Суд и правосудие у чеченцев. Диссертация. Сайдумов

КОМПЛЕКСНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМ. Х.И. ИБРАГИМОВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

Сайдумов Джамбулат Хамидович

СУД, ПРАВО И ПРАВОСУДИЕ
У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ
(ХVIII–ХХ ВВ.)

Диссертация на соискание ученой степени
доктора юридических наук

Специальность – 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве

Грозный – 2014

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВА И ПРАВОСУДИЯ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ……………………………………………………………………………….. 20
§ 1. Проблемы методологии исследования категорий «адатное право», «кавказское право» в правоведении ……………………………………………………………………………………………… 20
§ 2. Природа преемственности исторических правовых ценностей у чеченского и ингушского этносов …………………………………………………………………………………………………….. 40
§ 3. Особенности социального строя и правового порядка у чеченцев и ингушей …………………. 62
§ 4. Этнические правовые принципы и судебные процедуры по адатам ……………………………. 81
Глава II. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОЦИУМ, ПРАВО И СУДЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ…………………………………………………………………………………………………. 98
§ 1. Природа шариата и мусульманского права на Северном Кавказе ……………………………… 98
§ 2. Основные правовые отношения по шариату у чеченцев и ингушей …………………………….. 112
§ 3. Особенности рецепции мусульманского права у чеченского и ингушского этносов…………… 124
§ 4. Шариатские судебные органы и процесс …………………………………….…………………….. 139
Глава III. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ПРАВА И СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ………………………………….. 157
§ 1. Особенности процесса взаимодействия российского законодательства, адатов и шариата…….. 157
§ 2. Организация имперского государственного управления и суда у чеченцев и ингушей……….. 167
§ 3. Систематизация и инкорпорация систем права и судебных органов чеченцев и ингушей в законодательство и имперскую юстицию России………………………………………………………. 197
Глава IV. ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ И СУДЕБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД…………………………………………………………………. 209
§ 1. Судебно-правовое строительство в Чечне и Ингушетии (1921–1936 гг.)………………………… 209
§ 2. Развитие права и судебная реформа в Чечено-Ингушской АССР……………………………….. 242
Глава V. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧНЕ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ ХХI ВВ. ……………………………………………………………………………………………………. 267
§ 1. Слом позитивной правовой системы и федеральной юстиции в Чеченской Республике………. 267
§ 2. Трансплантация экзогенных религиозно-правовых форм и институтов в управление и судопроизводство………………………………………………………………………………………….. 291
§ 3. Введение шариата в общественную и государственную системы………………………………… 301
§ 4. Восстановление федерального конституционного правового порядка и юстиции в Чеченской Республике…………………………………………………………………………………………………. 326
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 359
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………… 375
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………. 411
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………………………….. 433

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования историко-правовых особенностей формирования и развития социального строя, суда, права и правосудия у чеченцев и ингушей в древности имеет важное теоретико-практическое значение. Оно обусловлено, по сути, преемственностью адатов и шариата в социокультурном пространстве этносов в качестве регулятора неформальных отношений в обществе.
Изучение опыта развития исторических векторов институтов права и суда с учетом ментальности, традиций, религий народов Российской Федерации в условиях мультикультурного российского социума является необходимой основой формирования развитых институтов гражданского общества.
Комплексное историко-правовое исследование процесса зарождения и развития права, суда и правосудия в Чечне и Ингушетии, развитие и обновление воззрений по этой проблеме на основе уже имеющихся данных, а также введение в научный оборот материалов по адатскому праву имеет важное политико-правовое значение.
Основу самобытности правовой культуры чеченцев и ингушей составляют формировавшиеся на протяжении исторически длительного времени правовые традиции, для которых идеалы справедливости являются определяющими. Отечественное наследие правовой культуры вбирает в себя правовую культуру чеченцев и ингушей, других народов России, отражает опыт правового развития многонациональной Российской Федерации. Решение проблем действенности судебной власти в стране в целом, в Чечне и Ингушетии в частности, предполагает необходимость современной интерпретации исторических судеб адата и шариата в этих регионах. Учитывая, что данные феномены остаются частью системы правовых ценностей, они во многом продолжают определять правосознание в мусульманских этнических социумах. Вопросы становления и развития судебной власти в России остаются предметом пристального внимания современных исследователей . Однако историко-правовых исследований в этой сфере все еще мало.
В условиях повышенной концентрации внимания к адату и шариату, попыткам определить их место и значение в многонациональной и многоконфессиональной России назрела необходимость исследования историко-правовой среды, где данные категории на протяжении столетий функционировали в ярко выраженном виде как самостоятельно, так и на смешанной основе. Предпринятая попытка исследования различных вопросов, связанных с правом и правосудием, на примере чеченцев и ингушей, может способствовать комплексному восполнению имеющихся пробелов в данном научном направлении.
Степень разработанности темы. Исследование суда, права и правосудия в Чечне и Ингушетии невозможно без осмысления предшествующих этапов правового развития. Уже в XIX в. многие известные российские ученые – юристы, этнографы, представители других гуманитарных наук – изучали проблемы правового мировоззрения чеченцев и ингушей.
Н.М. Агишев, В.Д. Бушен, М.М. Ковалевский, А.В. Комаров, Ф.И. Леонтович, Н.М. Рейнке и др. систематизировали и проанализировали сведения об адатах и шариате .
Важное и ценное значение в данной области сохраняют труды М.М. Ковалевского, который осуществлял сравнительное изучение правовых систем народов не только России, но и Европы. Посредством историко-сравнительного метода им выявлялись схожие и различные черты в правовых системах . Реконструкцию и глубинный анализ норм обычного права народов Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей, осуществляли также: А.П. Берже, И. Бларамберг, Н.Ф. Грабовский, И.А. Гюльденштедт, Б. Далгат, А.В. Комаров, У. Лаудаев, А.В. Лилов, Л.Я. Люлье, Ф.В. Миллер, В.Б. Пфафф, К. Самойлов, Ю.И. Семенов, Н.Н. Харузин и др.
Ценную исследовательскую работу по изучению правовой культуры чеченцев и других народов Северного Кавказа в ХIХ в. осуществила Комиссия по изучению обычного права народов России, которая была создана при Этнографическом Отделении Русского Географического Общества .
Исследования, проведенные этой и аналогичными комиссиями, позволили внести в российскую юридическую науку много новых, ранее неизвестных терминов. Практически все выводы исследователей того периода сводятся к тому, что правовой плюрализм, свойственный Северному Кавказу, был обусловлен объективно-историческими, полиэтническими и поликонфессиональными особенностями данного региона. Характерные черты организации судопроизводства для горцев, а также вопросы его реформирования детально исследованы юристом А.А. Кануковым .
Высокую степень научной ценности представляют труды Г.А. Вертепова, И.С. Иваненкова, А.П. Ипполитова, Е.Д. Максимова, Н.П. Тульчинского , в которых исследуются суд и право в Чечне и Ингушетии в конце XIX – XX вв.
Следует выделить комплексный труд «Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края», подготовленный юристами Н.М. Рейнке, Н.М. Агишевым, В.Д. Бушеном .
Особенностью дореволюционных исследований развития и реформирования судебно-правовых структур на Северном Кавказе была их многоаспектность – освещение правового быта и нравов горских народов.
В первые десятилетия советской власти (1920–1940 гг.) исследований о чеченцах и их правовой культуре было значительно меньше по сравнению с XIX – началом XX вв. Среди них необходимо отметить работы А.Г. Авторханова, А.М. Ладыженского, Х.Д. Ошаева . Авторы впервые предприняли анализ политики царизма в отношении чеченцев и ингушей, их общественного строя и правовой культуры.
С 1957 по 1990 г. частичное освещение судебно-правовой системы находит свое отображение в работе местных историков: Ш.Б. Ахмадова, Я.З. Ахмадова, Э.А. Исаева, А.И. Хасбулатова и др. В целом с 50-х гг. ХХ в. тема исследования правовых институтов народов Северного Кавказа становится объектом глубокого теоретического исследования таких ученых, как: А.Б. Венгеров, В.К. Гарданов, А.И. Першиц, М.А. Супатаев, Д.Ю. Шапсугов и др.
Проблемы и перспективы развития судебной власти Российской Федерации на современном этапе рассмотрены в работах А.В. Аверина, А.Д. Бойкова, Н.А. Колоколова, В.М. Лебедева, Г.Ю. Семигина, А.П. Фокова, Н.Ю. Хаманевой . Весомое значение также имеют труды таких исследователей, как: А.З. Бейтуганов, Л.Б. Гандарова, А.И. Ковлер, Л.Г. Свечникова, А. С. Смыкалин, А.К. Халифаева и др.
К сожалению, практически все труды ученых Чечни по данной теме представлены историками и носят локальный характер. Некоторые вопросы организации шариатских судов, существовавших в Чеченской Республике в конце 90-х гг., нашли освещение в исследовании Л.Э. Гумашвили , Т.М. Музаева , А.Д. Осмаева .
Отдельные вопросы права и суда чеченцев и ингушей были затронуты в научных работах М.С. Арсанукаевой , Ф.А. Гантемировой , Н.Д. Кодзоева , К.-С.А.-К. Кокурхаева .
Объектом исследования является историческая практика регулирования судебно-правовых отношений в ходе правовых, административных, судебных преобразований, проведенных в Чечне и Ингушетии в ХVIII–ХХ вв.
Предметом исследования является теоретический, историко-правовой, сравнительно-правовой анализ закономерностей и особенностей систем права и судов в Чечне и Ингушетии, формирующихся с учетом плюралистических и централистических тенденций правовой политики Российского государства.
Хронологические рамки исследования охватывают в основном период с ХVIII по ХХ в. (1700–1999 гг.). Также в работе проведен анализ процесса восстановления федерального конституционного правового порядка и судебной системы в Чеченской Республике, начиная с 2000 г.
Установленные рамки обусловлены необходимостью проведения комплексного изучения вопросов возникновения и развития права и суда чеченцев и ингушей, начиная от периода функционирования первого судебного органа чеченцев Мехк-Кхел (Суд страны) до современного состояния судебной системы в Чечне. Указанные хронологические масштабы выбраны с целью изучения трансформации институтов судебной власти как во времени, так и в пространстве.
Особое внимание в работе уделяется обобщению опыта работы правительственных комиссий по составлению свода мусульманских узаконений в 1865–1870 гг., основ союзного законодательства и проектов законов РСФСР о мусульманском праве и судах в 1920–1925 гг.
Условно процессы развития суда, права и правосудия чеченцев и ингушей можно разделить на пять периодов.
Первый – период до принятия ислама, когда у чеченцев и ингушей существовала оригинальная правовая система, основанная на адате, формировавшаяся еще с периода средневековья и являвшаяся основным нормативным регулятором на протяжении длительного времени.
Второй – период с VIII по XVIII в., когда на Северном Кавказе начинается распространение ислама; шариат оказывает существенное влияние на национальные и юридические институты чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа.
Третий – период развития судебных институтов под влиянием Российской империи. Правовой плюрализм, ставший фундаментом новой модели судебно-правовой системы, вобрал в себя адат, шариат и право Российской империи.
Четвертый период, начавшийся после Октябрьской революции 1917 г., для Чечни и всего Северного Кавказа ознаменован хоть и не продолжительной, но формальной легализацией адатского и шариатского права и судов.
Пятый период охватывает развитие органов судебной власти по трем основным циклам:
– первый цикл – с 1924 по 1944 г., когда в Чечено-Ингушетии происходит процесс формирования судебной системы в соответствии с советским законодательством, который активно осуществлялся до февраля 1944 г. После чеченцы и ингуши были репрессированы, а сама Чечено-Ингушская АССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 7 марта 1944 г. была упразднена ;
– второй цикл – 1957–1991 гг. – время восстановления и развития Чечено-Ингушской АССР до распада СССР;
– третий цикл включает в себя конец ХХ столетия; это самый сложный, трагический отрезок в новейшей истории чеченцев и ингушей, время объявления Чечни независимым и суверенным государством . С 1991 по 1999 г. в республике происходит крушение сформированной на протяжении многих лет судебной системы и вводится шариатское судопроизводство.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ и обобщение опыта правового развития чеченцев и ингушей на различных исторических этапах.
Для достижения обозначенной цели автором решены следующие задачи:
– обозначены основные и наиболее значимые исторические этапы развития права и суда в Чечне и Ингушетии;
– в сравнительно-правовом плане проанализированы общетеоретические и историко-правовые аспекты становления и развития права, суда и судопроизводства в Чечне в дореволюционный, советский и современный периоды;
– определены понятие, структура и содержание феноменов права и правосудия у чеченцев и ингушей;
– выявлены векторы развития нормативной основы регулирования отношений в чеченском и ингушском этнических социумах;
– на основе обобщенных исторических закономерностей сформулированы предложения по совершенствованию судебной власти в Чеченской Республике на современном этапе.
Методологической основой диссертации являются присущие историко-правовой науке приемы, принципы и методы историзма, исторического детерминизма и объективности, а также диалектический метод познания, включающий в себя целый комплекс частнонаучных методов: сравнительного, структурного, формально-юридического.
Примененный историко-описательный метод позволил проанализировать некоторые теоретические положения, изложенные в работах дореволюционных исследователей. Все примененные в работе методы позволили сделать выводы, способствовавшие выявлению своеобразных особенностей формирования, законодательного закрепления и осуществления механизма функционирования суда, права и правосудия чеченцев и ингушей. Применяемый сравнительно-описательный метод позволил проанализировать большой круг исторических материалов и правовых документов с учетом их характера и целей составления. Тема исследуется в плане сравнения, сопоставления фактов, событий и явлений. Данное сравнение проводится во времени и в пространстве. В целях подробного изложения материала акцент автором сделан на проблемно-хронологическом подходе. Мировоззренческие и лингвистические аспекты, характерные традиционному обществу, рассматриваются через призму культурологических и социально-психологических принципов. Важная роль в исследовании отводится методам абстрактного мышления – анализу, реконструкции, сравнению.
Применение представленной методологии, по мнению автора, дает возможность детального осмысления особенностей возникновения и развития права и организации суда, в том числе и с позиции этноюридического наследия. Теоретической основой диссертации послужили труды известных исследователей различных эпох, в частности дореволюционных авторов: А.П. Берже, М.Ф. Владимирского-Буданова, Н.Ф. Грабовского, Б.К. Далгата, Н.Ф. Дубровина, Н.П. Загоскина, А.Л. Зиссермана, М.М. Ковалевского, У. Лаудаева, Ф.И. Леонтовича, Д.И. Мейера, С.В. Пахмана, В.А. Потто, К. Самойлова, В.И. Сергеевича, Н.Н. Харузина, С.С. Эсадзе; исследователей советского и современного периодов: И.Л. Бабич, М.А. Базарнова, В.О. Бобровникова, О.А Бондаревой, А.Б. Венгерова, Т.В. Кашаниной, З.С. Лусегеновой, Г.В. Мальцева, З.Х. Мисрокова, Н. М. Михайленко, Л.Х Сатушиевой, Л.Г. Свечниковой, О.И. Слюсаревой. М.А. Супатаева, Л.Р. Сюкияйнена, Д.Ю. Шапсугова, А.Э. Шавишвили.
Необходимо выделить также труды местных исследователей: В.Х. Акаева, Ш.М.-Х. Арсалиева, Ш.Б. Ахмадова, Я.З. Ахмадова, Ш.А. Гапурова, Л.М. Ильясова, Э.Д. Мужухоевой, И.М. Сигаури, С.-М.А. Хасиева и др.
Генезис и общее развитие судебной и государственно-административной системы Российской империи (в том числе и на Северном Кавказе) получили освещение в работах Н.П. Ерошкина, П.А. Зайончковского, Т.П. Коржихиной, А.Н. Медушевского, Д.И. Раскина.
Эмпирической базой исследования являются документальные материалы из архивохранилищ Москвы, Махачкалы, Владикавказа, Краснодара, Грозного, а также из Архивного управления Правительства Чеченской Республики, Центрального государственного архива Республики Дагестан, материалы практики работы судов Чеченской Республики, статистические показатели правоприменительной практики мировых судов Чеченской Республики, обобщенные автором материалы печатных и электронных средств массовой информации, отражающие проблемы функционирования судебной власти в Чеченской Республике на современном этапе. Ценные эмпирические материалы нашли свое отражение в теоретико-правовых исследованиях по обычному праву народов Северного Кавказа в исследовательских работах Р.М. Бегеулова, А.З. Бейтуганова, А.П. Волгиной, А.С. Гукова, X.М. Думанова, К.-С.А.-К. Кокурхаева, З.X. Мисрокова, Д.Ю. Шапсугова и др. Исследуемые вопросы в рамках данной работы потребовали использования обширного комплекса первоисточников.
В условиях утраты многих архивных документов в Чеченской Республике большую значимость представляют северокавказские региональные архивы, в которых содержатся материалы по судебной системе Чечни. Большое значение для исследования имел анализ некоторых судебных дел прошлого. В числе обобщенных и использованных материалов архивных фондов имеются статистические сведения по рассмотренным судами делам, а также составам судейского корпуса в прошлом.
Исследование базируется на обширном круге ценных и разнообразных источников, в том числе и ранее неизвестных.
Источниковедческая база исследования. В процессе исследования темы использовались материалы из таких источников, как: «Терский календарь», «Кавказский сборник», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Акты Кавказской археографической комиссии», «Военный сборник», «Сборник сведений о Терской области», «Кавказский», «Терек», «Кавказ», энциклопедические словари и статистические ежегодники, «Материалы по истории Дагестана и Чечни», «Памятники обычного права народов Дагестана XVII–XIX вв.» и др. Ценный по своему содержанию комплекс источников составляют историко-этнографические сведения иностранных путешественников, в разное время посещавших Центральный Кавказ, в которых отражены наблюдения, касающиеся правовой культуры чеченцев и ингушей в древности.
Важное информационное значение имеют аналитические записки судебных деятелей о ходе судебной реформы в регионе, а также материалы ревизий, в ходе которых проанализировано отношение местного населения к суду, уровень профессионализма судей и судебных следователей, переводчиков и т. д.
Нормативную базу исследования составляют указы российских императоров, акты Государственной Думы, военного и других ведомств, Кавказского комитета, наместников Кавказа, Терской областной администрации, Положение о судоустройстве РСФСР (1926 г.), Закон о судоустройстве СССР (1938 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.), Конституция Чеченской Республики Ичкерия (1992 г.), Конституция Чеченской Республики (2003 г.), федеральные и республиканские законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность судебной власти, а также нормативные акты, исторически регулировавшие судебную деятельность в Чечне и на Северном Кавказе.
Впервые в научный оборот вводятся малоизвестные нормативно-правовые акты, закрепляющие и регламентирующие деятельность судебной системы Чеченской Республики Ичкерия (Мэджеллэ – «Шариат и суд» ).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. С древнейших времен адатная система правосудия вайнахов (самоназвание чеченцев и ингушей) являлась базой для всех последующих правовых систем, существовавших на территории проживания данных этносов. Адатное право, незначительно трансформируясь во времени и в пространстве, все же сохранило свое присутствие в вайнахском обществе не только после принятия ислама и внедрения шариата, но и в период установления на территории Чечни советской власти. Собранный и систематизированный автором материал иллюстрирует наличие древней судебной системы чеченцев и ингушей, основанной на адатском праве. Предпринимается попытка систематизации процессов развития суда, права и правосудия чеченцев и ингушей, с обозначением пяти основных периодов.
2. Правовые обычаи чеченцев и ингушей отличались единством принципов. Вместе с тем, существовали специфические особенности, в частности множественность субъектов, неразработанность видов доказательств. Изучение норм и принципов обычного права чеченцев приводит к выводу о том, что их лейтмотивом не была лишь идея «око за око», о которой высказываются многие исследователи. Обычно-правовая система чеченцев и ингушей носила упредительный характер и предостерегала от самого намерения совершения преступления, при этом право чеченцев и ингушей предполагало и процедуру примирения без осуществления наказания за некоторые преступления. Обозначена высокая роль адатно-шариатских норм при урегулировании конфликтов в Чечне и Ингушетии на различных исторических этапах, в том числе и на современном этапе.
3. Право чеченцев и ингушей не являлось неизменным в процессе эволюционного развития. Несмотря на отсутствие фиксированной письменной кодификации, оно сохранилось не только благодаря преемственности, но и умению адаптироваться в соответствии с тенденциями времени. Адаты, регламентировавшие правосудие, характеризовались преимущественно устным характером процесса, партикуляризмом, неразвитостью многих правовых институтов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Полностью не сформировался институт подсудности. На каждом уровне общественно-политической организации чеченцев и ингушей действовали свои суды (тукхума, тайпа, некъи). В научный оборот вводятся национальные определения суда (кхел), права (бакъо), наказания (таIзар).
4. На примере мало изученного древнего чеченского и ингушского института Мехк-Кхел (Верховного Суда страны) обоснована существовавшая древняя судебно-правовая организация у данных народов. Исследована структура, состав и полномочия данного органа. Обозначена его принадлежность как верховного судебного органа.
5. В доисламский период развития Чечни и Ингушетии дела в Мехк-Кхеле рассматривались по обычному праву. После принятия ислама нормы обычного права и шариата тесно переплетаются и взаимодействуют между собой. Автором установлено, что после принятия ислама чеченцы и ингуши гражданско-правовые вопросы решали на основе шариата, а уголовные преступления – на основе адата. Обозначена специфическая модель традиционного ислама, которая прошла многовековую историю развития и укрепления в вайнахском обществе под воздействием суфизма, функционирующего в виде двух тарикатов – накшбандия и кадирия.
6. Основные правовые отношения по шариату у чеченцев и ингушей проявляются на примере регулирования брачно-семейных отношений, а также преступлений на почве кровной мести (чIир). Автором установлено, что по адатной правовой системе чеченцев и ингушей эти преступления не классифицировались на преднамеренные и неумышленные, до установления вины и наказания виновного ответственность за совершенное деяние (преступление) лежала на всех членах тайпа. Шариат, в отличие от адата, унифицировал систему отправления правосудия. Если же при адатной правовой системе в тех или иных областях Чечни и Ингушетии существовали партикулярные адаты, то с принятием ислама шариатское судопроизводство стало единым для всех представителей чеченского общества, поскольку не давало, в отличие от адатной системы судопроизводства, права широкого толкования.
7. Чеченцы стремились к скорейшему утверждению ислама, но при этом очень медленно переходили на шариатскую судебно-правовую систему, пытаясь оставить адат там, где это не противоречило бы шариату. С начала 30-х гг. XIX в. благодаря имаму Шамилю было создано единое государство Имамат, объединившее народы Чечни и Дагестана. В это время произошла унификация судебно-административного управления Чечни. Шариатская судебная система Имамата Шамиля в ХIХ в. способствовала консолидации горских обществ в единое государственное образование, привела к ликвидации правового партикуляризма, способствовала развитию гражданского и уголовного судопроизводства. Были усовершенствованы система и виды наказаний. Негативным результатом судебной реформы имама Шамиля было упразднение древнего чеченского суда Мехк-Кхела.
8. Взаимоотношение обычного и позитивного права в контексте соотношения политико-правовых систем России и вайнахов характеризуется, с одной стороны, унифицированием правовых обычаев и использованием их вместе с нормами позитивного права, с другой стороны – противостоянием двух правовых систем ввиду того, что адатное и шариатское право длительное время были господствующими системами права в Чечне и Ингушетии. По мере укрепления российской власти наблюдается существенное влияние российского права на правовую культуру чеченцев и ингушей. Наиболее ярким примером этого является учреждение в крепости Грозная специального управления и суда «Мехкеме Чачани» (1852 г.) по аналогии с Мехк-Кхелом.
9. Своеобразие судебной системы в период падения Имамата Шамиля заключается в том, что на территории Чечни смешанно функционировали три правовые системы – адатная, шариатская и российская. С укреплением позиций царской России на Северном Кавказе происходит процесс образования окружных судов, которые вобрали в себя как нормы обычного адата, так и шариатского права, но с учетом позиций российского законодательства. После разделения Терской области в военном и административном отношениях в 1862 г. произошли изменения как в целом в системе судопроизводства, так и в правилах выбора членов народных судов. Результаты Судебной реформы 1864 г. для Терской области (на территории которой проживали чеченцы и ингуши) не привели к введению таких институтов, как адвокатура и суд присяжных заседателей.
10. Систематизация и инкорпорация систем права и судебных органов чеченцев и ингушей в законодательство и имперскую юстицию России выражены следующим образом. Судебная система на Северном Кавказе в период конца XVIII в. носила, по сути, компромиссный характер. Первоначально вопрос институционализации был вынужденным фактором сдерживания, который входил в общую политику России в отношении горцев Северного Кавказа. Однако в конечном результате институционализация приобрела качественно иной характер, став из вынужденной меры достаточно эффективным и мощным регулятором общественно-правовых отношений в регионе. Таким образом, на Северном Кавказе проявляется плюрализм правовой системы.
11. В 60–70-х гг. XIX в. в Чечне царская администрация столкнулась с серьезными кадровыми проблемами – отсутствие профессиональных переводчиков, слабый профессиональный уровень судей. На этом фоне весьма жесткий характер носила система наказаний, в частности практиковалась смертная казнь через повешение, увеличилось общее число арестантов и каторжников.
12. После установления советской власти в 1918 г. шариатские суды открылись во всех крупных северокавказских городах с мусульманским населением – Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре. Как и до революции, в 20-е гг. ХХ в. характерной особенностью Северного Кавказа являлся правовой плюрализм. Судебная система на территории современных Чечни и Ингушетии в рассматриваемый период носила двойственный характер, где шариатское судопроизводство на переходном этапе отчасти играло даже доминирующую роль, но позже эта тенденция начала стремительно меняться. Процесс национально-государственного строительства на Северном Кавказе условно можно разделить на 4 этапа. Образование Терской Автономной Советской Республики явилось первым этапом нового национально-государственного строительства; создание Горской АССР – второй этап данного строительства; образование отдельных национальных автономий (областей) – третий этап такого строительства; четвертый этап характеризуется созданием автономных республик, в частности Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (ЧИАССР).
13. С восстановлением ЧИАССР в 1957 г. начался новый этап развития судебной системы республики, в частности активно формируются национальные кадры для судов республики. Структура судебной системы ЧИАССР соответствовала структуре других автономных республик. Наравне с советскими народными судами в республике практически в каждом районе Чечни и Ингушетии действовали кхелы (суды), в состав которых входили авторитетные представители тайпов, в основном люди преклонного возраста. В некоторых случаях на местах партийные руководители из лиц чеченской и ингушской национальности не препятствовали осуществлению адатского правосудия, если речь шла, к примеру, о примирении кровников, и сами, вопреки всему, участвовали в урегулировании данных конфликтов.
14. Конец ХX в. для Чечено-Ингушетии ознаменовался распадом на Чеченскую Республику, взявшую курс на суверенитет и независимость, и Республику Ингушетия, вошедшую в состав Российской Федерации. В начале 90-х гг. в Чечне происходит слом позитивной правовой системы и федеральной юстиции, Ингушетия развивается в соответствии с федеральным законодательством. Судебная система в годы правления генерала Д. Дудаева (1991–1995 гг.) носила лишь представительский характер, большинство решений по гражданским делам и приговоров по уголовным делам принималось под контролем режима. Нормативно-правовое регулирование на начальном этапе осуществлялось на основе принятых еще в советский период времени законов. Период характеризуется трансплантацией экзогенных религиозно-правовых форм и институтов в управление и судопроизводство. Слом и разрушение духовных ценностей под воздействием негативных процессов способствовали расширению сфер влияния маргинализированной части общества и снятию всех морально-волевых запретов, что неизбежно приводило к беззаконию и вседозволенности.
15. Руководством Ичкерии (1996–1999 гг.) был принят ряд нормативно-правовых актов, которые в корне изменили судебно-правовую систему Чеченской Республики Ичкерия, переведя ее светскую основу в шариатскую. Произведенный анализ и хронологическая реконструкция законодательства Ичкерии выявили противоречивость нормативно-правовой базы, регулировавшей деятельность шариатских судов. Шариатские судьи в большинстве своем не имели необходимого теологического образования. Шариатская судебная система характеризуется частой сменой судейского корпуса, процессуальной неразработанностью, сказывающейся на слаженности и общем профессионализме, что способствовало выработке устойчивого недоверия у населения к деятельности судебной системы в Чеченской Республике Ичкерия 1996–1999 гг.
16. Восстановление федерального конституционного правового порядка и судебной системы в Чеченской Республике проходило в сложных условиях боевых действий в рамках введенного режима контртеррористической операции. Несмотря на восстановление федеральной судебно-правовой системы, в Чеченской Республике наблюдается сильное влияние адата и шариата.
Научная новизна исследования. Данная работа представляет обстоятельное исследование суда и права чеченцев и ингушей на различных исторических этапах.
Новизна диссертационного исследования определяется в конкретных теоретических предложениях, в которых отмечается возможность эффективного использования опыта прошлого при осуществлении судебного реформирования на современном этапе не только в Чеченской Республике, но и в Северо-Кавказском федеральном округе. В результате проведенного анализа теоретических и нормативных источников, а также материалов эмпирического характера автором высказываются рекомендации, применение которых в правотворческой и правоприменительной деятельности будет способствовать дальнейшему положительному развитию судебной власти в Чеченской Республике. Высказываются практические предложения по использованию адатно-шариатских норм в третейском судопроизводстве как инструментов, направленных на взаимодействие с позитивной системой права и правосудия.
Данная работа носит междисциплинарный характер и учитывает, помимо юридических, исторические и этноправовые аспекты опыта правового развития чеченцев и ингушей.
Непосредственная научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
– сформулированы теоретико-методологические характеристики права и суда у чеченцев и ингушей в контексте различных концепций правопонимания;
– представлены особенности системных параметров обычного права, шариата, российского (имперского) и советского права в правопонимании чеченцев и ингушей;
– выделены модели адатского и шариатского права и суда, существовавшие у чеченцев и ингушей, реконструированы процессы возникновения, функционирования и развития судебной системы на основе плюралистических правовых систем;
– определена структурно-функциональная основа адатной и шариатской системы права чеченцев и ингушей;
– выявлены закономерности и особенности векторов развития правовой культуры чеченцев и ингушей в различные исторические эпохи;
– осуществлен системный анализ источников обычного права чеченцев и ингушей, мусульманского права;
– установлены политико-правовые особенности функционирования органов судебной системы в советский период;
– на основе новейших источников представлен объективный анализ процессов и факторов, способствовавших слому федеральной судебно-правовой системы в Чеченской Республике в 1991-1999 гг. и последующему восстановлению судебно-правовой системы Чеченской Республики в рамках конституционно-правового пространства Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования проблем становления и развития судебной власти в Чечне обусловлена тем, что общие масштабы, а также сложность задач и целей судебной реформы в Российской Федерации объективно способствуют необходимости выявления общих тенденций и закономерностей исторического процесса становления и дальнейшего развития судопроизводства и судебной власти в Российской Федерации. Приводимые в работе выводы, основанные на ранее малоизвестных исторических материалах, будут способствовать дополнению имеющихся сведений по истории учений о праве и государстве, теории права и государства и истории правовых учений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обращение к истории становления и развития судебной системы в Чечне на различных исторических этапах позволит осмыслить пути развития, сделать выводы, которые могут быть эффективными для практической реализации в системе органов судебной власти. Формирование развитой судебной власти в Чеченской Республике с учетом исторического опыта позволит стабилизировать политическую и социальную обстановку, послужит основой для воспитания в обществе правовых идеалов и ценностей, повышению общего уровня правосознания и правовой культуры ее граждан.
Укрепление правовой системы Российской Федерации, развитие государственности и республиканского законодательства делают необходимым изучение недостаточно освещенных в науке правовых явлений прошлого, переосмысление историко-правового наследия народов России.
Обоснование соответствия диссертации паспорту научной специальности. Основные положения исследования, выносимые на защиту, соответствуют формуле специальности 12.00.01. – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Выполненное исследование имеет ярко выраженный историко-правовой характер, в методологическом плане наполнено знаниями многих гуманитарных наук и научных направлений. Историко-правовая направленность находит свое отражение в процессе исследования суда, права и правосудия чеченцев и ингушей через призму преемственности сохранения адата и шариата на протяжении многих веков у данных этносов. В результате исследования углубляются общие представления, расширяются научные познания о праве, суде, судебно-правовых отношениях, раскрываются историко-правовые закономерности и особенности развития суда, права и правосудия у чеченцев и ингушей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется в настоящее время в образовательном процессе Чеченского государственного университета на юридическом факультете при преподавании курсов: «История государства и права Чеченской Республики», «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», специального курса «Обычное право». Основные положения исследования формировались в результате подготовки и опубликования выступлений на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Права человека в контексте модернизации российского общества: проблемы и перспективы развития» (апрель 2009 г., Махачкала); «Восточное партнерство» (сентябрь 2009 г., Перемышль); «Актуальные проблемы науки и практики» (июнь 2010 г., Кизляр); «Ключевые аспекты научной деятельности» (август 2010 г., Екатеринбург); «Теория и практика современной науки» (август 2010 г., Москва); «Научный потенциал мира» (сентябрь 2010 г., София); «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» (октябрь 2010 г., Уфа);
«Социокультурные и политические проблемы высокогорных районов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее» (октябрь 2010 г., Карачаевск); «Российское законодательство в современных условиях» (октябрь 2010 г., Брянск);
«Этнопедагогика в современном обществе» (октябрь 2010 г., Грозный); «Наука и образование в Чеченской Республике: состояние и перспективы развития» (апрель 2011 г., Грозный).
Докладывались на научных семинарах, проходивших в Комплексном научно-исследовательском институте им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук и Институте гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, научном семинаре кафедры теории права и сравнительного анализа факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Публикации. Основные результаты исследования нашли отражение в 86 научных публикациях общим объемом 69,60 п.л., в том числе 2 монографии, 19 статей, опубликованных в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России, 65 публикаций в иных изданиях.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, пяти глав, включающих семнадцать параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений и списка сокращений.
Глава I.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИЙ ПРАВА И ПРАВОСУДИЯ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ
§ 1. Проблемы методологии исследования категорий «адатное право»,
«кавказское право» в правоведении
Историко-правовая наука, будучи самостоятельным научным направлением, позволяет исследователям посредством применения методологических приемов изучить вопросы генезиса судебной власти в Чечне и Ингушетии. Цель настоящего исследования выражена в том, чтобы посредством имеющегося исторического материала определить реальность существования национальной чеченской системы права и правосудия, основанной на либертарном типе правопонимания и длительное время являвшейся свободной от внешнего фактора.
Правовая культура чеченцев и ингушей тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими разнообразными видами культуры. Она является одним из важнейших элементов правовой системы общества, ее развитость – гарант нормального функционирования государства.
Необходимость поиска относительно единого интегрирующего подхода к проблеме правового сознания чеченцев и ингушей, исследование вопросов теоретико-правового возникновения и развития суда, права и правосудия у чеченцев и ингушей существенно осложняется терминологическим «хаосом» в определении таких ключевых понятий, как адат, шариат, кхел (суд), а также методологическими трудностями при исследовании обозначенной проблемы. Методологическая разработка правовой культуры является основополагающим стержнем исследования многих юридических вопросов, в том числе и вопросов исследования феномена суда, права и правосудия чеченцев и ингушей, заключающегося в том, что на протяжении столетий происходит сосуществование полиюридизма в таком исторически сложном регионе, как Северный Кавказ.
Своеобразная особенность понимания правовой культуры чеченцев и ингушей заключается в том, что она – не право или его последующая реализация, а скорее комплекс представлений общества о праве. Правовая культура чеченцев и ингушей неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.
Чтобы понять значение правовой культуры и оценить ее роль в механизме становления и развития суда и правосудия в Чечне, а также показать основные этапы ее развития, необходимо комплексно проанализировать основные стадии ее формирования и становления как правового феномена.
Как справедливо отмечает исследователь М.М. Айбатов, «методология исследования истории политических и правовых учений привлекает внимание ученых с момента зарождения самой науки истории политических и правовых учений» . Исследуя правовое содержание памятников того или иного народа, представители научного сообщества вынуждены сталкиваться с методологическими трудностями. Одна из основных среди них носит гносеологический характер. Не является исключением и данная тема исследования.
Методологические трудности объясняются самим содержанием избранной нами темы. Ввиду того, что данная тема носит междисциплинарный характер и для ее разработки необходимы сведения из смежных дисциплин: правоведения, исторической географии, этнологии, этнографии и т. д., без этого невозможен анализ источников обычного права чеченцев и ингушей, анализ возникновения и дальнейшего развития суда и правосудия в Чечне и Ингушетии, выявление их тех или иных специфических особенностей. Кроме того, как уже отмечалось выше, исследование обозначенных вопросов затрудняется разрозненностью и неоднозначностью отдельных положений, содержащихся в изучаемых источниках. Высказанные в них политико-правовые идеи не образуют строгой и целостной системы и рассеяны по различным записям.
Не будучи политическими трактатами, памятники «обычного права», «кавказского права» народов Северного Кавказа являются зеркальным отражением правосознания своего времени. Основная задача при применении методологии в рамках данного диссертационного исследования – систематизировать разрозненные сведения об адате, шариате и правосудии у чеченцев и ингушей для получения о них целостного представления. Указанным методом можно реконструировать отражаемую ими политико-правовую концепцию, к примеру, основу тайпа, тайповых судов и т. д. Современная историко-правовая наука нуждается в более углубленном исследовании правовых систем, зафиксированных в некоторых локальных правовых материалах.
В рамках темы исследования были применены приемы, принципы и методы историзма, а также исторического детерминизма и юридической антропологии. Используемая в исследовании концепция социального детерминизма позволяет объективно раскрыть как закономерности, так и особенности развития традиционного общества.
В основе исследования применен также историко-описательный метод основ возникновения и эволюции права и суда. Все примененные в работе методы позволили сделать выводы историко-прикладного характера, что способствовало выявлению своеобразных особенностей формирования, законодательного закрепления и механизма функционирования суда в Чечне и Ингушетии. В работе анализируется большой круг исторических материалов и правовых документов с учетом их характера и целей составления, в том числе ранее неизвестных научным кругам архивных документов по деятельности судебной системы в Чечне в период с 1990 по 1999 г.
Тема диссертации исследуется в плане сравнения деятельности судебных органов в Чечне, сопоставляются факты, события, явления, а также роль отдельных личностей в развитии суда и судебной системы. Данное сравнение проводится во времени и в пространстве. Основной акцент при исследовании историко-правовых вопросов судебной системы делается на проблемно-хронологический подход. Использование представленной методологии способствует выявлению особенностей этноюридического наследия чеченского народа. При этом мы солидарны с мнением А.М. Бугаева, который совершенно справедливо отмечает, что «при изучении тех или иных проблем национальной истории трудно быть совершенно беспристрастным» .
Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится к современной России. В ее правовой системе, как в зеркале, отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: законодательство, правотворчество, правореализацию, права и свободы граждан, механизм государства, принципы и методы его деятельности, правосознание во всех его видах и уровнях и таким образом является важным критерием качества правовой жизни обществ .
Говоря об источниках исследовательской деятельности, нельзя не учитывать факторы возможной фальсификации или некоторых неточностей в работах даже самых именитых ученых. Если же вторые являются следствием некоторого непреднамеренного заблуждения со стороны исследователей, то в отношении первых факторов, вызванных определенными убеждениями или другими специальными причинами, следует проводить работу по контраргументированию и опровержению посредством применения источникового аппарата по конкретно исследуемому вопросу.
Следует отметить, что некоторые положения, отраженные в таких работах, необходимо использовать, с одной стороны, осторожно, а с другой – критически, собственно говоря, что мы и предпринимаем в рамках настоящей работы.
Вопросы методологии «обычного права», «кавказского права» и суда были предметом интереса со стороны ученых и в советский период развития государства. Эта тема затрагивалась известным исследователем обычного права горцев А.М. Ладыженским .
В конце ХХ в. проблема методологии изучения правовой культуры народов Северного Кавказа актуализировалась. Однако стремительно возникший в конце XX в. интерес к изучению методологии обычно-правовых систем народов Северного Кавказа на современном этапе находится в состоянии стагнации. Лишь некоторые академические центры – ИАЭ РАН, ИГиП РАН, ГКНУ АН ЧР, ДНЦ РАН, в том числе и Научно-исследовательская лаборатории обычного права юридического факультета ДГУ – занимаются изучением методологии правовых систем народов Северного Кавказа.
Сам процесс методологии отбора и изучения этнографических источников и памятников права Чечни и Ингушетии имеет свою специфику.
Сформулировать общий подход к отбору источников для исследования данной темы несложно: сами по себе источники должны содержать высказывания о праве, справедливости, эффективности или неэффективности деятельности судебных институтов и других подобных ценностях. Сложнее обосновать принцип их отбора в пространстве и во времени. Географическая зона, из которой происходят упоминаемые нами источники, – вся территория Чечни, часть Дагестана. При обращении к такому обильному юридическому материалу невольно возникает вопрос: правомерно ли рассматривать в единстве развитие права народов и обществ, принадлежащих различным этносам? Нам представляется, что на этот вопрос следует ответить положительно, поскольку, несмотря на определенные отличия, в практике применения адатского права и осуществления сначала адатского, а затем и шариатского судопроизводства в Чечне, Ингушетии и Дагестане прослеживается определенное единство в понимании права.
Никто не может поставить под сомнение своеобразную специфику родоплеменных отношений, свойственных чеченцам и ингушам в виде тайпов, равно как и особенности образования феодальных владений в Дагестане, в этом и заключается некоторое своеобразие в развитии этих народов.
Вместе с тем, сходные условия жизни общин не могли не наложить отпечаток на формирование и содержание обычно-правового мировоззрения и правосознания, хотя многое, разумеется, зависело от конкретной расстановки политических сил в том или ином владении .
Как нам представляется, социокультурный подход наиболее перспективный в плане выявления связей этнического права и общества.
Поскольку право изучается в рамках различных научных дисциплин: правоведения, истории, психологии, культурологии, социальной философии, в каждом из названных направлений оно рассматривается через призму мировоззрения перечисленных наук.
Посредством осуществленного философско-культурологического анализа адатского права более полно раскрывается его роль и значение в традиционном обществе как эффективного регулятора общественных отношений, соотношения норм права с нормами морали.
Начиная работу по исследованию содержания обычного права чеченцев и ингушей в рамках дозволенной наукой этики, необходимо критически отнестись к источникам, из которых мы получаем сведения о его нормах, этапах становления и развития.
Нам представляется чрезвычайно важным выработать методы, позволяющие дать максимально объективную оценку сведениям об обычном праве чеченцев и ингушей, вопросах судоустройства на различных исторических этапах. Методология исследования обычного права носит межпарадигмальный характер, выраженный в применении комплекса методов, подходов и принципов познания права.
Исследование обычно-правовой системы чеченцев и ингушей посредством изучения социально-правовых процессов и явлений позволяет комплексно рассмотреть содержание обычно-правовой системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс