Конституция Чечни 1978 года

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1978 год)
Принята на внеочередной восьмой сессии
Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР
шестого созыва 26 мая 1978 года.
Народ Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 1. Политическая система.
Статья 1.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2.
Вся власть в Чечено-Ингушской АССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу Чечено-Ингушской АССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3.
Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4.
Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы.
Статья 5.
Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6.
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Статья 7.
Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8.
Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9.
Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2. Экономическая система.
Статья 10.
Основу экономической системы Чечено-Ингушской АССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11.
Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12.
Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13.
Основу личной собственности граждан Чечено-Ингушской АССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14.
Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма «От каждого – по способностям, каждому – по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15.
Высшая цель общественного производства при социализме – наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16.
Экономика Чечено-Ингушской АССР является составной частью экономики РСФСР, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17.
В Чечено-Ингушской АССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18.
В интересах настоящего и будущих поколений в Чечено-Ингушской АССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Глава 3. Социальное развитие и культура.
Статья 19.
Социальную основу Чечено-Ингушской АССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества – стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20.
В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21.
Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22.
В Чечено-Ингушской АССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел, станиц и других сельских населенных пунктов в благоустроенные поселки.
Статья 23.
На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24.
В Чечено-Ингушской АССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25.
В Чечено-Ингушской АССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26.
В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27.
Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Чечено-Ингушской АССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава 4. Гражданство Чечено-Ингушской АССР. Равноправие граждан.
Статья 28.
В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик пользуются на территории Чечено-Ингушской АССР одинаковыми правами с гражданами Чечено-Ингушской АССР.
Граждане Чечено-Ингушской АССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 29.
Граждане Чечено-Ингушской АССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Чечено-Ингушской АССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30.
Женщина и мужчина имеют в Чечено-Ингушской АССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31.
Граждане Чечено-Ингушской АССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения – наказываются по закону.
Статья 32.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чечено-Ингушской АССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Чечено-Ингушской АССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и соблюдать советские законы.
Глава 5. Основные права, свободы и обязанности граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 33.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обладают всей полнотой ” социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Чечено-Ингушской АССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, – включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об” инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Чечено-Ингушской АССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43.
Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44.
В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45.
В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь (мечеть) в Чечено-Ингушской АССР отделена от государства и школа – от церкви (мечети).
Статья 47.
Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище’ против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51.
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53.
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 54.
Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Чечено-Ингушской АССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 55.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Чечено-Ингушской АССР – бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 56.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР.
Измена Родине – тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 58.
Долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР – уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62.
Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей – долг и обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 63.
Интернациональный долг гражданина Чечено-Ингушской АССР – содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. ^

III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава б. Чечено-Ингушская АССР – автономная республика в составе РСФСР.
Статья 64.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Чечено-Ингушская АССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65.
Территория Чечено-Ингушской АССР не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66.
Ведению Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Чечено-Ингушской АССР;
3) законодательство Чечено-Ингушской АССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Чечено-Ингушской АССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР, государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Чечено-Ингушской АССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67.
Чечено-Ингушская АССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Чечено-Ингушская АССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Чечено-Ингушская АССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Чечено-Ингушская АССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69.
В Чечено-Ингушской АССР пропаганда войны запрещается.
Статья 70.
Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чечено-Ингушской АССР.
Глава 7. Административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР.
Статья 71.
Чечено-Ингушская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Ач-хой-Мартановского, Веденского, Грозненского, Гудермесского, Малгобекского, Надтеречного, Назрановского, Наурского, Ножай-Юртовского, Советского, Сунженского, Урус-Мартановского, Шалинского, Шелковского; городов республиканского подчинения: Грозного, Гудермеса, Малгобека.
IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ.
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов.
Статья 73.
Советы народных депутатов – Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские (станичные) Советы народных депутатов – составляют единую систему органов государственной власти.
Статья 74.
Срок полномочий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – пять лет.
Срок полномочий местных Советов народных депутатов – два с половиной года.
Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.
Статья 75.
Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях.
Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.
Статья 76.
Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.
Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.
Статья 77.
Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78.
Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
Глава 9. Избирательная система
Статья 79.
Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80.
Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Чечено-Ингушской АССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 81.
Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82.
Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 83.
Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Статья 84.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.
Статья 85.
Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Статья 86.
Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10. Народный депутат.
Статья 87.
Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88.
Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
Статья 89.
Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90.
Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.

Статья 91.
Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями,, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 11. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Статья 92.
Высшим органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР является Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР правомочен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ведению Чечено-Ингушской АССР.
Принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР, государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Законы Чечено-Ингушской АССР принимаются Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Статья 93.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР состоит из 175 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 94.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Председателя Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и двух его заместителей.
Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и ведает его внутренним распорядком.
Статья 95.
Сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР созываются два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 96.
Право законодательной инициативы в Верховном Совете Чечено-Ингушской АССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, депутатам Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Верховному Суду Чечено-Ингушской АССР, Прокурору Чечено-Ингушской АССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице республиканских и соответствующих им органов.
Статья 97.
Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.
Законы Чечено-Ингушской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Проекты законов Чечено-Ингушской АССР и другие важные вопросы государственной жизни автономной рее публики решением Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР либо Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 98.
Законы Чечено-Ингушской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР публикуются на чеченском, ингушском и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 99.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР, а также к руководителям расположенных на территории Чечено-Ингушской АССР предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чечено-Ингушской АССР. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязан дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Статья 100.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а в период между его сессиями – без согласия Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 101.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – постоянно действующий орган Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Чечено-Ингушской АССР в период между его сессиями.
Статья 102.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 103.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР:
1) назначает выборы в Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР и местные Советы народных депутатов;
2) созывает сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;
4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Чечено-Ингушской АССР;
5) дает толкование законов Чечено-Ингушской АССР;
6) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
7) образует города районного подчинения, районы в городах, производит их наименование и переименование, а также переименование иных населенных пунктов и представляет на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР решения по этим вопросам;
8) образует и упраздняет сельсоветы, относит населенные пункты к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР;
8) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
10) награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР; устанавливает и присваивает почетные звания Чечено-Ингушской АССР;
11) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Чечено-Ингушской АССР.
Статья 104.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Чечено-Ингушской АССР;
2) образует в установленном законом порядке районы и города республиканского подчинения, производит их наименование и переименование;
3) по предложению Совета Министров Чечено-Ингушской АССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, образуемые Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР;
4) по представлению Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 105.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР издает указы и принимает постановления.
Статья 106.
По истечении полномочий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР нового Президиума.
Вновь избранный Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.
Статья 107.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Чечено-Ингушской АССР и иных решений Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 108.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР образует Комитет народного контроля Чечено-Ингушской АССР, возглавляющий систему органов народного контроля Чечено-Ингушской АССР.
Статья 109.
Порядок деятельности Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и другими законами Чечено-Ингушской АССР, издаваемыми на основе Конституции Чечено-Ингушской АССР.
Глава 12. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 110.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР – Правительство Чечено-Ингушской АССР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР.
Статья 111.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР образуется Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР в составе Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров; председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики.
По представлению Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР может включить в состав Правительства Чечено-Ингушской АССР руководителей других органов и организаций Чечено-Ингушской АССР.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР на его первой сессии.
Статья 112.

Страницы: 1 2

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс