочтет нужным присоединить и светское наказание, то приговор представляется Духовным Правлением к местному Губернатору, который дает сему приговору дальнейший ход по общим законам.
1348. Метрические книги в приходах о рождении, браках и смерти Магометан обоего пола обязаны вести приходские духовные по правилам и формам, предписанным в Законах о Состояниях. Духовные, не состоящие в российском подданстве, к сему действию, как и к самому совершению треб для подданных Магометан, не допускаются.
1349. Духовные лица, принадлежащие к округу Таврического Магометанского Духовного Правления, а также их дети, избавлены от телесных наказаний. Льготы чинов духовенства, принадлежащего к округу Таврического Магометанского Духовного Правления, по отбыванию податей и повинностей определяются в подлежащих Уставах по принадлежности.
1350. Чины духовенства, принадлежащего к округу Таврического Магометанского Духовного Правления, имеют все общие права свободного состояния, личные и по имуществу, а доказавшие свою принадлежность к дворянству – пользуются правами дворянскими.
Примечание. Принадлежность к Магометанскому духовенству основывается на происхождении от него и доказывается метрическими книгами и ревизскими сказками, составляемыми по Законам о состояниях. Причислять к нему лиц бывших податных состояний по одному праву происхождения от него, без определения в духовные должности, запрещается.
1351. В делах, относящихся к обязанностям духовного звания, они (ст. 1350) подлежат суду своего духовного начальства, а во всех прочих делах, гражданских и уголовных, подлежат судам светским и судятся по общим законам Империи. За поступки, противные их духовным обязанностям, они могут быть лишены своего звания, но не иначе, как по следствию, ясно доказавшему их вину, и по решению той власти, от которой зависело их утверждение в духовной должности.
ГЛАВА II. О РАЗНЫХ ЗВАНИЯХ И СТЕПЕНЯХ ДУХОВЕНСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К ОКРУГУ ТАВРИЧЕСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ
1352. В округе Таврического Магометанского Духовного Правления высшее Магометанское духовенство состоит из Таврического Муфтия, Кадия-Эскера и Симферопольского, Феодосийского, Перекопского, Евпаторийского и Ялтинского Уездных Кадиев.
1353. Таврический Муфтий является духовным главой Магометан, обитающих в Таврической и Западных губерниях, и председателем Таврического Духовного Правления (ст. 1374).
1354. Кадий-Эскер является помощником Муфтия, заведующим делами по его распоряжению и заступающим его место во время болезни, отсутствия и после его увольнения или смерти до утверждения нового.
1355. Уездные Кадии рассматривают и решают все возникающие в подведомственных им уездах дела по определенному в сем разделе порядку на основании духовных Магометанских законов.
1356. Приходское Магометанское духовенство состоит из приходских Хатыпов, Имамов, Мулл, Маязинов и служителей при мечетях.
1357. Хатыпы, Имамы и Муллы совершают богослужение в мечетях, исправляют духовные по Магометанскому закону требы во вверенных им приходах и рассматривают встречающиеся между их прихожанами дела, предоставленные власти Магометанского духовенства.
1358. Миодаррисы и Гочи, доколе состоят в сем звании, также причисляются к приходскому духовенству. Первые (Миодаррисы) имеют равные личные преимущества с Муллами, но принимают на себя рассмотрение духовных дел только тогда, когда состоят в духовном звании, т.е. в звании Муллы, Хатыпа или Имама. Последние (Гочи), приравниваемые с Маязинами, преподают учение в низших Магометанских училищах.
1359. К Магометанскому духовенству принадлежат также начальники текий – Шейхи.
ГЛАВА III. ОБ ИЗБРАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ В ДОЛЖНОСТЯХ
1360. Таврические Муфтии и Кадий-Эскер избираются Министром внутренних дел из Магометан духовного звания или из Магометанских дворян, не имеющих сего звания, и утверждаются в должности Высочайшей властью.
1361. Кандидаты на звание Уездных Кадиев назначаются Муфтием вместе с Кадием-Эскером и находящимися в городе Симферополе Кадиями из достойнейших приходских чинов, Хатыпов, Имамов или Мулл, и список представляется Таврическому Губернатору.
1362. Губернатор делает распоряжение о созыве к назначенному времени в город того уезда, в который предполагается определить Кадия:
1) Магометанского духовенства и мурз того уезда с Уездным Предводителем;
2) Волостных Старшин или по одному депутату вместо них от поселян каждой Магометанской волости в том же уезде.
1363. Если кто-либо из имеющих право участвовать в избрании Уездного Кадия не явится к назначенному времени, то избрание по сей причине не останавливается.
1364. Для наблюдения за порядком в делах сего собрания (ст. 1362) присутствует один из членов Губернского Правления.
1365. Член Губернского Правления объявляет собранию о предназначенных на место Кадия кандидатах, а потом баллотирование открывается обыкновенным порядком.
1366. Таврический Губернатор представляет Министру внутренних дел список баллотированных со своим о них мнением.
1367. Министр внутренних дел, рассмотрев список баллотированных кандидатов и мнение губернского начальства, представляет одного из них Правительствующему Сенату на утверждение.
1368. В Таврической губернии в звание Хатыпов, Имамов, Мулл, Маязинов и прочих служителей мечетей избираются только лица, принадлежащие к духовенству сей губернии по происхождению от него, а именно сыновья (а не дальнейшее потомство) высшего и приходского духовенства, поименованного в статьях 1352, 1356, 1358 и 1359. В Западных губерниях дозволяется избирать Мулл без различия состояний.
1369. Для получения звания Хатыпа, Имама, Муллы и Миодариса необходимо:
1) согласие приходского общества, изъявленное надлежащим образом в общественном приговоре;
2) одобрение Таврического Магометанского Духовного Правления по ниже определенным правилам;
3) утверждение местного Губернского Правления.
1370. Для определения в низшие духовные звания требуется только согласие приходского общества, изъявленное надлежащим образом в общественном приговоре, и одобрение приходских Хатыпов, Имамов или Мулл, утвержденное высшим Магометанским духовным начальством.
1371. Высшие Магометанские духовные чины: Муфтий, Кадий-Эскер и Уездные Кадии, а также приходские Хатыпы, Имамы и Муллы, при вступлении в должность по их званиям приводятся к присяге по предписанной форме.
1372. Муфтий, Кадий-Эскер и Уездные Кадии приводятся к присяге в Таврическом Губернском Правлении в присутствии Губернатора, а Хатыпы, Имамы и Муллы – в Уездных Полицейских Управлениях.
1373. Присяжный лист подписывается давшим присягу и свидетелями и хранится при делах по общему порядку.
Примечание. Присяжные листы должны быть печатные, на русском языке, с переводом на местный татарский язык по данной форме.
ГЛАВА IV. УЧРЕЖДЕНИЕ ТАВРИЧЕСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ.
Отделение I. О составе присутствия Правления.
1374. Таврическое Магометанское Духовное Правление состоит из Таврического Муфтия, Кадия-Эскера и Уездных Кадиев (ст. 1352). Муфтий председательствует, прочие же присутствуют в качестве членов. Все они определяются в порядке, изложенном в статьях 1360-1367.
1375. При Духовном Правлении на основании штатов состоит канцелярия из секретаря, столоначальников, переводчика, журналиста и канцелярских служителей. Секретарь, после избрания и представления Таврического Губернатора, утверждается Министерством внутренних дел. Прочие определяются и увольняются Таврическим Губернским Правлением по представлениям Духовного Правления.
Примечание. Для переписки бумаг на татарский язык Духовное Правление может нанимать писцов на добровольных условиях относительно суммы, положенной для канцелярии по штату.
1376. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет общие права присутственного места. Оно состоит под непосредственным ведением Таврического Губернского Правления и под высшим начальством Министерства внутренних дел.
1377. Таврическое Магометанское Духовное Правление на основании общих положений не приступает к решению подлежащих его ведению дел, если в нем не присутствует хотя бы два члена кроме председательствующего Муфтия.
1378. Таврический Муфтий в качестве председателя, а Кадий-Эскер и Уездные Кадии в качестве членов сего Правления, имеют права и обязанности, присвоенные сим званиям общими законами.
1379. Муфтий, Кадий-Эскер и Симферопольский Кадий присутствуют в Духовном Правлении раз в неделю или чаще в течение всего года. Прочие Уездные Кадии присутствуют лишь в течение общего собрания, ежегодно созываемого Муфтием в январе или феврале, во время которого присутствие в Правлении является ежедневным, кроме Магометанских праздников и общих праздничных дней, когда все присутственные места свободны от занятий.
1380. В назначенное для общих собраний время (ст. 1379) единогласно или по большинству голосов рассматриваются и решаются все те дела, в которых один из постоянных членов был устранен по законным причинам, а также дела, которые не были решены по возникшему между постоянными членами разногласию, т.е. тогда, когда мнение председательствующего Муфтия противоречит мнению Кадия-Эскера и Уездного Симферопольского Кадия.
1381. Во время отсутствия или болезни Муфтия его место в Правлении занимает Кадий-Эскер.
1382. Если один из трех постоянных членов Правления из-за тяжкой долговременной болезни или продолжительного отсутствия не может в нем присутствовать, то на место его вызывается Кадий из ближайшего места.
1383. Пока Уездные Кадии присутствуют в Правлении, их должность в уезде с разрешения губернского начальства поручается кандидату, имевшему при последних выборах наибольшее число голосов.
Отделение II. О предметах Правления.
1384. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет в своем ведении:
1) мечети, с учрежденными при них училищами и текии;
2) вакуфы, принадлежащие к мечетям и училищам;
3) все Таврическое Магометанское духовенство и духовенство, находящееся в Западных губерниях, а также поступающие из приходов через Уездных Кадиев дела, предоставленные рассмотрению сего духовенства согласно статьям 1345-1348.
1385. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет книгу, в которой записываются все мечети, все находящиеся при оных училища, текии и принадлежащие к ним чины. В сей книге определяются все заслуживающие внимания обстоятельства, касающиеся мечетей, училищ и вообще Магометанских духовных. К числу таких обстоятельств принадлежит и запись в алфавитном порядке лиц, лишенных духовного звания.
1386. Таврическое Магометанское Духовное Правление печется о соблюдении надлежащего в богослужении порядка и о приличном содержании мечетей.
1387. Имея попечение о содержании училищ при мечетях, Духовное Правление наблюдает как за учением, так и за нравственным поведением учителей и учеников.
1388. Постройка новых мечетей допускается не иначе, как по правилам Строительного Устава и с обеспечением их содержания.
1389. Медресе и другие училища по распоряжению Таврического Магометанского Духовного Правления могут быть учреждены в каждом селении независимо от числа ревизских душ. Для открытия училища необходимо только согласие общества и назначение достаточных для содержания средств.
1390. Таврическое Магометанское Духовное Правление доставляет Директору народных училищ или замещающему его должностному лицу сведения о каждом вновь заводимом училище и ежегодные ведомости о числе учителей и учащихся.
1391. Наиболее важными средствами для содержания мечетей, училищ и определенного при мечетях духовенства являются недвижимые имущества, именуемые вакуфами, и денежные капиталы. Духовное Правление заведует вакуфами по определенным правилам.
Примечание. Высочайше постановлено: сложив с Таврического Магометанского Духовного Правления обязанность наблюдения за частными вакуфами в Таврической губернии, предоставить Министру внутренних дел право распорядиться передачей в местное Управление государственных имуществ всех дел, сведений и документов о частных вакуфах для общего наблюдения за упомянутыми частными имуществами на основании закона о выморочных имениях. До окончания занятий Комиссии по вопросу об упорядочении вакуфных имуществ в Крыму и назначения на должность Таврического Муфтия нового лица, управление вакуфными недвижимыми имуществами Таврической губернии передать в ведение помянутой Комиссии, которой следует заведовать сими имуществами на тех же основаниях, какие установлены для Таврического Магометанского Духовного Правления, и с соблюдением особых правил, при сем приложенных.
1392. Назначение приходских Магометанских духовных чинов на разные должности, рассмотрение жалоб на них и зависящие от духовной власти решения и распоряжения по сим жалобам составляют одну из важнейших обязанностей Духовного Правления.
1393. При назначении духовных чинов на приходские должности, Духовное Правление контролирует, чтобы приходы действительно в них нуждались, чтобы они были не моложе определенного возраста, имели нужные сведения о их должностях и были нравственными.
Примечание. В соборную мечеть надлежит определять не более одного Хатыпа, одного Имама и одного Маязина, а в мечеть простую – не более одного Имама и одного Маязина. Если жителей, приписанных к простой мечети, будет более двухсот ревизских душ, и для них необходимо будет более одного Муллы, то дозволяется добавить духовных лиц, лишь бы их число не превосходило числа, назначенного для соборной мечети. В Кадии, Ахуны, Мухтасины и Миодариссы следует определять лиц не моложе двадцати пяти лет, в Хатыпы, Муллы и Имамы – не моложе двадцати двух, а в Маязины и Гочи – не моложе двадцати одного года.
1394. После надлежащего рассмотрения, Духовное Правление докладывает об утверждении Хатыпов, Имамов, Мулл и Миодариссов Губернскому Правлению.
1395. Если будет несколько кандидатов, имеющих по своим способностям и нравственным достоинствам равное право на получение открывшегося места, то Духовное Правление отдает преимущество тому из них, кто знает русский язык.
1396. Маязины, Ферраши и другие низшие чины при мечетях, училищах и текиях определяются самим Духовным Правлением по представлению местных Хатыпов, Имамов или Мулл и по свидетельству местного полицейского начальства о их благонадежности.
1397. В конце года Таврическое Магометанское Духовное Правление представляет Губернскому Правлению общий список определенных им низших чинов для сведения.
1398. Таврическое Магометанское Духовное Правление ведет счет и имеет особые исправные списки всех духовных лиц, находящихся при должностях.
1399. Рассмотрению Таврического Магометанского Духовного Правления подлежат дела, возникающие в приходах: о порядке богослужений, об обрядах и исправлении духовных треб, о заключении и расторжении браков, о неповиновении детей родителям, о спорах по завещаниям или при разделе наследства по Магометанским законам и о других сего рода делах, которые следует решать, учитывая права, дарованные Таврическим Магометанам. Духовное Правление приступает к рассмотрению лишь тех дел, которые не подлежат ведению и разбору гражданских начальств, и только по представлению местных Хатыпов, Имамов или Мулл или по просьбам и жалобам от обществ, предварительно рассмотренным Уездными Кадиями. Просьбы частных лиц, поступающие по сим делам прямо в Правление, отсылаются Хатыпам, Имамам или Муллам для предварительного рассмотрения. На сем основании:
1) Брачные дела подлежат суду Духовного Правления, но притязания по имуществу, случающиеся при расторжении браков, подлежат разбирательству общих гражданских судов, исключая случаи, когда спорящие стороны будут просить Правление или приходское духовенство о разборе дела и будут удовлетворены его решением.
2) Виновному в прелюбодеянии Духовное Правление назначает духовное покаяние и исправление; наложение же наказаний, определенных уголовными законами, предоставляется уголовному суду.
3) Если при рассмотрении дела о неповиновении детей родителям откроется уголовное преступление, то дело отсылается на рассмотрение общего уголовного суда. Если в деле сего рода откроется спор об имуществе, и Правление не сумеет убедить обе стороны в миролюбивом окончании дела, то Правление предоставляет им право разобраться в гражданском суде. Прочие дела о неповиновении детей родителям: по бракам, по вероисповеданию, по словесному оскорблению и т.п., рассматриваются и решаются Правлением по Магометанской вере и обычаям. Если по сим делам следует определить какое-либо светское наказание, то приговор Правления предоставляется Губернатору, который дает делу дальнейший ход по общим законам.
Примечание. Степень власти Правления в решении спорных дел по завещаниям и по разделам наследственных имуществ определяется особыми правилами Гражданских Законов, как определено в статье 1346.
1400. Когда случаются дела, относящиеся и к духовной, и к гражданской части, Духовное Правление рассматривает их лишь в первом отношении, а рассмотрение в прочих отношениях предоставляет надлежащим судебным установлениям.
1401. Таврическое Магометанское Духовное Правление собирает через местных Хатыпов, Имамов или Мулл и ежегодно представляет Министерству внутренних дел точные сведения о числе прихожан обоего пола каждой мечети, о числе родившихся и умерших и о числе заключенных и расторгнутых браков.
1402. Сведения, обозначенные в статье 1401, и другие срочные сведения о числе мечетей, духовных лиц и т.п., а также донесения по таким делам, по которым Министерство внутренних дел будет прямо предлагать Правлению решения или требовать сведения, или подтверждать решения, предоставляются от Правления непосредственно Министерству. Правление имеет право доносить непосредственно Министерству в случаях, когда губернское начальство чрезмерно замедлит решение его представлений, а также если оно разрешит сии представления несообразно с общими государственными законами или с особенными постановлениями, изданными для Магометанского духовенства. Все же обстоятельства, которые требуют разрешения или по которым может понадобиться новое постановление, и вообще все дела, для решения которых может оказаться необходимым заключение местного начальства, Духовное Правление должно представлять на усмотрение Министерства внутренних дел не иначе, как через местное губернское начальство.
Отделение III. О производстве дел Правления.
1403. Таврическое Магометанское Духовное Правление в рассмотрении дел руководствуется общим порядком, предписанным законами для присутственных мест.
1404. Определения Духовного Правления пишутся на местном татарском и на русском языках. В определениях обозначаются как Российские законы, так и Магометанские законы, служившие основанием для решения.
1405. Если по делам Магометан, предоставленным решению их духовенства, нужны будут фетвы Муфтия, то они выдаются Муфтием не иначе, как после рассмотрения и решения тех дел полным присутствием Духовного Правления на основании правил, изложенных в ст. 1345 и последующих статьях.
1406. В случаях, когда решение превышает данную Таврическому Магометанскому Духовному Правлению власть, Правление передает дело со своим мнением через Губернатора в Министерство внутренних дел или в Правительствующий Сенат.
1407. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет свою печать с государственным гербом со следующей вокруг него надписью на российском и татарском языках: «Печать Таврического Магометанского Духовного Правления».
1408. Канцелярия Магометанского Духовного Правления находится под непосредственным начальством Муфтия, который назначает к слушанию дела.
1409. Число и звание чинов и служителей канцелярии, а также назначенное им из казны жалованье определяется штатами.
1410. Секретарь Таврического Магометанского Духовного Правления наблюдает за порядком в решении дел, и об определениях, которые он признает несоответствующими общим положениям или правилам, изложенным в статье 1345 и последующих статьях, немедленно доводит до ведома Министерства внутренних дел.
1411. Таврическое Магометанское Духовное Правление имеет от казны отдельный дом или нужное число комнат для своего присутствия и для помещения канцелярии. Присмотр за домом или частью дома, где помещается Правление, поручается одному из благонадежных чинов канцелярии по назначению Правления.
ГЛАВА V. ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ГУБЕРНСКОГО И УЕЗДНОГО НАЧАЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ ТАВРИЧЕСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО ПРАВЛЕНИЯ.
1412. Таврическое губернское начальство контролирует скорое и правильное решение дел Таврического Магометанского Духовного Правления и по поступившим жалобам на его медленность выносит решение.
1413. Губернское начальство по всем делам, поступающим от сего Правления, обращая на представления оного надлежащее внимание и учитывая Высочайше дарованные Таврическому татарскому народу особые права, дает со своей стороны надлежащее сим делам движение, предписывая об исполнении, кому следует, или же сообщая о них равным местам, или препровождая их на рассмотрение высшего начальства.
1414. При рассмотрении представлений о лицах, удостаиваемых Таврическим Магометанским Духовным Правлением в духовные звания, губернское начальство собирает верные о сих кандидатах сведения. Оно утверждает и представляет со своей стороны лишь тех, кто по своему происхождению, нравственным качествам, поведению и несомненной преданности Престолу и закону будут признаны совершенно благонадежными.
1415. Уездные и городские присутственные места и должностные лица по некоторым духовным делам Магометан Таврической и Западных губерний докладывают Таврическому Духовному Правлению (а не Муфтию). Но в том случае, когда действующие законы не достаточны для решения дела, они обращаются с представлениями к своему начальству по принадлежности, а не к сему Духовному Правлению.
РАЗДЕЛ II. ОБ УПРАВЛЕНИИ ДУХОВЕНСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К ОКРУГУ ОРЕНБУРГСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ.
1416. В округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания высшее Магометанское духовенство составляют Оренбургский Муфтий и Ахуны, а приходское при соборных мечетях – Хатыпы (Муллы), Имамы и Маязины, при мечетях простых – Имамы и Маязины.
Примечание. Для духовных лиц Магометанского исповедания по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания установлен образовательный ценз по правилам, приложенным при сем.
1417. Оренбургский Муфтий – духовный глава Магометан, принадлежащих к округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, и председатель сего Собрания.
1418. По делам о богослужении, об обрядах, об исправлении духовных треб, о совершении и расторжении браков, о ведении метрических книг, о разборе исков по завещаниям и по разделам имуществ, о неповиновении детей родителям, о нарушениях супружеской верности Магометанское духовенство Собрания Оренбургского ведомства имеет те же права и обязанности, которые определены в статьях 1345-1348 и 1399 о Магометанском духовенстве в Таврической и Западных губерниях.
1419. Духовные чины Оренбургского Магометанского округа и их дети избавлены от телесных наказаний. Чины сии облагаются податями и повинностями в зависимости от сословия, к которому они принадлежат, но приходы по добровольным общественным приговорам могут освобождать их, принимая отправление на себя.
1420. Если духовное лицо, принадлежащее к округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, виновно в нарушении обязанностей своего духовного звания, то оно подлежит суду и взысканиям своего духовного начальства. Во всех же прочих проступках и преступлениях оно подлежит светскому суду на основании законов уголовного судопроизводства.
ГЛАВА II. О СОСТАВЕ, ПРЕДМЕТАХ И ВЛАСТИ ОРЕНБУРГСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ.
1421. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание составляют председательствующий Муфтий и три члена, а его канцелярию – секретарь, столоначальники, переводчик, журналист и канцелярские служители на основании штатов.
1422. Муфтий Высочайшею властью назначается на должность по представлению Министра внутренних дел.
1423. Члены Духовного Собрания и три кандидата к ним назначаются Министром внутренних дел по представлению Оренбургского Муфтия на три года каждый.
1424. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание непосредственно начальствует над всем духовенством Магометан, исключая духовенство, находящееся в Таврической и Западных губерниях и Закавказье (ср. ст. 1344). Ему принадлежит право:
1) подвергать предварительному испытанию в знании правил Магометанского закона и удостаивать назначения избранных обществами Магометан в приходские духовные должности;
2) следить за действиями Мулл, относящимися к их духовным обязанностям, судить о мере их вины, если они нарушили сии обязанности, и определять за то взыскания. Оно может определять Муллам временное отстранение от должности и лишение духовного звания за поступки, противные духовным обязанностям. Все решения сего рода Духовное Собрание приводит в исполнение не иначе, как через посредничество Губернских Правлений, от которых зависит утверждение Мулл на приходские должности и которые не могут своей властью отменять сих решений.
1425. Жалобы на решения Оренбургского Магометанского Собрания приносятся Губернатору. Он, истребовав от сего Собрания нужные сведения и объяснения, представляет их на рассмотрение Министерства внутренних дел.
1426. В решении дел, определенных в статье 1418, и дел о построении мечетей и о назначении к ним духовных чинов наблюдается порядок, определенный в статьях 1345-1348, 1388, 1393 и 1399.
1427. В случае разногласия, дела в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании решаются большинством голосов. Если же число голосов разделится поровну, то голос председательствующего дает перевес.
1428. В отсутствие Муфтия, его место в Собрании занимает старший после него член Собрания. Собрание обязано о всех своих положениях, принятых в отсутствие Муфтия, ему докладывать.
1429. Личные решения Муфтия не имеют силы судебных приговоров и не должны быть приняты к исполнению.
1430. Правила, обозначенные в статье 1415, контролируются уездными и городскими местами и должностными лицами согласно с Оренбургским Магометанским Духовным Собранием.
ГЛАВА III. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МАГОМЕТАНСКИХ ДУХОВНЫХ ЧИНОВ ВЕДОМСТВА ОРЕНБУРГСКОГО ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ В ПРИХОДСКИЕ ДОЛЖНОСТИ.
1431. На избрание Муллы и других духовных чинов в Магометанский приход должно быть изъявлено желание по крайней мере двух третей прихожан, которые почитаются старейшинами семейств.
1432. Выбор Муллы и других духовных чинов (ст. 1431) среди жителей, принадлежащих к бывшему податному состоянию, должен быть произведен непременно в присутствии Волостных (Юртовых) Старшин и Сельских Старост.
1433. В выборе не должны участвовать люди, не принадлежащие к избирающему обществу, а также младшие члены семейств, т.е. неотделенные от отцов сыновья, меньшие братья, племянники и т.п.
1434. Приговор должен быть подписан всеми избиравшими лицами. После засвидетельствования в Волостном Правлении Приговора лицами, принадлежащими бывшему податному состоянию, через Волостного (Юртового) Старшину он представляется в Уездное Полицейское Управление, а оттуда – в Губернское Правление.
1435. Губернское Правление при рассмотрении приговора контролирует, чтобы избранные в Муллы и Имамы люди были верными и надежными, испытанными и признанными достойными со стороны Оренбургского Духовного Собрания согласно статье 1424 (п. 1).
1436. Во всех приходах, где Магометане принадлежат к бывшему податному состоянию, Губернское Правление утверждает выбор (ст. 1431) окончательно.
ГЛАВА IV. О МАГОМЕТАНСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ В СИБИРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ.
1437. В Сибирском казачьем войске, имеющем в своих селениях Магометан казачьего сословия, относительно числа мечетей и числа духовных лиц при мечетях действуют общие правила, определенные в примечании к статье 1393. Войсковое начальство обязано контролировать, чтобы число мечетей и духовенства при них не превышало установленного по закону, чтобы излишние мечети были закрыты, но не сразу, а тогда, когда придут в ветхость, и чтобы малонаселенные Магометанские селения и вообще малочисленные приходы были соединены в один приход, если не будет больших расстояний между ними.
1438. В Сибирском казачьем войске избрание и утверждение духовных лиц к мечетям производится в следующем порядке:
1) избрание производится двумя третями принадлежащих к приходу мечети казаков Магометан как из лиц казачьего сословия, так и из не принадлежащих к сему сословию людей в присутствии Станичных Атаманов;
2) приговор общества, подписанный всеми избиравшими лицами и засвидетельствованный Станичными Атаманами, представляется на утверждение в установленном порядке;
3) до утверждения в должностях, избранных в Муллы и Имамы надлежит подвергать испытанию в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании.
ГЛАВА V. О МАГОМЕТАНСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ В ГВАРДЕЙСКОМ КОРПУСЕ.
1439. Срок службы для Магометанских духовных лиц Гвардейского Корпуса, поступающих в сие звание из нижних воинских чинов, равняется сроку службы сих чинов. Если духовные лица окажутся несоответствующими своему назначению из-за поведения или каких-либо других причин, то они возвращаются на военную службу до окончания узаконенного срока.
Примечание. Каждый избранный из среды нижних воинских чинов в Имамы отправляется для предварительного испытания в знании религиозных обязанностей в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Ему выдаются прогоны на две лошади от места отправления до места испытания и обратно.
1440. Обозначенным в статье 1439 лицам Магометанского духовенства Гвардейского Корпуса по окончании срока службы предоставляется право на отставку на общем для нижних чинов основании.
1441. Пенсии и единовременные пособия при отставке, как им, так и их законным женам в случае их смерти, назначаются по ближайшему усмотрению начальства согласно общим пенсионным правилам, более или менее усердной службе и хорошему поведению, а также согласно производившимся им на службе окладам.
1442. Сыновья сих духовных лиц, родившиеся в бытность их отцов в нижних воинских чинах, как до поступления их в духовное звание, так и после возвращения их на военную службу согласно статье 1439, обязаны приписаться к городским или сельским обществам на основании правил, изложенных в Законах о Состояниях. Это касается и тех, кто родился во время нахождения их отцов в духовном звании.

РАЗДЕЛ III. ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАКАВКАЗСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА ШИИТСКОГО И СУННИТСКОГО УЧЕНИЙ.
ГЛАВА I. ОБ УПРАВЛЕНИИ ЗАКАВКАЗСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА ШИИТСКОГО УЧЕНИЯ.
1443. Управление духовными делами мусульман Шиитского учения в Закавказье принадлежит их духовенству, высшему и приходскому (мечетскому), на основаниях, изложенных ниже в статьях 1444-1557.
1444. В общем административном порядке надзор за точным исполнением со стороны Мусульманского духовенства законов и распоряжений правительства по губерниям и уездам Закавказья, а также надзор за Мусульманскими духовными училищами, принадлежит Губернаторам и Уездным Начальникам на общем основании.
1445. Управление Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского учения подчиняется Министру внутренних дел на общем основании (ст. 13), причем Главноуправляющему гражданской частью на Кавказе принадлежит высший местный надзор по сему управлению.
Отделение I. О составе и устройстве управления Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского учения.
1446. Заведывание духовными делами Мусульман Шиитского учения в Закавказье принадлежит Духовному Правлению, Губернским Меджлисам (ст. 1451), Казням и Муллам.
1447. Высшее Шиитское духовенство составляют Шейх-Уль-Ислам, члены Духовного Правления, члены Меджлисов и Казии.
1448. Приходское (мечетское) духовенство составляют Муллы, определяемые на основании статей 1466 и 1467.
1449. Закавказский Шейх-Уль-Ислам, как старшее духовное лицо в составе Шиитского духовенства Закавказья, председательствует в Шиитском духовном правлении. По всем предметам, относящимся к духовным делам, Шейх-Уль-Ислам действует в составе Духовного Правления и исполняет поручения Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе по ревизии подведомственных сему Правлению учреждений.
1450. Шиитское Духовное Правление – высшее духовное учреждение Шиитского учения в Закавказье.
Примечание. Шиитское Духовное Правление находится в городе Тифлисе.
1451. По указанию Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе, в каждой губернии Закавказья, в которой имеется достаточное население Мусульман Шиитского учения, а также в губернском городе, есть Меджлис под названием Губернского и под председательством местного Казия, который существует для рассмотрения дел, указанных в статье 1514.
1452. Казням принадлежит надзор за приходским (мечетским) духовенством и разбор брачных дел между Мусульманами их учения. Им предоставляется также право примирительного разбора возникающих между Мусульманами споров, с соблюдением правил, изложенных в статьях 1507-1510.
Примечание. Число и места пребывания Казиев определяются особым расписанием, утверждаемым Министром внутренних дел, по согласованию с Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе.
1453. Приходское (мечетское) духовенство совершает богослужение в мечетях и отдельных приходах (мечетских обществах), а также религиозные обряды и требы, заведует мечетями и находящимися при них школами (ст. 1542 и след.) и обязано вести метрические книги: о новорожденных, умерших, сочетавшихся браком и разведенных, со включением в книги и брачных договоров, по правилам и формам, утверждаемым Министром внутренних дел и согласованным с Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе. Чины приходского духовенства обязаны вести по форме, утвержденной Министром внутренних дел и согласованной с Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе, общие списки всем Мусульманам, принадлежащим к мечетскому приходу или к отдельному мечетскому обществу. Сверх того, в определенные сроки они обязаны доставлять Казням ведомости о мечетях и школах, а также о новорожденных, умерших, сочетавшихся браком и разведенных.
Отделение II. Об определении, увольнении и перемещении лиц Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского учения.
1454. В Закавказское мусульманское духовенство Шиитского учения могут вступать последователи оного всех состояний при соблюдении следующих условий. Они должны:
1) быть русскими подданными;
2) иметь свидетельство о прохождении испытания в соответственных для каждого духовного звания познаниях;
3) иметь не менее двадцати двух лет от роду для занятия приходских (мечетских) должностей и не менее тридцати лет для занятия высших духовных званий.
Примечание. Порядок и условия испытаний в соответственных для каждого духовного звания познаниях определяются инструкцией, утверждаемой Министром внутренних дел по соглашению с Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе.
1455. В духовные звания не допускаются:
1) лица, состоящие под следствием или судом за преступления и проступки, а также подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию; лица, которые были под судом за преступления или проступки, влекущие за собой наказания, и не были оправданы судебными приговорами;
2) исключенные со службы по суду или из состава духовенства за пороки, или же из среды обществ или сословий, к которым принадлежат;
3) лица, объявленные несостоятельными должниками,
4) лица, находящиеся под опекой за расточительность.
1456. На должность Шейх-Уль-Ислама представляются лица, пользующиеся особым уважением по своему образу жизни и по познаниям в Мусульманском законе, преимущественно члены Шиитского Духовного Правления, а также отличнейшие из Казиев.
1457. В члены Духовного Правления преимущественно назначаются отличнейшие из Казиев.
1458. Казнями и членами Губернских Меджлисов могут быть назначаемы только лица, утвержденные Духовным Правлением в степени Ахунда, независимо от того, имеют ли они удостоверение в непричастности ни к каким запрещенным правительством обществам или учениям (мюридизму и др.), с подпиской от них, что и впредь к оным принадлежать не будут.
1459. В звание Мулл и вообще в прочие духовные звания могут быть назначены лица, удостоенные к тому Губернскими Меджлисами. Относительно таких лиц требуется удостоверение в непричастности ни к каким запрещенным правительством обществам или учениям (ст. 1458).
1460. Должности секретаря Духовного Правления и его помощников замещаются лицами, имеющими право на поступление в гражданскую службу. Определение их зависит от Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе.
1461. Закавказский Шейх-Уль-Ислам по представлению Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе назначается Высочайшим повелением, испрашиваемым чрез Министерство внутренних дел.
1462. Члены Шиитского Духовного Правления определяются Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе.
1463. Председатель, члены и делопроизводитель Губернского Меджлиса определяются Губернатором по предварительному согласованию относительно председателя и членов с Духовным Правлением.
1464. Чиновники, служащие в Управлении Шиитского духовенства, пользуются правами и преимуществами служащих в общих гражданских учреждениях Закавказья. Из них писцы на общем основании определяются Духовным Правлением и Меджлисами.
1465. Казии определяются Губернатором по предварительному согласованию с Губернским Меджлисом.
1466. В приходское (мечетское) духовенство избираются лица, соответствующие требованиям статьи 1459, собранием местных обывателей из всех сословий, составляющих приходское (мечетское) общество. Они утверждаются Губернатором.
Примечание. Порядок производства выборов в приходское (мечетское) духовенство устанавливается инструкцией, утверждаемой Министром внутренних дел, по согласованию с Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе.
1467. Для каждого приходского (мечетского) общества полагается по одному Мулле. При больших мечетях (джума-мечеть), исходя из их важности и числа приписанного к ним населения, могут состоять несколько Мулл, по одному на 150-200* дымов населения, но не более пяти. Один из них считается старшим.
Примечание. Число приходов (мечетских обществ) и Мулл при них определяется расписанием Губернатора, полагая по одному Мулле на 80-90 дымов. При особенной же разбросанности населения по усмотрению Губернатора разрешается назначать Мулл и на меньшее число дымов.
1468. Содержание приходского (мечетского) духовенства вменяется в обязанности приходских (мечетских) обществ. Размер сего содержания определяется особыми приговорами.
1469. Каждый определенный в должности по ведомству Мусульманского духовенства Шиитского учения до вступления в должность приводится к присяге на верность Его Императорскому Величеству и на точное исполнение своих обязанностей.
Примечание. Порядок приведения к присяге определяется инструкцией, утверждаемой Министром внутренних дел по согласованию с Главноуправляющим гражданской частью на Кавказе. Присяжные листы должны быть печатные, на русском языке, с переводом на татарский.
1470. Увольнение лиц ведомства Мусульманского духовенства Шиитского учения с занимаемых званий, а также увольнение их в отпуска, производится на общем основании.
Примечание. Для отлучки не более чем на две недели в пределах своего прихода, лицам, принадлежащим к приходскому (мечетскому) духовенству, разрешение не требуется, но о каждой такой отлучке лица сии должны доводить до сведения того Казия, которому они подведомственны.
1471. Увольнение в отпуск на два месяца с сохранением содержания, а также за границу, дозволяется не иначе, как с разрешения Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе, причем увольнение за границу с целью духовного образования допускается только в те места, в которых имеются русские Консульства или их Агентства.
Отделение III. О правах и преимуществах лиц Закавказского Мусульманского духовенства
Шиитского учения.
1472. Звания Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского учения никому не передаются по наследству, а лицам, удостоенным оных, присваиваются лишь на время действительного занятия ими духовных должностей.
1473. Лица, составляющие Шиитское духовенство, как высшее, так и приходское, свободны от платежа казенных податей и повинностей, а также от телесного наказания, пока состоят в духовных должностях.
1474. Льготы по отправлению государственных, земских и городских сборов и повинностей, которыми пользуются дома лиц Шиитского высшего и приходского духовенства, определяются в надлежащих уставах и положениях.
1475. Право освобождения от платежа казенных податей и повинностей и от телесного наказания предоставляется лицам Шиитского духовенства пожизненно, если они оставят должность по увечью или же беспорочно прослужат двадцати лет в духовных должностях.
1476. Дети духовных лиц, принадлежащих как к высшему, так и к приходскому духовенству, пользуются правом освобождения от платежа казенных податей и повинностей и от телесного наказания до того времени, пока их отцы состоят в духовном звании. Кроме сего, дети лиц, определенных в должность Закавказского Шейх-Уль-Ислама, а также дети чинов высшего духовенства, если их родители беспорочно исполняли духовные обязанности в течение двадцати лет, пользуются: первые – правами детей личных дворян, а последние – правами личных почетных граждан.
1477. В случае командировок и переездов по распоряжению правительства, лица Шиитского духовенства получают прогонные деньги из казны: Шейх-Уль-Ислам – на шесть лошадей, члены Духовного Правления и Меджлисов, Казии – на четыре лошади, прочие – на две лошади.
Примечание. Казии, в случае разъездов с целью надзора за приходским духовенством, получают необходимые для того натуральные перевозочные средства от подлежащих приходских и сельских обществ.
1478. В воздаяние усердия и благонамеренности при исполнении своих обязанностей, лица приходского духовенства наравне со всеми верноподданными Государя Императора могут в установленном порядке быть удостоены Всемилостивейших наград от щедрот Монарших, как Губернатора, так и Шейх-Уль-Ислама.
Отделение IV. Об ответственности и подсудности должностных лиц ведомства Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского учения.
1479. Духовные лица за нарушение обязанностей духовного звания, относящихся к вере, и за все прочие проступки и преступления по исполнению обязанностей их звания подлежат взысканиям и наказаниям по правилам, изложенным в статье 1281 Устава Уголовного Судопроизводства.
Примечание. Губернские Меджлисы и Духовное Правление могут подвергать виновных покаянию, денежному взысканию до пятидесяти рублей и аресту до семи дней. Независимо от того, могут ли эти места входить с представлениями к надлежащему начальству об отрешении виновных от должностей.
1480. По делам, подлежащим уголовному суду, лица Шиитского духовенства судятся в общем порядке уголовного судопроизводства.
1481. Духовным судом судятся чины приходского (мечетского) духовенства в подлежащем Губернском Меджлисе, а прочие – в Духовном Правлении.
1482. По подлежащим уголовному суду делам о преступлениях за нарушение обязанностей их звания Мусульманские духовные Шиитского учения судятся на основании правил, изложенных в статье 1282 Устава Уголовного Судопроизводства.
Отделение V. Об обязанностях Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского учения.
1483. Мусульманское духовенство Шиитского учения, исполняя обязанности по отправлению богослужения, обрядов и треб по правилам своей веры, вместе с тем неуклонно исполняет законы и распоряжения правительства. Независимо от собственного примера, оно обязано поучениями своими внушать единоверцам непоколебимую верность и преданность Государю Императору и послушание установленным властям.
1484. Все высокоторжественные дни по обрядам мусульманской религии должны быть чествуемы духовенством в мечетях возношением молений Господу Богу о здравии и долгоденствии Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Престола и всего Царствующего Дома, согласно правилам и предписаниям по сему предмету от высшего начальства.
1485. Чины Шиитского духовенства по требованиям правительственных мест и лиц обязаны приводить Мусульман их учения к присяге, неуклонно соблюдая предписанные Шариатом условия для действительности, силы и нерушимости клятвенного обещания, а также должны увещевать обвиняемых и преступников и исполнять поручения начальства, свойственные духовному званию.
1486. Об отправлении богослужений по случаю общественных бедствий, а также о чествовании Мусульманских праздников представлениями, торжественными ходами и народными сборищами, старшее в приходе духовное лицо обязано заблаговременно предупреждать местную полицейскую власть и поступать во всем согласно ее распоряжений.
1487. В случае обнаружения между Мусульманами вредных и нетерпимых правительством толкований и учений или неблагонамеренных разглашений, каждое духовное лицо обязано отвращать от оных вразумлениями и увещеваниями и немедленно доносить о том местному начальству.
1488. Мусульманские духовные лица Шиитского учения подчиняются властям, установленным Российским правительством. Им воспрещается без особого дозволения Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе обращаться к иностранным духовным или иным властям за какими-либо наставлениями и разъяснениями. В случае получения таковых, они обязаны немедленно их сообщить местному гражданскому начальству под опасением, что за их сокрытие будут взыскания согласно статье 257 Уложения о Наказаниях.
1489. Совершение брачных обрядов между Мусульманами Шиитского учения предоставляется исключительно их духовным лицам, определенным на основании статей 1446-1448.
1490. Закавказскому Мусульманскому духовенству Шиитского учения возбраняется совершение брачных обрядов:
1) до достижения женихом пятнадцати, а невестою тринадцати лет;
2) с безумными и сумасшедшими;
3) с женами, не получившими от мужей установленного развода, а также браков, сопряженных с насилием, обманом и увозом дочерей от родителей;
4) персидских и турецких подданных с Мусульманками Закавказья без разрешения Губернского Меджлиса, утвержденного Губернатором;
5) во всех случаях, воспрещаемых Мусульманским законом или Шариатскими постановлениями.
1491. При погребении умерших, духовенство должно руководствоваться установленными для сего общими законоположениями.
1492. Сбор для отправления за границу и сама отсылка за границу даяний Мусульман на дела благотворительности, а также доходов с мечетских, училищных и иных имуществ, именуемых вакуфами, без предварительного на то согласия Духовного Правления и разрешения Главноуправляющего гражданской частью на Кавказе, воспрещаются под опасением ответственности согласно статье 257 Уложения о Наказаниях. О всяком нарушении сего правила и обнаруженном покушении на оное Мусульманские духовные чины Шиитского учения обязаны доводить до сведения местного гражданского начальства.
Отделение VI. О Казиях.
1493. Казням в пределах, им подведомственным, принадлежит:
1) надзор за приходским (мечетским) духовенством,
2) разбирательство брачных дел.
1494. Казням предоставляется также право примирительного разбора возникающих между Мусульманами споров (ст. 1507-1510).
I. Об обязанностях Казиев по надзору за приходским (мечетским) духовенством.

Страницы: 1 2 3

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс