Хасан Гапураев
Авторский проект: рекламная библиотека народной прозы

ВРЕМЯ ЗАБЛУДИЛОСЬ В ГОРАХ
(Эссе)

ГРОЗНЫЙ-2016

60-летию Героя России
Ахмат-Хаджи Кадырова
посвящается

ВРЕМЯ ЗАДУМАЛОСЬ НА МИГ…
Исторические личности по истечении времени обрастают легендами и небылицами. Писатели, гораздые на вымысел, ставят своего героя в различные ситуации и всегда выводят его победителем. Это их право. А я вам приведу реальные случаи из жизни этого замечательного человека, свидетелем которых по воле случая оказался я сам. Но прежде, чем начать свое повествование, приведу слова самого Ахмат-Хаджи Кадырова:
«Я не родился политиком. И стать государственным деятелем не думал никогда. И политиком, и государственным деятелем меня сделало наше смутное и беспокойное время, которое перевернуло сознание целого поколения, подвергло переосмыслению понятия и ценности, казавшиеся до этого незыблемыми и не подвергаемыми сомнению»…
Июнь 1959 года. ВШ с. Центарой.
10 часов 00 минут

– Кроме прочих, на повестке дня совещания учителей Центаройской восьмилетней школы Шалинского района ЧИАССР стоял несколько необычный вопрос: досрочный перевод ученика 1-А Ахмата Кадырова на класс выше, в 3-й класс, − вспоминает тогдашний заведующий учебной частью школы Джандар Висмурадов.
Директор школы Гилани Чистаев еще в прошлом году просил сделать это. Тогда заведующий районным отделом образования Шемил Цураев не дал согласия. Если честно, как он потом признается сам, не поверил в такие способности сельского мальчишки. Да и возрастной баланс нельзя было нарушать: в 1-й класс, пожалуйста, в 7 лет. И на этом совещании опять, уже за своего ученика, заступились сельские учителя начальных классов: «Не вундеркинд, но юноша, одаренный от природы», − твердили они.
Зав. районо сам решил проверить знания юноши. Что интересно, Ахмат знал в совершенстве алфавит и чистописание целых предложений. При сложении и вычитании рассуждал весьма логично. Знал деление и умножение. А когда дело дошло до литературных способностей, то Ахмат Кадыров продекламировал не только:
«Бежит матрос, бежит солдат,
стреляет на ходу.
Рабочий тащит пулемет,
сейчас он вступит в бой…»,
но и замахнулся даже на программу 4 класса:
«Ищет милиция, ищут пожарные
Парня в футболке и кепке»…
Даже сами учителя удивились, где он мог выучить эти стихи. Так и был переведен Ахмат Кадыров через класс: с 1-го в 3-й. Но не все так просто…
Здесь был человек, знающий феномен грамотности Кадырова, но рассказать подробности о нем завуч не мог, это значило бы загубить все дело. У мальчика было религиозное образование, а религия была отделена от государства, а на деле вообще запрещена. А чеченцы такой народ, что при всех властях испокон веков хоронят своих мертвых по законам шариата. Ахмат с 3-х лет был обучен азам арабской письменности, и ему ничего не составляло читать, писать, умножать или делить числа.
Наконец, мальчика отпустили. На его лице не было ликования или зазнайства. Он вежливо попрощался со всеми и вышел из учительской, теперь будучи уверенный, что новый учебный год он продолжит в третьем классе. Это единственный случай в истории села.
К 11-ти годам Ахмат Кадыров выучил 4 маила образования на арабском языке, что можно приравнять к Техническому училищу наших дней. Об этом знали сельские учителя и завуч, которые присутствовали на том педсовете. Не случайно говорится в народе: «Колючка и на ранней стадии бывает острой»…
Июнь 1971 года. Бачи-юрт.
12 часов 30 минут

С секретарем парткома колхоза имени Куйбышева Мусой Айдамировым едем на хлебоуборку. Стоит знойный солнечный день. Хотим попасть на полевой стан в обеденное время. Нам, журналистам Шалинской районной газеты «Знамя коммунизма», интересно знать, как организован досуг комбайнеров. Благо уборка идет в первом отделении. Как только машина «Газ-69», которую любезно одолжил нам на час председатель колхоза Али Алавдинов, свернула на дорогу в Новогрозный, мы оказались у края пшеничного поля.
Под тенью деревьев, возле стоящего на обочине грейдера разместился полевой штаб. Тут же находилась агитбригада районного Дома культуры во главе с заведующим отделом культуры райисполкома Альбертом Измайловым. Любимец публики, солист Ильяс Дакишвили исполнял песню «Ты скажи, красавица». Недавно созданный вокально-инструментальный ансамбль «Джаз-банда» под руководством Салавди Умархаджиева настраивал свои инструменты. Словом, перед концертом для хлеборобов полным ходом шла репетиция артистов художественной самодеятельности.
Однако героем дня сегодня неожиданно для всех стал молодой комбайнер Ахмад Кадыров. А на подвиг ушли всего лишь минуты. Дело в том, что здесь на косогоре решено было пшеницу убирать прямым комбайнированием, пуская агрегат на подъем и спуск. И вот на самом верху холма от обилия искр натужено работающего мотора уборочный агрегат вспыхнул как спичка. Требовалось мгновенное решение комбайнера, т.к. если бросить машину – загорится нива, да и сам комбайн не собрать, даже на запчасти; чтобы развернуться и съехать – нужно железное терпение, так как кабина «СК-5» объята пламенем и что в таком случае будет с комбайнером и его помощником, сам Аллах знает.
– Магомед, прыгай! – кричит Ахмад своему помощнику.
Мальчик лет 12-ти то ли его не слышал, то ли решил сделать это после старшего брата, но на окрик он не реагировал, а вместо этого достал воду из дубовой бочки, которая была вмонтирована на верхней платформе, рядом со шнеком.
Откуда ни возьмись, поднялся легкий ветерок и стал сбивать пламя наискосок, словно помогая отважным механизаторам. Вскоре объятый пламенем комбайн пересек вспаханную контрольную линию. Остальное было делом техники, подбежавшие люди потушили огонь. Главное, что комбайнер не растерялся и сумел высвободить еще не наполненный копнитель от соломы. А для этой операции нужны определенные навыки. Кстати, Ахмад Кадыров еще два года назад успешно окончил курсы механизаторов широкого профиля в станице Калиновская Наурского района.
Август 1985 года. Новогрозный.
11 часов 10 минут
− Я проводил на территорию Дагестана начальника ГАИ МВД ЧИАССР Валентина Афанасьева и ехал обратно. Но, не доезжая до Новогозного, свернул с дороги на обочину. Очень устал, мы сутки дежурили на трассе, глаза сами слипались, − рассказывает капитан милиции, старший госавтоинспектор Гудермесского района Казбек Якубов.
Возле меня остановилась машина «Жигули» шестой модели. Ко мне подошел стройный мужчина, на вид ему можно было дать лет 40, в поношенном бешмете и папахе:
– Как тебя зовут, товарищ капитан? – спросил он.
– Казбек, а родители зовут Хаж-Эли, – ответил я.
– Хаж-Эли, я Ахмат Кадыров из Центароя. У нас неожиданно возникла дорожная проблема. Отняли машину у сына Махарби из Аллероя. Наверное, ты наслышан о нем? Дело в том, что его старший сын Хамзат убит кровниками. Вот мы и занимаемся на этой машине организацией похоронного процесса. Сам знаешь, лето, жара…
− А по какой причине у вас отняли машину?
− У того, кто за рулем, нет водительских прав.
− Где вас остановили?
− У въезда в Новогрозный.
Мы подъехали на место. Я понял, что это работа автоинспектора Мартанукаева. У него была привычка проявлять излишние строгости по поводу и без. Я приказал автоинспекторам Николаю Наренко и Ату Шовхалову Кадырова и его спутников проводить до перевала, где поворот на Аллерой, а Мартанукаева оставил на посту.
Они уехали. Я снова сел в машину и прилег. Представил себе, какой свет шел от этого человека. Мы с ним не были знакомы, однако подкупал добрый взгляд его синих глаз, ясных как небо, и искренность в голосе.
К моему великому стыду, я не знал ученого-арабиста Махарби тоже. Я жил в центре Грозного, и много времени проводил на работе. Впоследствии мы познакомились с сыном Махарби, который живет в Новогрозном, и я часто гостил у них.
Сентябрь 1989 года. Курчалой.
10 часов 10 минут

Вместе с Ахмат-Хаджи Кадыровым обходим помещения Исламского института «Аль-Насуха». Здесь изучается несколько дисциплин. Три преподавателя – граждане других стран и республик, есть несколько чеченцев, в том числе и Хожахмед Кадыров. Я еще не знаю, каким неуместным будет мой первый вопрос. На тот момент я представлял газету «Ленинан некъ» в качестве специального корреспондента. Кабинет ректора еще не оформлен, скорее всего, еще не выделен. В здании бывшего сельского медресе комнат не хватает даже для учебного процесса. Многие муталимы из окрестных сел и ночуют здесь же. Правда, часть студентов размещена по сельским домам. Заведующий хозяйственной частью института Макмагомед Хасханов при мне обещает Ахмат-Хаджи, что его кабинет через три дня будет готов.
– Если б не журналист, он и за три недели не сделал бы такое доброе дело, – шутит Ахмат-Хаджи.
Мы собираемся в мечети. На встречу пришли несколько преподавателей и муталимов из старших групп. И вот мой вопрос:
– А кто такой Аль-Насуха, я такого святого не знаю. Почему институт не назван именем Кунта-Хаджи Кишиева?
Мои визави удивленно переглянулись. Ахмат-Хаджи быстро нашелся:
– Валлах1и, Насуха, здесь нет моего участия. Ответь журналисту. Кстати, это проректор института.
Представьте себе, как мне было неудобно перед моим старым другом. Почему-то я не думал, что институт может быть назван именем здравствующего Насуха-Хаджи Ахматова. Хотя знал, что здесь все делается на его личные деньги. Даже оплата преподавателей.
– Конечно, жима къонах, я не такой святой. Однако на старости лет славы хочется, зачем буду лукавить?
Насуха Ахматов в те годы был известным меценатом. Очень умный, деловой, предприимчивый, он на любой работе умел делать деньги. На его средства еще в те времена строились мосты, пищекомбинаты, хлебопекарни, консервные заводы. Он многим людям дал работу и большие заработки. Это был человек не своего времени. Тогда все было под запретом. Однако за деньги и в те суровые годы все разрешалось.
– Про Кунта-Хаджи говорить еще немножко рановато. Его именем много чего назовут и притом очень скоро. А вот Аль-Насухе тогда места мало будет. Вот и пользуемся моментом, – сказал Ахмат-Хаджи, сделав серьезный вид. И, вообще, трудно было узнать, когда он шутил, а за словом в карман он никогда не лез.
Из-за такта и уважения к Насухе-Хаджи, отцу моих хороших друзей Салама и Абубакара, я извинился перед ним. Теперь мой вопрос был адресован Ахмат-Хаджи Кадырову:
– А что даст нам этот Исламский институт, ведь религия отделена от государства, где найдут работу его выпускники?
Казалось, вопрос был на засыпку. Однако Ахмат-Хаджи добродушно улыбнулся и с радостью в голосе сказал:
– Да простят меня атеисты за пропаганду религии. Благодарю за такой прямой вопрос. Помнишь, наши святые, в том числе и Кунта-Хаджи, да будет доволен им Аллах, говорили: «Что вера в Аллаха в наших краях станет такой тонкой, словно лезвие сабли. Но потом возродится и станет необъятной как весь мир». Есть еще притча: «Рай под тенью ваших сабель». Таков клич был и у имама Шамиля. А я вижу здесь другую трактовку: «Когда солнце ислама осветит весь мир – не будет тени от лезвия сабли. Духовность надо возрождать умом, пропагандой и агитацией, разъясняя людям ее лучшие стороны, а не воевать за религию. Как можно убивая людей попасть в рай, если Аллах (Супхьана ва та1ала) в Коране говорит: «Никто не имеет права, кроме Бога, лишать человека жизни».
После таких разъяснений мы поехали в Грозный. Ахмат-Хаджи ехал к уполномоченному Совмина ЧИАССР по делам религии Лечи Мадаеву. Он вез смету расходов Исламского института на согласование и утверждение. Кадыров хотел, чтобы их работу оплачивало государство, раз оно начало признавать религию. Предварительный разговор с Доку Гапуровичем Завгаевым уже состоялся, остальное – дело времени.
Май 1993 года. Муфтият ЧР.
10 часов 30 минут

В Муфтият республики поступила жалоба. Бизнесмен Усман Рамзанов сообщает, что его дальний родственник Ширвани Махмудов занял у него 180 тысяч долларов США и не отдает. Прошло уже 2 года, как долг просрочен. На стороне должника такие влиятельные авторитеты из окружения президента Джохара Дудаева, как Мовсар Бараев, Шамиль Басаев. Муфтий республики Магомед-Башир Арсанукаев принял дело на рассмотрение, но, узнав, кто стоит за спиной должника, дал задний ход. Однако день рассмотрения жалобы настал, приглашенные явились в муфтият. И вот битый час потомок курайшитов, председатель комитета при муфтияте Саид-Хамзат Жамулаллайл и заместитель муфтия по шариатским вопросам Ахмат-Хаджи Кадыров стараются прения сторон ввести в рациональное русло.
Небольшой зал битком набит муллами и сторонниками спорящих сторон. Нормальному решению дела мешают вооруженные люди из разных группировок. Видимо должник своим заступникам обещал хороший куш. Каждый мулла привел примеры из жизни сподвижников пророка, что-то долго и невнятно говоря о вовремя не уплаченных долгах. Чувствуется, что кадиев пугают вооруженные люди, их грозные выкрики. Мало кого смущает, что в зале находится потомок самого пророка Саид-Хамзат Жамулаллайл и потомственный алим, знаток шариата Ахмат-Хаджи Кадыров.
Наконец, выслушав все стороны и нейтральных лиц, Ахмат-Хаджи Кадыров обвел зал синим взглядом из-под своих мохнатых бровей и грозным голосом сказал:
− Вы что себе позволяете? Я обращаюсь к вооруженным людям. Вам разъясняют закон Аллаха и Его пророка Мухаммада (1алайхиссалата вассалам). Вы что? Если у вас за плечами автоматы – палки для стрельбы, вы что возомнили себя выше Аллаха и Пророка?! Стыда перед старшими, как я понял, у вас нет, но совесть перед Всевышним должна быть. Прекратить в зале шум и гам! Чтобы я слышал, как муха здесь летает!
Неожиданно зал затих. Такого окрика еще не было на этих вооруженных до зубов людей. Никто не стал перечить или возражать Ахмат-Хаджи. И он продолжил:
− Ширвани Махмудов, а ну поднимись и выйди вперед! Расскажи нам, когда, на каких условиях и какую сумму ты занял деньги у правоверного мусульманина Усмана Рамзанова?!
В зале была мертвая тишина. Ширвани начал оправдываться:
− Деньги я занял по просьбе моего дальнего родственника Султанбека. Он эти деньги вложил в общак для покупки оружия ополченцам. Теперь их ему не отдают, а он в свою очередь мне. Вот и вся причина не возмещения мною долга.
− Значит так, кто бы за тобой не стоял, даже если на твоей стороне армия с ракетами и танками, шариат велит выплачивать долг в оговоренный срок. Занимал ты деньги для себя, для дяди или тестя – разницы нет. Божий раб Ширвани Махмудов, ты обязан выплатить долг Усману Рамзаному в полной мере, то есть ту сумму, которую ты занимал. Никаких надбавок и процентов шариат не признает. Если ты веришь в Аллаха, в Его Пророка и являешься мусульманином, то ты обязан выплатить долг. Все! Разбор дела закончен. Все свободны! Аллах1у Акбар!
Спустя неделю в муфтият пришел человек и сообщил, что долг полностью выплачен.
Август 1994 года. Штаб Автурханова.
12 часов 00 минут

− Мы утром встретились в кабинете министра местной промышленности Дудаевского Правительства Мусы Дашукаева, − говорит Рустам Чапхаев.
Предстояла поездка в Знаменское, в штаб оппозиционного к Дудаеву Правительства во главе с Умаром Автурхановым. Ровно в 10 часов 30 минут мы выехали. С нами было еще 2 ученых алима. Их фамилии я сейчас не помню. Ахмат-Хаджи тогда был заместителем муфтия республики по шариатским вопросам и представлял Бенойцев, но, вообще-то, мы ехали от имени всех тейпов Чечни. Я был просто водителем. У меня тогда была новая «Волга». Должен заметить, что Ахмат-Хаджи меня перед выездом предупредил:
− До тебя двое отказались ехать с нами. Если тебе неудобно везти делегацию, обиды на тебя нет. Можешь остаться дома.
− Я разделяю с вами участь нашей республики, − был мой ответ.
Правда, не ехать причины у меня были. Там стреляли, недавно привези трупы мирных людей. Были стычки на постах между противоборствующими сторонами. Чеченская земля уже дышала войной. К тому времени у меня жена лежала в республиканской больнице, ей сделали операцию. Тем не менее, хотелось быть участником примирения воинствующих сторон.
Мы с Ахмат-Хаджи поспорили на какую-то сумму, что в Горагорске на посту то ли Дудавецы не пропустят, то ли Автурхановцы. Была полнейшая реальность, что одна из сторон может так сделать, и огонь на поражение будет открыт. Словом, обстановка была довольно сложной. Люди с пропиской по нашей стороне не пропускались в Притеречье. Но мы на свой страх и риск поехали.
На место мы прибыли в 12 часов. Автурханова на месте не оказалось, нас принял его заместитель. Помню его слова:
− Что вас привело сюда?
Правда, его тон мне сразу не понравился. Это был тучный мужчина, выше среднего роста и командовал в то время Притеречными вооруженными формированиями.
Ахмат-Хаджи спокойным уверенным тоном сказал:
− Мы были у Дудаева. Ему сказали то же самое, что скажу и вам. Нас привела сюда тревога за судьбу чеченского народа. Если Вы не помиритесь друг с другом, то станете причиной разделения чеченского народа на два лагеря. Мы вашу цель знаем: вы хотите ввести сюда российские войска и развязать бойню. Начнется братоубийственная война. Поэтому мы пришли потребовать от вас, чтобы вы немедленно помирились и объединили наш народ. Иначе мы поднимем людей и объявим войну обеим сторонам. Если суждено нам умереть, то пусть мы умрем, примиряя свой народ! А развязывать войну с участием третьей силы мы не позволим.
Заместитель Автурханова выдержал небольшую паузу, видимо подбирая слова, и сказал:
− Вашу песню мы знаем, слышали такой свист! − он небрежно посмотрел на часы и добавил:
− Значит так, у вас ровно 20 минут, чтобы добраться до Терского хребта, где стоит пост. Иначе прикажу стрелять по вам!
В его голосе было какое-то высокомерие, скорее даже надменность, а может и цинизм.
− На все воля Аллаха, а тебе так кичиться не советую. Запомни, в ваших руках нет никакой власти. Все в руках Всевышнего. Нам еще надо совершить обеденный намаз и хотя бы чай на обед выпить. Мы сюда ехали, полагаясь на Бога, чтобы сказать то, что мы вам уже сказали. Так что наша миссия завершилась, − жестким голосом отчеканил Ахмат-Хаджи Кадров. Он медленно встал, всем своим видом подчеркивая ничтожество этого невежи.
Напротив Администрации района, где мы только что были, в учительском доме на втором этаже жил какой-то друг муллы, который сопровождал Ахмат-Хаджи. Он нас принял с великим радушием. Пока мы обновляли намаз, его жена быстро накрыла на стол. Но прежде Ахмат-Хаджи отозвал меня в коридор и сказал:
− Рустам, береженого и Бог бережет. Ты пока последи за нашей машиной, не ровен час заминируют. Я пришлю человека сменить тебя.
И вправду, не прошло и 15 минут, как вышел один из наших спутников. Я зашел, сделал намаз и успел плотно покушать. Хозяин и Ахмат-Хаджи шутили:
− Даже наши шейхи старались, чтобы кучер был сытым.
На обратном пути на посту нас даже не остановили. Видимо пропуском послужила статная папаха Ахмат-Хаджи Кадырова. Мы с ним потом долго шутили по этому поводу. Не помню сейчас, кто из нас выиграл спор, но помню его слова: «На словах каждый хочет мира в нашей республике, а вот трудиться ради мира никто не хочет». Думаю, нет надобности объяснять, как трудно было тогда на это решиться и ходить по лезвию ножа. Впоследствии я много раз вспоминал слова Ахмат-Хаджи Кадырова и с уверенностью мог бы сказать, что в нем были задатки шейха. Живи он во времена волхвов, ему непременно посоветовали бы побывать в халвате.
Июль 1995 года. Чермой лам.
14 часов 00 минут

На боевые действия объявлен мораторий. Наступило перемирие. Который день исполняющий обязанности муфтия Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров отсутствовал дома. Вот и сегодня он обошел позиции ополченцев и возвращался в Ведено. До этого старинного укрепления оставалось еще полчаса езды верхом, когда муфтий остановился на полуденный намаз. Отсюда с горы Чермой лам открывается замечательная панорама, как на ладони видны все окрестные хутора. Свежий аромат альпийских лугов и горный озон наводит на разные мысли. Муфтий задумался о том, что он здесь делает, зачем весь этот спор с Великой Россией. Неужели нам так плохо живется под крылом огромного государства? Конечно, нет. Но вот политика этой страны убийственна: репрессии, войны, расправы. Между тем, это была другая страна – СССР.
Я искал в Ведено Хамида Хатуева или Ваху Дадулагова, которые издавали газету «Ичкерия». Оказывается, они еще в мае покинули эти края и присоединились к какому-то отряду ополченцев. А вот случайная встреча с муфтием обрадовала. Вместо обычных разговоров Ахмад-Хаджи ударился в размышления:
– А знаешь, я почему-то вспомнил роман «Зелимхан» М. Мамакаева. И за что люблю его читать, так всего лишь за одно предложение: «Когда они выехали из Ведено, справа видна была Зиярт Хеди».
Я не стал прерывать его мысли. Четверть века в печати. Знаю, что такой попутчик – мечта любого поэта. Такого умного и интересного собеседника нужно слушать. Тем более его давно не было дома. Возможно оттого и мысли разбросаны по всем отрогам гор, что только не придет на ум в такой ситуации.
– А не видно же с дороги Зиярт. Вот тут автор двух зайцев убивает: напоминает о том, что здесь есть гробница матери святого Кунта-Хаджи, а также указывает на дорогу, откуда она видна. А дорога эта царская. Идет она вон по тому гребню черной горы. Дорога булыжником вымощена нашими отцами в честь приезда русского царя Александра II. Было это где-то в 1875 году. Отсюда он поехал на Кезеной, а дальше в Дагестан через Ботлих. Видимо исследовал дорогу, по которой отступал имам Шамиль и заодно изучал феномен его долгого сопротивления России. Сегодня история повторяется. Что-то мы не так делаем. Раз у русских не хватает ума остановить войну, то чеченцы же должны найти выход?!
Кавказская война длилась 25 лет. Что получилось в итоге? Имам сдался в почетный плен, а народ так и остался под игом царя. А сегодня-то условия совсем другие. Все равно нам без России не выжить. Рядом все те же: Турция, Иран, да еще Америка сюда же «под нос» пришла. Нет, эти «старые ястребы» нас без России в покое не оставят. Вот это надо объяснить нашему народу. А сегодня на это времени не хватает. Да и вождей у нас безмозглых набралось много. Нигде не работают, ни кола, ни двора не имели, а тут с мешками денег ходят. Нет, здесь их не печатают. Не откопали они станок последнего имама Узум-Хаджи. Где-то за бугром «дядя» притаился, а мы здесь кровь проливаем. У чеченцев есть поговорка: «Тот, у кого нет и коровы, умер в драке за очередь, чтобы пасти стадо».
Вообще-то интересный народ – писатели. Помнишь, у Абузара Айдамирова: «У чеченцев нет возвышенности для лучших людей и ямы для плохих». Все эти слова приписывают имаму Шамилю. А ведь изречение это принадлежит самому автору. Шамиль знал, что чеченцы изгоняют из сел недостойных, а лучшим дают прозвище «къонах». И еще Абузар писал: «Кунта-Хаджи сказал, что такое крест? Железо носите. Церковь – строение, входите туда, а когда будет бесчестье женщин, тогда и воюйте». Это тоже изречения автора. Великий шейх был против всякого насилия, а войны тем более. А покорную голову меч не сечет. Да и религиозных войн на Кавказе не было. Кунта-Хаджи был одним из родоначальников тариката. Отдельные муллы ношение бороды тоже ему приписывают. Якобы это он сказал, что мой мюрид этим должен отличаться от других. Вот такое невежество в духовном воспитании и приводит нас к таким потрясениям.
Абузар Айдамиров попал в такое время, когда нет духовной пищи. Но он достойно воспитывает наше поколение. Я ему за это благодарен. Наше дело – понять правильно его иносказания. Ведь у каждого писателя есть свой зашифрованный текст, о котором в его время говорить нельзя. Вот это должен понимать каждый читатель. Не бывает, чтобы всем нравилось время, в котором они живут. Вот и появляются довольные и не довольные люди.
– А когда наш край будет счастливым и процветающим?
– Вот что и требовалось доказать. Нам муллам и вам писателям надо воспитать такое поколение, которое будет знать честь, совесть, достоинство, гордость и национальные особенности. Духовность и нравственность должны идти в ногу.
– А откуда мы такую национальную политику возьмем?
– Не надо изобретать велосипед. Выполним пять столпов ислама мы, христиане исполнят свои заповеди, иудеи – свои. Вот и все вернется на круги своя. К примеру, если мы признаем Аллаха и его пророка Мухаммада – мы на правильной дороге. Делаем намаз – соблюдаем чистоту дел, помыслов. Даем закят – значит мы богатые, можем помогать бедным. Совершаем хадж – тут уж и слов нет, значит мы верующие, честные, богатые, умные и еще тут обмениваемся новостями из других стран.
Конечно, если руководители воруют – народ все видит, а если власть создает блага, значит она сильная, а если сильная власть, то и воспитание наглядно проводит, а кое-кого и силой принуждает. Вот так и идет цепочка к благополучию народа.
Между тем, я благодарен этой войне. Она меня научила смотреть на нашу жизнь с другой стороны. Теперь я знаю, что делать, если к нам эта чума вернется. Надо прогнать этих нерадивых мучителей народа и установить твердую, мощную нашу власть. Под небом места всем хватает.
Март 1997 года. Египет.
11 часов 10 минут

Здесь собрались ученые мусульманского Востока, до 40 человек известных в арабском мире шейхов. Перед обсуждением проблем терроризма в мире в качестве развития темы была проведена пресс-конференция с участием Ахмат-Хаджи Кадырова. Мусульманский мир был насторожен противостоянием России и крошечной Чечни. Переводил речь Кадырова Звиад Сабсаби. Кстати, язык у последнего очень колоритный и содержит большой запас слов, благодаря чему перевод получался не только дословным, но и философски насыщенным. Мы знаем, какой оратор Ахмат-Хаджи Кадыров.
− Почти рядом со мной сидела красивая женщина из курайшитов, докторант Каирского университета, она увлеченно слушала Ахмат-Хаджи и плакала, – рассказывает Саид-Хамзат Жумалайл. – Арабские женщины много наносят на лицо косметики, поэтому из-за обилия слез по ее щекам текли ручейки туши. Она часто всхлипывала как ребенок.
Ахмат-Хаджи Кадыров рассказывал о вековых мытарствах чеченского народа в царское время, о геноциде 1944 года, о победоносной Первой чеченской войне. О мирном договоре с Россией. Но, как говорится, Восток – дело тонкое. Арабских ученых интересовал вопрос: могут ли быть добрососедские отношения между Россией и Чечней после такой войны? Они не хуже нашего знали трагедию Самашек и Сержень-юрта, о концлагерях, о рейдах на Буденновск и Кизляр.
Ахмат-Хаджи так умно и тактически грамотно рассказал о взаимоотношениях России и Чечни, затронув тему газавата и кровной мести, коснулся и чеченских адатов. Народы всех государств всегда живут дружно, до войны доводят амбиции правителей. Свой проигрыш на политической арене отдельные руководители переводят в русло войны, в итоге со дня сотворения мира страдают народы.
− Меня беспокоит совсем другое – занесенный отсюда, с Востока, ваххабизм. Он разрушает наши традиционные устои, – отметил Кадыров. – А с Россией отношения мы всегда наладим, секрет этого прост – Россия не ведет с нами войну на религиозной почве. Наш народ простил царизму ссылки своих лучших шейхов тариката, простил политические репрессии советской власти, мы сумеем преодолеть и горечь потерь в этой войне.
Я еще раз повторяю – Россия наша большая Родина, от нее нам никуда не деться. Но моя просьба к вам, нашим мусульманским братьям: не подливайте масло в пожар войны, не раздувайте огонь противостояния вновь, отзовите от нас террористов арабского происхождения. Чечня маленькая республика, мы не Америка и не Китай. Позвольте нам самим решить вопрос взаимоотношений с Россией.
Конечно, такой разговор не всем понравился по обе стороны. Никто из ученых Востока не поднял вопрос отзыва отсюда Хаттаба, о материальной помощи пострадавшим тоже речь не зашла.
После пресс-конференции Ахмат-Хаджи к нему подошел бывший посол СССР в Египте, татарин по национальности и от души поздравил Ахмат-Хаджи Кадырова за мужественную и мудрую речь. И добавил:
− Я наслышан о чеченском народе. Ты достойный представитель этого народа и не удивлюсь, если после мирного договора с Россией вы станете Президентом Чечни.
Не остался в долгу и арабский мир. Оказывается, накануне одна влиятельная газета Египта опубликовала статью о том, что приехали чеченцы, чтобы навязать им свою идеологию. После речи Ахмат-Хаджи Кадырова редактор этой газеты, большой ученый, алим и известный во всем арабском мире журналист вышел на сцену и попросил прощения у чеченцев, обещал дать опровержение в ближайшем номере газеты.
Мы были приглашены в лучший ресторан города, и в честь нашей делегации был дан торжественный обед.
− Вот такой большой человек был Ахмат-Хаджи Кадыров, да благословит Аллах его газават! – заключил свой рассказ очевидец этой встречи Саид-Хамзат Жамалуллайл.
Апрель.1998 год. Мекка. 20 часов 05 минут
Саид-Хамзат Жумалаллайл, прямой потомок пророка, в беседе со мной вспомнил еще один случай из жизни первого Президента ЧР. В 1998 году мы ехали в Мекку на хадж. Был с нами и Магомед – брат Ахмата-Хаджи Кадырова. Когда мы прибыли в Мекку, Ахмат-Хаджи сказал:
− Саид-Хамзат, давай пойдем в гости к твоему родственнику.
Этим родственником был двоюродный брат моего отца, курейшит шейх Джапар Жамалуллайл. Он работает президентом государственного консультативного совета по вопросам паломничества представителей стран Азии, Австралии, Турции и Европы. Всех паломников из этих стран и континентов он обеспечивал транспортом, гостиницами. Ведал частью других вопросов. Сам шейх и большой ученый, алим, узнав, что гостей из Чечни всего лишь 13 человек, прислал за нами машину.
Когда мы сидели у него дома, Ахмат-Хаджи попросил его сделать доа двум своим сыновьям. В то время у Зелимхана (Дала гечдойла цунна!) произошел инцидент на заправке. Тогда шейх произнес доа для Зелимхана и Рамзана. После чего Джапар и Ахмат-Хаджи уединились. У них с дядей произошла беседа. Тогда переводчиком был Шахид-Хаджи Газабаев, бывший муфтий ЧР в советское время. Правда, Кадыров и сам знает арабский, но здесь разговор шел на особом саудовском диалекте, он заметно отличается от мекканского. Речь зашла о ваххабитах.
− Среди нас есть люди, которые разрушают нашу религию, есть среди них и представители Саудовской Аравии, – сказал Ахмат-Хаджи. – Мы их ваххабитами называем. Они нарушили покой нашего общества. Не дают нам спокойно исповедовать свой традиционный ислам.
− Эх, какие плохие люди завелись среди вас, – воскликнул тогда Джапар. – (Варийлахь, Ахьмад-Хьаьжа, хьо муфтий ву, бехк хьуна т1ехь бу хьуна, цара халкъ галдаккхахь). Заклинаю Ахмад-Хаджи, ты муфтий. Если вы этих людей не выселите из страны, они вам много бед принесут.
− Эх, если и этот человек так говорит, то я представляю в какой опасности наше общество, − воскликнул Ахмат-Хаджи, обращаясь к нам. Затем продолжил для Джапара:
− Эти люди нам говорят, чтобы мы не следовали заветам наших софийских шейхов-эвлияов, проповедуют воинствующий ислам, призывая к газавату против неверных, а мы веками живем в мире со всеми, наша родина – Россия, а там большинство христиан.
− Вы правильно поступаете, перед Аллахом все религии равны, не допускайте их к проповедям в мечетях, они прольют большую кровь на вашей земле, мне очень жаль вас, вы немножко опоздали с воспитанием общества, – сказал Джапар Жамалуллайл. – Для людей, которые не одобряют эвлия, ворота ада всегда открыты, им туда прямая дорога, – добавил шейх.
− Я рад, что вы так открыто сказали об их намерениях, как только мы вернемся домой, обязательно начну борьбу с ними за свой народ. Эту чуму надо в корне пресечь, – зарекся Ахмат-Хаджи.
Казалось, что по прибытии домой Ахмат-Хаджи забудет этот разговор. Силы были неравны. Позиции ваххабитов заняли ряд известных полевых командиров. Это не смутило Кадырова. Он был мужественным человеком. И начав бой против этих иноземных террористов, Ахмад-Хаджи шаг за шагом отвоевывал позиции, и с помощью своего лучшего друга Владимира Владимировича Путина сумел сломать им хребет и отстоять юг России.

ОБРАЩЕНИЕ
Муфтия мусульман Чеченского государства Ахмат-Хаджи Кадырова к братьям и сестрам
Бисмиллахиррахманиррахим!
Благодарен Богу, что он создал нас мусульманами. Опять благодарю Его, что он создал нас людьми. Если б Он создал нас животными, мы не могли бы передать друг другу свою боль, страдания, желания. Нас, людей, Бог создал с высшей, свойственной лишь человеку, формой отражения объективной действительности – сознанием. Именно разум отличает нас от других созданий в этом мире. Он дал нам язык для общения друг с другом, для выражения своих мыслей и чувств. Не сделал нас четвероногими. Напротив, дал прекрасное тело на двух ногах, чтобы мы прямо и твердо ходили по земле. Если бы Господь не наделил нас роскошью человеческого общения, то мы были бы лишены понимания, знания окружающего мира, не могли бы выразить свои чувства любви, дружбы, поддержки, не могли бы знать не только того, что происходит в мире, но даже того, что происходит рядом с нами – в семье, у соседа, в родном селе, в родной стране…
Благодаря тому, что нас Бог создал людьми, он дал нам и ум. И жить надо своим умом. Ибо ум многих, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего ума, своего видения той или иной ситуации. А если последуем за сладкоречивыми лжепророками, убаюканные красивыми, но лукавыми словами, и изощренным потоком чужих мыслей, мы можем попасть в ловушку. Поэтому я обращаюсь к вам, чтобы уберечь ваш ум от чуждых идей, способных привести в пропасть.
Сегодня в нашу страну проникло большое зло и коварство. Их занесли ваххабиты – умельцы извращенных истин, опытные провокаторы и психологи-обработчики незрелых умов. Что означает само слово «ваххабит»? Этот путь первым проторил сын Абдул-Вахаба Магомед. Он был родом из местечка Надж в Саудовской Аравии. Магомед появился на свет по мусульманскому календарю в 400-м году и прожил 92 года. Когда он был еще маленьким, его учителя говорили, что от него пойдет в мир какое-то зло. Он всегда сеял вокруг идеи и мысли, от которых неуловимо веяло отсутствием духовности, что совсем не было присуще его сверстникам, обществу, в котором он жил. Учителя страшились этого злого умника. Но Магомед упорно шел к цели. Изучив разные науки, он вывел на свет свое учение, известное теперь как исламский фундаментализм.
Он ушел в глухие места Аравии, где не знали науку, грамоту, а люди были еще дикими. Там он начал распространять свое учение. Потом он подверг осмеянию и ревизии религию в Мекке и Медине, сказав, что вера здешних мусульман ширк, то есть неправильная, дескать, они дают Аллаху сотоварищей. Он изменил догмы религии со времен Пророка. Он начал обманывать людей. Все видели, что он ученый, алим, ссылается на Коран и другие святые книги, говорит по ним, зачитывая тексты. И вот этот безграмотный народ пошел за ним. И началось расползаться по арабским странам это зло. Ваххабиты запрещали паломничество к святым местам, яро пропагандировали необходимость вооруженной борьбы, отрицали культурные и духовные традиции и обычаи, присущие различным народам. Они разгромили несколько аравийских городов. В святых книгах об этом написано.
Первым против него восстал царь Египта. Он поручил своему сыну выяснить с ним отношения, узнать, чего он хочет от мусульман? Зачем он искажает веру? Вот так эти ваххабиты всегда воевали. В святых книгах много сказано о них. Первый раз они в люди вышли бритоголовыми, а теперь бороды отпустили. Это их отличительный знак. Еще в свое время Пророк говорил: «В моей умме будут разногласия, они встанут друг против друга. Среди них будут люди со сладкими речами, но дела их будут страшными и грязными. Вот такая будет эта группа людей. Они будут призывать к Корану, но сами ничего из Корана соблюдать не будут».
Когда ваххабиты еще только начинали свое учение, они говорили: «Пророк был в свое время ходоком от Аллаха, сейчас его время прошло. Теперь он ни к чему непригоден. Не надо у него искать защиту в своих мирских и загробных делах. Даже тот, кто будет молиться с его именем, тоже делает сотоварища Аллаху».
Магомед Абдул-Вахаб ставил свой посох, втыкая в песок, и говорил, что его посох более полезен, чем Пророк Мухаммад (а.с.в.). На его посох можно опереться, прогнать им животное. Вот такое «наследие» этих коварных лжепророков сегодня добралось до нас. Так как Абдул-Вахаб был отцом Магомеда, арабы прозвали его Вахаб-юнуш. А мы, чеченцы, называем приверженцев его учения ваххабитами. Они – подобие какого-то партийного крупного течения, их главная цель – захват территорий, насаждение сепаратизма, террор.
«Пророки умерли, и никакого толка от них нет», – говорят они. После такой гнусной лжи можно сделать вывод: они или не знают суть мусульманской религии, или, зная, сознательно идут против мусульман. Однако их предводители знают ислам, но обманывают тех, кто еще не знает нашу религию.
Пророки (Да благословит и приветствует их Аллах) все живы. Свидетельство тому – мусульманские святые книги. Наш Пророк сказал, что он все время просит прощения для своей уммы там, где он есть всегда. «И для вас лучше, если меня не будет среди вас», – сказал Пророк своим асхабам (сподвижникам). – «Если вы сделаете хорошее, я буду воздавать Хвалу Аллаху, если сделаете плохое, я буду просить о прощении для вас». Пророки живы. Если ты с ними поздороваешься, то они принимают приветствие. Они слышат нас и видят. Свидетельство тому также есть и в святых книгах.
Вопиюще несправедливо они говорили о Пророке. Среди нас они тоже сеют разлад и смуту. Они говорят, что нельзя звать на помощь наших святых Эвлия. Взывать к устазу тоже считают ширком (грех). Говорят, что только Аллаха можно звать на помощь. Мы, слава Аллаху, верим, что Аллах один и Пророк Его прав. Любой из нас говорит: «Лаилаха иллаллах Мухаммада расулуллах». И святые писания подтверждают такой шахадат.
А теперь зададим себе вопрос: какова цель проникновения к нам ваххабитов? Кто их внедрил в нашу среду? Мы-то их официально от имени чеченцев не звали. Даже если бы и звали, они сами не смогли бы приехать к нам. Россия – большая держава и ее границы на замке. Они не от себя и не по собственной воле пришли. Они преследуют далеко идущие цели. Им известно, что чеченская нация очень дружная, крепкая, благородная и чистая. Теперь надо любой ценой ее устои разрушить. Им поставлена задача их главными институтами. Поэтому это зло сюда и запущено. Наши отцы и деды однажды прошли через это сито. Сегодня предлагают нам вновь заглянуть в пропасть, погрузиться в пучину сепаратизма, духовной смуты. Очевидно, они думают, что мы такие наивные и не знаем, откуда дуют эти ветра раздора.
Почему это зло сеют у нас? Я еще раз говорю: чтобы разрушить наше единство. Чтобы мы пошли друг на друга, чтобы мы не создали свое государство, чтобы мы потеряли свои исламские корни. Возможно, что среди них есть и работники российских спецслужб. Может, есть и разведка Израиля. Мы всех черных и говорящих по-арабски принимаем за арабов. Не верьте этим черным эмиссарам. Черным не по цвету кожи, а по цвету их мыслей, их совести. Они принесут только беду и духовное разложение. Иначе и быть не может. Перед нашим народом стоит другая задача. Нам надо сохранять спокойствие. Не дать разжечь раздор межэтнического пожара среди жителей республики. Мы все помним и знаем, что творит над нами Россия с 1991 года. Нас брали в кольцо всевозможных блокад. На весь мир заявили, что мы террористы, бандиты. Они готовили почву для ненависти к нам. А когда оговоры и охаивание народа не возымели должного эффекта, Россия ввела войска.
Российские войска оказались бессильны перед нашей дружбой и консолидацией всех наций, проживающих в Чечне. Мы же помним, как от российских бомб мы спасали русское население, разделив его по селам республики. Об этом почему-то молчит российская пресса. Теперь в ход пущен высший цинизм – разъединить нас на религиозной почве. Специально по ТВ показывают, как русский поп провожал войска на первую войну. Хотят стравить между собой. Даже при коммунистах мы не знали, кто такие ваххабиты. Только муллы, которые много читали арабскую литературу, были наслышаны о них, а широкая общественность, народ не знали. Почему не знали? Да потому, что тогда религия была придавлена властями. Ее на самом деле никакой не было.
А теперь, когда мы начали возрождать духовность, крепить узы дружбы с другими народами без помощи России, всполошились московские идеологи, чтобы нас так просто не отпустить. Им любой ценой надо войну вернуть к нам обратно. Вот и запустили к нам новых идеологов. Нам не нужны посторонние люди, чтобы учить нас заново религии. Нам надо учить своих людей противостоять этой ложной пропаганде.
Нам надо приучить людей к религии заново. Нам 75 лет внушали, что религия – опиум для народа, пережиток капитализма и прошлого. Что муллы – народ темный, нецивилизованный, поэтому надо учить русский язык. Такая была пропаганда. Мы даже у себя дома по-русски говорили. А на самом деле религия учит всему хорошему, порядочному, цивилизованному и чистому.
Наша религия говорит о том, чтобы дружить с соседом, уважать его, ценить, быть верным родине, семье, всем. Все, что ты желаешь себе, пожелай и своему брату. Для идеологов – пришлых и дальних – опасность представляют как раз наши традиции, чистоплотность и добропорядочность. Если все это убрать из нашей нации, ничего не остается. Сегодня у нас нет возможности издавать брошюры, как у ваххабитов. Все бросают на плечи муфтията. Что может бедная общественная организация против монстра на государственном уровне? У нас нет своей типографии. Нет денег. Без них и работа не идет.
Мы работаем над переводами мусульманской литературы. У нас и специалисты есть. А ваххабиты тем временем своим кошельком, деньгами пробивают дорогу к душам наших молодых, неокрепших, безработных юношей. Еще никогда ни одна нация не могла повально выучить иностранный язык. Мы тоже не сможем всех учить арабскому языку. Поэтому мы переводим исламскую литературу на чеченский язык.
Эмиссары ваххабитов используют еще и гипноз. Кто хочет уберечься от их пропаганды, тот не должен слушать их. Наш народ очень добрый, гостеприимный. Этим умело пользуются те, кто сеет между нами раздор. Я прошу вас, братья мусульмане, сестры, будьте бдительны! Не верьте пропаганде иностранных эмиссаров. Они – жестокий и коварный народ, они сеют среди нас раздор и сомнения.
Да благословит нас Аллах на добрые дела!
12 сентября 1998 года.
Июнь 1999 года. Парламент.
11 часов 30 минут

Если быть точнее, то это было 20 июня. Ко мне в кабинет зашли депутат Парламента Ризван Лорсанов и муфтий Республики Ахмад-Хаджи Кадыров. В то время я был первым из журналистов, кто писал о наших эвлия, объездил архивы Новгорода, Калуги, Ленинграда, Ростова, Владикавказа. Более 20 лет я носил с собой перевод Корана на чеченский язык. В кабинете со мной был Зелимхан Ахъядов; гостей было двое, а стул для посетителей был один. Поэтому мой товарищ свой стул любезно предложил Кадырову и вышел из кабинета. Мы втроем остались. Ризван Лорсанов начал с ходу:
– Давай «быка за рога»? Ахмад-Хаджи спешит по делам. Сам знаешь, время горячее. Выслушай его.
– Значит такое дело. На ТВ, радио и в газетах мне время и место не дают. Хочу составить обращение к Председателю Парламента Руслану Алихаджиеву и ко всем депутатам Парламента. Я буду говорить, а ты составь из этой речи документ.
Он говорил по-чеченски. Я записывал. Ничего добавлять или убавлять мне не было надобности. Когда они ушли, я перевел текст на русский язык и потом через Джамалайлу Абдулкадырова, пресс-секретаря муфтията, передал его на согласование Ахмат-Хаджи. На чеченском языке текст я опубликовал в своей газете, а русский вариант я нигде в прессе не видел. И сейчас считаю своим долгом привести его дословно:
«Бисмиллах1иррахьманиррахьим! Председателю Парламента Руслану Алихаджиеву! Ассалам Алейкум! Уважаемые избранники народа! Обращаюсь к вам, потому что вижу, как ежедневно в нашей республике идут на спад морально-нравственные устои. Первым делом хочу напомнить вам, что Вы перед Богом ответственны за все хорошее и плохое, творимое у нас. Потому что народ молится сначала Аллаху, а потом обращается к вам со своими чаяниями и бедами. Народ вам доверил свою судьбу на этом этапе времени, избрав вас своими представителями. Если сказать коротко, вы – поводыри народа.
Второе. То, на что вы должны обратить внимание, не имеет никакого секрета. Как вам известно, после окончания войны в нашу среду внедрили идеологию ваххабизма. Нет сомнения в том, что наши власти дали верховенство в республике этой идеологии. Тому множество примеров. Например, на заводе имени Анисимова убиты сотрудники МВД, все знают, кто это сделал, даже имена исполнителей. Вместе с тем, власти сделали Урус-Мартан образцом внедрения ислама и наполнили бородатыми людьми экраны ТВ. Это о чем говорит? О том, что телевидение принадлежит им.
И еще. Убиты четыре парня из состава шариатской гвардии. Оставили факт, как будто бы ни с кем, ничего не случилось. Лучше меня вы знаете, кто это сделал, но никаких мер не принимается. Наконец, совершили теракт против муфтия республики. Там пало пятеро юношей. Что мы сделали? По ТВ прокомментировали сам факт подрыва как информацию с места аварии и сразу пошли новости, последний звонок в школах, танцы, веселье. И больше о жертвах ни слова. Не создали следственную группу или оперативный штаб, работники правоохранительных структур боятся сказать даже слово о расследовании этого преступления.
После всего этого 15 июня по ТВ идет передача, где ведущий явно пропагандирует ваххабизм. И мне было стыдно, что государственное телевидение пропустило в эфир такую ересь. А мою речь они многократно пропускают через свою цензуру, и лишь потом выдают. Давайте посмотрим содержание той передачи: «Как дать салам, кому и где?». В зале все люди одного течения в исламе. Они первым делом заявляют о том, что тот, кто говорит, что у нас тут идеология ваххабизма – враг религии, мунафик. Согласно их рассуждению выходит, что первый мунафик – это муфтий, потом спикер Парламента и дальше идут остальные.
Видно, что задача передачи не обучение тому, как, кому и где давать салам. В этой аудитории нет ни одного ученого алима, хотя бы просто известного в республике человека. Мой вопрос к представителям народа: о чем Вы думаете? Неужели вы думаете, что все само собой кончится, если убьют муфтия? Они убирают всех наших отважных ребят, которые посмели сказать слово против них. Такими были: Лечи Хултыгов, Шадид Баргишев, Муса Чараев и те, кто сейчас были со мной рядом – Олхазар, Абубакар, Хьасайн, Юсуп, Рамзан, и еще многие, чьи имена я запамятовал.
Все эти преступления не расследованы. Ни один преступник не найден, нет и одного процента надежды, что их найдут. Мы все знаем, кто это сделал, но боимся трогать их. Сколько можно жить в этом хаосе? Долго еще должен терпеть наш бедный народ это насилие? Неужели не осталось верных, гордых парней? Если мы больше не смеем перечить ваххабитам, так давайте примем эту идеологию. Может тогда они нас оставят в покое и перестанут похищать людей?
Мы создали оперативные штабы по охране нефтепродуктов. Неужели жизнь людей дешевле этого топлива? Почему мы забываем добрые традиции своих отцов? Когда у нас было принято говорить салам алайкум женщине? В каком Аяте или Хадисе Пророка сказано, что грех не дать салам женщине?
Валлах1и, не хотят они тут духовного возрождения или расцвета религии! Наоборот, они разрушают тот задел добра и света, что нам оставили наши эвлияи. Прошу вас, проснитесь избранники народа! Не старайтесь удержаться за кресла и вы, представители власти! Валлах1и, вы несете в народ большое горе. Не давайте проливать кровь бедного народа! Давайте будем говорить правду!
Руслан, моя просьба к тебе, если даже ничего не сделаете по этому письму, хотя бы зачитайте его на заседании Парламента, обнародуйте!
Да поможет Аллах говорящим правду!
Дала бакъо толайойла!
Аллах1у Акбар!
Ахмад-Хаджи Кадыров, муфтий.
20 июня 1999 года».

2002 год. Лето.
Зазнавшиеся волки разбрелись кто куда. Часть уехала заграницу. Одни в лесу. Другие убиты. Действительно, народ брошен в пучину войны. Третий год как в селах нет ни света, ни газа, ни воды. Кругом стоят войска. Блокпосты. Из села в село не пускают. Население выживает как может. В лес идти федералы не решаются. Скорее не хотят. Им выгодна такая локальная война. Боевики им нужны, чтобы в глазах мировой общественности оправдать свой форменный грабеж. Ведь их каждый день «обстреливают» боевики. Эти сводки идут в эфир. Военные получают чины и ордена. За 10 лет боев в Афганистане было всего лишь 300 героев Советского Союза. А Чечня дала за 5 лет вяло текущей войны 550 героев России.
Вот об одной из таких боевых операций войск ГРУ этот акт пьесы.
В Цацан-юрте зачистка. Двум женщинам удалось через запретный Джалкинский лес перейти через минное поле и дойти до Гудермеса. Вместе с ними в село выехал глава временной администрации Ахмат-Хаджи Кадыров. С ним 12 гранатометчиков и 15 телохранителей во главе с Рамзаном Кадыровым.
Информация из села:
Все взрослое мужское население вывезено за село в район молочно-товарной фермы. Во все дома заходят солдаты и требуют золото, наркотики, деньги.
Между Цацан-юртом и Мескер-юртом стоят танки, машины, войска. Дальше Кадырова не пускают. Навстречу к нему из села пришел генерал ГРУ Гуреев.

Гуреев:
– Господин Кадыров, мы зачистку ведем, как следует вести. С нами прокурор района, старейшины села. Настоятельно требую вас не вмешиваться в нашу боевую операцию. Не то вы накликаете на себя беду.
Кадыров:
– Уважаемый генерал, я глава администрации республики. Давайте поедем в село, посмотрим, как действуют ваши солдаты. Чтобы вы называли обыкновенную проверку паспортного режима боевой операцией, такого не может быть. Надеюсь, там не ведется артподготовка и штурм зданий. Если вы там совершаете бесчинства, то я вынужден буду доложить главнокомандующему.
Гуреев:
– Когда завершу операцию, я доложу Президенту. Вы командуете экономическим положением в республике, а мы занимаемся военными делами. Здесь в чеченской республике я никому не подчиняюсь. Это вы знаете. Если будете мешать, я прикажу открыть огонь.
Кадыров:
– Господин генерал, вы мне тут в войнушку не играйте. В вашу боевую операцию никто не вмешивается. Вы прекрасно знаете, что ваши солдаты сегодня измываются над мирным населением. Если тебе генштаб разрешил провести боевую операцию, не ставя в известность никого, то посмотрите вон на лес. Боевики там.
Гуреев:
– Зато здесь их тыл.
Кадыров:
– Вот сначала окружи лес, как это село. Там и сил поменьше надо будет тебе. Поймай боевиков. Узнай сколько их из этого села и уничтожай тыл. А терроризировать мирное население я тебе не дам. А ну, прекрати разговоры, пойдем в село.
Гуреев:
– У меня приказ: всех, кто оказался в зоне проведения боевой операции уничтожить!

Кадыров:
– Что вы заладили: «Боевая операция». Раз боевая операция, то пошли на твой командный пункт. Это село с мирным населением. Кто дал тебе право здесь стрелять среди женщин и стариков?
Гуреев:
– Разве вы не знаете, кто руководитель Генштаба?
Кадыров:
– Квашнина знаю. И тебя знаю. Давно пора вас обоих отдать под суд, мародеры. А теперь генерал Гуреев смотри сюда: вот видишь приказ В.В. Путина: «Любого, кто мешает восстановлению российской власти в Чечне, расстрелять на месте!». Хватит, намочили вы в сортирах мирных граждан. Мне безразлично – что вы, что бандиты из лесу. Кто мешает мирной жизни, того и порешу. Я руководитель республики. Я не боюсь смерти. Со мной 12 гранатометчиков, у тебя целая армия. Но нам с тобой по одной пуле хватит. Давай вперед, в село.
Гуреев:
– Уважаемый Ахмат-Хаджи, никто не должен видеть, как ГРУ проводит боевую операцию.
Кадыров:
– К1ентий! Шайн герзаш кийча а дуьтуш,вайна юкъахь меттиг а ларъеш,т1аьхьадуьйла! Кхара тешнабехк бахь,сунна уллохь вара аьлла ца вуьтуш инарлина герз т1едассаде! Господин генерал забыл, что Чечня не Камбоджа, а Россия. Вот когда будет в Сибири лес валить, опомнится, но будет поздно.
Гуреев:
– Ахмат-Хаджи, зачем вы так. Я же знаю чеченский язык. Ты еще не Президент. Смотри, за последствия сам ответишь!
Кадыров:
– Я не для отвода глаз пришел сюда, а пришел ответить за свой народ. Если будешь мешать нам, ребята откроют огонь. Если я даже на один день здесь руководитель, то и тогда произвол не допущу.
Ахмат-Хаджи сел в машину. Охрана приготовила оружие. Колонна двинулась в сторону села. С генералом остались три гранатометчика. Он начал по рации на кого-то кричать, но чеченцы его уже не слушали.
Возле администрации села были все военные. Они были удивлены тому, как среди них оказался чеченский лидер. Подъезжает генерал, с ним же и гранатометчики-чеченцы.
Кадыров:
– Генерал, прикажите, чтобы сюда немедленно были доставлены все арестованные чеченцы. Пусть подойдут и твои представители общественности, прокурор района. Или давай веди нас к ним.
Генерал, ни слова не говоря, возглавил шествие. Через пять минут они подъехали к МТФ. На большой площади вниз лицом лежат мужчины от 12 до 75 лет. Их бьют прикладами и допрашивают офицеры.
Кадыров:
– Слушайте меня, люди! Всем подняться и сесть лицом к нам! Генерал, давай читай свой список боевиков. Кого в списке нет, тот встает и медленно идет к себе домой. Не бойтесь, вас никто не тронет. Мы такие же граждане России, как эти солдаты и этот генерал! Хотя они действуют, как в Африке.
Гуреев:
– Комендант! Что уставился? Прав господин Кадыров. Читай свой список боевиков и подозреваемых!
Комендант:
Зачитывает список. Всего из села 35 подозреваемых. Но ни одного из них тут нет. Сельчане по одному, два человека встают и медленно расходятся по домам. К Ахмат-Хаджи подходит кадий села Хамзат.
Хамзат:
– Ахмат-хаджи, пусть Аллах будет доволен тобой! Пусть твой устаз Кунта-Хаджи будет доволен тобой! Пусть мой устаз Овда будет доволен тобой! Сегодня для нас был трудный день. У этих людей ни правды, ни совести нет! Это не солдаты, а настоящие шайтаны! Я служил в Советской Армии. Я сам афганец, но таких подлецов с нами не было! Они посадили куда-то 12 юношей. Пусть их освободят!
Кадыров:
– Спасибо, Хамзат! Бесчинствовать на нашей земле никому не позволим! Да и солдат не кори! Приказ у них такой жесткий. Да и какие это войска, сам знаешь! Их не должны были в нашей стране применять! Что поделаешь, не мы решаем.
– Генерал, прикажите освободить ребят.
Гуреев:
– Да мы их допросить хотели. Больно рожи у них бандитские!
Кадыров:
–А у тебя самого, думаешь, какая рожа?
Гуреев:
– Теперь уж точно бандитская!
Кадыров:
– Вот самого себя и допрашивай!
Гуреев:
– Всю нашу боевую операцию коту под хвост пустил!
Кадыров:
– Притчу расскажу тебе, пока народ расходится. У тещи Насреддина корова пропала. Искали три дня, не нашли. Тут Насреддин собирает всех и говорит, мол, если сейчас мы найдем эту корову, весь труд наш зря пропадет!
В это время подошли отпущенные ребята. Они были все избитые, их пытали током, совали в рот навоз. На всех была порвана одежда. Двое сами идти не могли. А всего-то 12-14 лет подросткам.
Гуреев:
– Больше у нас никого нет. Всем им повезло… – Улыбается генерал. – Я доложу Квашнину, что вы сорвали нам операцию.
Кадыров:
– Вот когда в лес пойдешь, я точно за тобой не приду. А из этих кто-то есть в ваших списках?
Комендант:
– Нет.
Кадыров:
– Слов нет. После этого верь военным!
Июль 2003 года. Резиденция.
12 часов 30 минут
– У меня состоялась аудиенция с Главой Администрации Республики Ахмат-Хаджи Кадыровым. Меня прямо на машине завезли на территорию Правительственного комплекса. Нас было несколько человек в кабинете Кадырова. Был и Нурдин Нухажиев – уполномоченный по правам человека, – рассказывает генерал-майор казачьих формирований ЧР Руслан Дунаев.
Буквально на днях я прибыл из Алма-Аты, был в командировке в Республике Казахстан как уполномоченный от Международного комитета по правам человека. Там работал с нашими беженцами. Обо всем, что довелось видеть, я рассказал уполномоченному по правам человека и гражданина в ЧР. И тогда было решено выйти на Главу Администрации Республики, так как мы сами не обладали ни ресурсами, ни правами в дальнейшем оказывать помощь беженцам из Чечни. Словом, свой потенциал мы исчерпали. Доложил Главе Республики о бедственном положении чеченцев, временно проживающих в Казахстане. Ахмат-Хаджи внимательно выслушал меня и начал задавать вопросы.
Должен заметить, что Ахмат-Хаджи Кадырова обрадовало, что я из Казахстана. Я представился как правозащитник. Рассказал ему, как там сегодня живут чеченцы. Я ему объяснил, что на чужбине люди очень тяжело переносят потерю связи с родиной, живут они в большой нужде. Даже те хозяева, к которым приехали беженцы, быстро растратили свои запасы. Дело в том, что Казахстан – страна бедная. Этот рассказ Ахмата-Хаджи сильно тронул. Он тут же предложил мне вернуться вновь к казахам, записать адреса остро нуждающихся. Мы им дома подготовим для временного жилья. Пусть не весь дом, но одну, две комнаты восстановим и с продуктами поможем. Все-таки дома лучше, чем на чужбине.
Вскоре я снова выехал в Казахстан. Но уже в новой должности советника Главы Администрации по защите конституционных прав граждан чеченской национальности в странах СНГ.
Прибыв на место, я рассказал людям, что Ахмат-Хаджи Кадыров заботу о них взял под свою личную ответственность. Они могут вернуться домой. У людей на глазах выступили слезы. Среди них были и глубокие старцы, больные люди, которые уже однажды возвращались домой из мест депортации. Они все обрадовались. Поняли, что республику возглавил человек, который действительно болеет за свой народ. Были и такие, которые лично знали Кадырова, его род и верили ему. Из-за этого мне не пришлось агитировать людей на возвращение.
Когда все было подготовлено и люди ехали домой, жизнь нашего первого Президента трагически оборвалась (Дала гечдойла цунна!). Однако все возвращенцы благодарны ему. Никто из них не пропал, не был здесь ущемлен в правах, все нашли приют.
Хочу сказать о своих личных наблюдениях. До сих пор в памяти тот наш душевный разговор о судьбе беженцев. Ахмата-Хаджи Кадырова интересовала каждая мелочь о них: дают ли им гуманитарную помощь? Каково медицинское обслуживание? Есть ли у них свобода передвижения? Ущемляются ли их политические права? Его интересовало буквально все. Я понял, что этот человек – истинный лидер и вождь народа, и его забота о людях искренна. Он мне так и сказал:
– Руслан, помяни мои слова: в течение пяти лет мы полностью восстановим свою республику и будем жить счастливо. Наша столица будет намного красивее, чем раньше.
Я рад, что стал свидетелем это провидения.
Август 2009 года. Автуры.
8 часов 00 минут

Коку Эпендиева – дочь легендарного шейха Али Митаева – вызвала меня к себе:
− Вчера вечером мне зачитали Указ Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова о переименовании улицы Первомайской в Грозном в улицу имени шейха Али Митаева. Мне всю ночь снились мои великие предки. От нашего имени объяви Рамзану Кадырову бескрайнюю благодарность. А также мэру Грозного Муслиму Хучиеву и всем, кто поддержал это предложение. Передай ему, что до Президентства Ахмата-Хаджи (Да будет им доволен Аллах!) и его самого наш дом был гоним. Лишь Кадыровы вселили в наши души действительный вкус свободы. Мавзолеи и гробницы шейхов тариката: Ташов-Хаджи, матери Кунта-Хаджи, а теперь и Баматгирея-Хаджи, да и остальных святых − это по 70 тысяч городов в высшем Раю, которые Рамзан отстроил своими руками для верующих. Для его отца Ахмата-Хаджи и матери Аймани нет на этом и том свете выше подарка, который сын смог бы сделать для них!
Рамзан Кадыров – истинный повелитель правоверных, да будет счастлив и долог его век!
Ровно в полдень у отреставрированного Мавзолея Баматгирея-Хаджи (1овда) Митаева появился Рамзан Кадыров со своей свитой. Состоялось открытие Зиярт. Президент зашел к старой дочери шейха. На глазах у Коки выступили слезы благодарности. Слов не было. Рамзан обнял ее. Они молча говорили сердцами. Дух отцов, невидимая ветвь времен потянулась в небо. Пошел легкий летний дождик. Земля и небо благодарили Главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова за заботу о святых.
БЕЗ ПРАВА НА ОТКАЗ
Светлой памяти первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова посвящается
Еще года два назад пропажа человека в Чечне было обыкновенным делом. На первый взгляд, все боролись с этим злом, но домой редко кто возвращался. Поэтому Яха, как и все матери, очень переживала за сына. Всю ночь ей снились кошмары. Утром оказалось, что в доме нет хлеба. Она позвала сына:
– Артурчик, а ну-ка смотайся за хлебом в центр села. Нет, там будет вчерашний. Давай лучше в пекарню.
Вдруг сама того не замечая, почему-то села с ним рядом на переднее сиденье. Что не говори, сердце матери чувствовало беду. А Артур, как обычно, со двора да в карьер! Был таков, газа не жалел. Что там «девятка» в 17 лет, тут и «мерса» не пожалеешь. Взяли хлеб, выехали из пекарни на трассу Шалинскую. Дело было в Автурах. Раз… и движение перекрыла какая-то белая «шестерка», Артур тормознул. Яха не успела прийти в себя, как с обеих сторон машины налетели военные в камуфляже и масках. Она успела заметить, как с ноги сына слетела домашняя тапочка. Визг колес, две машины помчались в сторону Курчалоя, а две – в сторону Шали.
Мать выскочила из машины. Пустая улица. Удивленно встали прохожие. А у Яхи голос отнялся от испуга. Она не заметила, в какую машину посадили сына и в какую сторону его повезли. На заднем сиденье лежало шесть буханок горячего хлеба, который никто теперь не будет есть в течение шести долгих дней, и комнатная тапочка сына на переднем сиденье, где только что он сидел за рулем.
О сыне Яха не думала, перед глазами стояла свекровь Кумира. Она несколько лет назад без вести потеряла сына Шаму. Осталось трое детей мал мала меньше. Не перенесла это и слегла. Сейчас как сказать ей, что увезли в неизвестном направлении и единственного внука Артура, в котором она души не чает?
Кумира уж точно потерю не вынесет. Яха осторожно вошла во двор и села под навесом. Как дошла до дома, она не помнит,.
– Что случилось? – спросил муж.
– Не знаю! Артура какие-то военные люди захватили, вытащили из машины и увезли.
Потом во двор повалил народ. В селе такая новость – молния.
Узнала о несчастье и старая Кумира. Она поднялась с постели с трудом, но вновь села, свесив ноги с кровати. В это самое время зашел Борз Эльмурзаев. Это двоюродный брат мужа Кумиры. Про него по всей республике ходят и анекдоты, и легенды. Был в юные года чемпионом Казахстана но боксу, в зрелом возрасте – председателем сельсовета села Автуры. А сейчас на старости лет работает тренером по боксу, прекрасный рефери.
Нe знаю, кто из них вспомнил меня. Скорее всего, Борз, чем Кумира. Как бы там ни было, позвали меня. Мы родня. За сыном замужем сестра Артура. Конечно, в чем дело, мне пока не объяснили, но по заплаканному лицу снохи Эльзы я понял, что случилось что-то страшное. Правда, мне и собираться не надо было. Еще с 1974 года работаю в Грозном. Езжу из Автуров в Грозный на попутке, выхожу из дому в шесть, с иголочки, в галстуке, при любой погоде.
Когда я пришел, Кумира была в окружении женщин: визг, плачь, стенания, рыдания, а бывалый Борз старается их успокоить. Объясняет, что нельзя нарушать ее покой, она больная. Но его мольбу никто не слышит. Кумира после моего появления поднялась с кровати и села, показав мне на стул. Женщин попросила выйти. Разумеется, еще за два квартала до их дома я узнал, в чем дело и по ком плач.
– Дика к1ант, ты можешь остаться! – сказала Кумира.
Когда за женщинами закрылась дверь и в коридоре стихли их шаги, она сказала:
– Хасан, ты мое горе знаешь. Артур был моим единственным утешением. Сын мой Шама пропал без вести. Прошло несколько лет. Тайком от всех я по нему плачу каждую ночь. Ослепла, как пророк Якуб (Да будет им доволен Аллах!) после пропажи сына Юсуфа. Чувствует мое сердце, что только Ахмад-Хаджи может ему помочь и больше никто, кроме Аллаха.
– Прости, Кумира, к нему сейчас попасть невозможно. Да и давно мы с ним не виделись. Пусть Борз пойдет к Рамзану, ведь они боксеры, – постарался уйти я от такой ответственности. – Тем более неизвестно куда его забрали!
В глазах Кумиры блеснули слезы, и ее рука потянулась к платку на голове. Я вскочил со стула и остановил ее:
– Нe надо, Кумира. Я пойду и буду ждать сутками, пока он не придет домой!
– Я здесь подожду до твоего возвращения! – крикнул мне вслед Борз.
Нe помню, как мы ехали. За рулем сидел Хасин Солтамигов, был с нами и Шах Эльмурзаев. Последний знал какого-то друга Рамзана. Они о чем-то говорили. А у меня в памяти всплыл рассказ моей 120-летней тети.
Когда ссыльный Баматгирей-Хаджи Митаев (Iовда) ушел в мир иной, и его тело надо было из Калуги доставить в Чечню, сын волхва шейх Али Митаев снарядил делегацию к полковнику Каралову в Ведено, к начальнику округа, чтобы тот помог доставить тело 1овды в Автуры.
Возглавил группу прошения полковник царской армии Денилхан Чумаков из Хашти-мохка. Вдруг проявила желание поехать с ними и жена шейха Аругаз. По прибытии в Ведено, когда их принял князь Каралов, она сняла с головы платок и положила на стол перед ним. Это не дает право отказа просителю, о чем бы ни шла речь. Я жалел, что не взял с собой Яху, мать Артура, чтобы она применила этот старинный обряд прошения. Боялся, что Ахмад-Хаджи меня не вспомнит. И надо же так случиться, что буквально недели две назад Ахмад-Хаджи мне и известному чеченскому поэту Умару Яричеву обещал дать деньги на издание книг. Умару он успел помочь, а я по своей вине еще не был у него. А теперь Кадыров мог подумать, что я приехал за деньгами. Вот такие у меня были переживания. Да и сам момент был сложный.
С поста, который у въезда в Центарой, Кадырову доложили, что, мол, некий Гапураев на прием просится. Я стоял рядом и говорю часовому:
– Он, наверное, не вспомнит меня, ведь много гостей у него бывает, скажи, что журналист приехал. И тут же по рации слышу голос:
– Я помню тебя, Хасан. Пропустите, пусть быстро подъезжает, а то мне на встречу надо!
Ахмад-Хаджи принял меня десять минут спустя. Он протянул руку, а я хотел обняться. Произошло небольшое замешательство. Ахмад-Хаджи широко улыбнулся, уставив на меня свои как небо ясные глаза и сказал:
– Не помнишь что ли свою статью, где писал, что не надо обниматься при встрече мужчинам, пожал руку и все?
– Помню! Я так писал в 1974-ом в Шалинской «районке».
– Точно. Давай присядем.
То было где-то в марте. Буквально накануне президентских выборов. Было тепло и мы сели под навесом.
– Дайте нам чай! – сказал он, не оборачиваясь.
– И сколько я тебе обещал денег? А, сто пятьдесят тысяч. Это доллары?
– Да нет, что Вы, упаси Аллах! Рубли.
– А что так мало?
– Да роман у меня небольшой и тираж будет тысяча! – от моего смущения и следа не осталось. Глава Республики со мной говорил, как старый друг. Главное, помнит наши юношеские годы. Он всего лишь на девять месяцев моложе меня.
Принесли чай. Я хотел сказать о причине визита. Он вдруг неожиданно спросил:
– А о чем роман?
И я начал ему рассказывать, что впервые в нашей литературе описал психологический портрет женщины-чеченки в то самое смутное время, когда шариатские суды за деньги принимали любые решения.
– Только не говори, что я там главный герой и разгоняю всех шарлатанов судей! – Ахмад-Хаджи засмеялся.
Я растерялся и начал нести какую-то ахинею, мол, роман не отличишь от детектива, и от начала до конца читается на одном дыхании.
– На такой роман не дать деньги, сам Аллах не простит! – пошутил Кадыров и добавил. – Заезжай на днях, я сейчас не готов. Очень тороплюсь.
– Да я в принципе не за этим, – начал оправдываться я.
Он опять спросил:
– А как ты думаешь, какое мое предвыборное положение?
– Трудно оценить! – сказал я, не задумываясь.
Ахмат-Хаджи удивился:
– А что ты не приходил тогда, «пока ящерица на куст не полезла»?
– Времени не было!
– Что ты говоришь? У него времени не было! А в чем твои сомнения?
– Во-первых, в здании министерства печати предвыборный штаб Джабраилова. Сайдулаев привез из Москвы всех спортсменов и артистов. Многим известным людям подарили машины. Какая-то «Армия спасения» раздает гуманитарную помощь. Вообще во всех селах идет раздача макарон, муки, сахара, и все это не от Вашего имени. Так что голодный народ может куда угодно завернуть!
– Спасибо за правду! А теперь в двух словах, раз с деньгами можешь подождать, в моей победе сомневаешься, что тебе надо?!
– Ахмад-Хаджи, помнишь, был такой Япу Эльмурзаев, известный автуринец?
– Помню. Он на Курчалойском базаре в свое время скакунов скупал.
– Вот его сын Нажмудин, запевала зикристов, 1овди муридаш!
– Так!
– Внука этого Нажмуди сегодня утром арестовали неизвестные.
– Как фамилия?
– Эльмурзаев Магомед, мы зовем Артуром. Забрали без документов. Я бы не пришел с такой просьбой…
– Почему? – перебил меня Ахмад-Хаджи.
– Он у бабушки Кумиры любимый внук. Она при смерти. Просила лично передать, что до конца своих дней будет молиться за тебя и считает тебя таким мужественным человеком, как Таймин Биболат!
– А почему ни Джуми Актула?!
– Не знаю!
– Значит так. Скажи Кумире, чтобы она умирать не спешила. Если ее Артур, нет, лучше Магомед, задержан чеченцами, то он сегодня вечером придет домой. Если его задержали федеральные структуры, то через три дня! – Ахмат-Хаджи протянул мне руку.
Кумира и Борз ждали меня. Я доложил все как вам. Кумира взяла четки, повела ими по своему лицу, обвела вокруг головы, что-то шептала и положила четки под подушку. Потом встала с постели. Вышла на улицу к людям и начала принимать соболезнования. Целый месяц до этого она была не ходячей. Когда я стал уходить, подозвала к себе и сказала:
– При встрече передай Ахмад-Хаджи, что он настоящий къонах! И да хранит его Аллах!
Больше нам с Ахмад-Хаджи встретиться не удалось. Через три дня Артур живым и невредимым вернулся домой. Держали его в подвале ОМОНа, а задержали федеральные спецслужбы по ложному доносу.
После смерти Ахмад-Хаджи (Да будет им доволен Аллах!), Кумира неделю плакала и причитала все время:
– Вам Дала декъалве хьо, сан нанас дена ца вина ваша! Дала, ахь сан санна дог оьцийла xьан доьзалан а,массо к1ант вайначу ненан а!
Кумира вскоре умерла (Дала гечдойла цунна!). Спустя год Артур женился. Недавно у него родился сын. Ему имя дали Ахмад. Станет ли он потом Хаджи или нет, я не знаю. По долгу своей службы знаю, что Ахмад-Хаджи спас тысячи ни в чем неповинных людей от верной гибели. Он вывел чеченский народ на верный путь процветания. Вот и все, что было….
С тех пор много воды утекло в чистой и прозрачной речке Хулхулау. Сын Артура ходит в шестой класс. Учится отлично. Неожиданно у Кадыровых появились родственники в Автурах. Племянник Главы Республики женился на двоюродной сестре Артура. Кумира… Ты слышишь меня? Твои причитания сбылись. Аллах ответил на твои доа. Теперь Ахмад-Хаджи твой родственник.

СОДЕРЖАНИЕ:
Время задумалось на миг………………………………………….
Июнь 1959 года………………………………………………………….
Июнь 1971 года…………………………………………………………..
Август 1985 года…………………………………………………………..
Сентябрь 1989 года………………………………………………………
Май 1993 года………………………………………………………………
Август 1994 года…………………………………………………………….
Июль 1995 года………………………………………………………………
Март 1997 года………………………………………………………………..
Апрель 1998 года……………………………………………………………..
Обращение……………………………………………………………………….
Июнь 1999 года………………………………………………………………..
Лето 2002 года…………………………………………………………………..
Июль 2003 года…………………………………………………………………..
Август 2009 года…………………………………………………………………
Без права на отказ………………………………………………………………..

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Книга «Без мандата». Элиста. ЗАО НПП «Джангар». 2007 год.
2. Межрегиональная газета СКФО «Деловой Кавказ». № 10. 2012 год.

Об авторе

Гапураев Хасан Ризванович, чеченец, родился 17 ноября 1950 года в г. Аральск в Казахстане. Профессиональный журналист. Окончил журфак ЧГУ. Член союза журналистов СССР с 1974 года. Член СП РФ с 2006 года. Автор 12 книг: поэзия, проза. В печати с 1967 года. Работал в районной газете «Знамя коммунизма», в республиканских газетах «Ленинан некъ», «Вести республики», «Возрождение», «Мир», «Имам», «Новое дело», «Северный Кавказ», «Чеченский парламент», в межрегиональных газетах «Народ и власть», «Деловой Кавказ».
В настоящее время подготовлено к изданию 25 книг. В том числе романы: «1овдех дагалецамаш» – трилогия, «Автуринцы» – трилогия, «Ахмад Автуринский», «Зубайра», «Летучий отряд мюридов» и сборники стихов «Куда ведешь дорога», «Ирс к1езиг хетта» и другие. Работает над романом «Шамиль-легенда Газавата».