Второй Халифат (третья редакция с комментариями)

КОНСТИТУЦИЯ ПРАВЕДНОГО
ВТОРОГО НОВОГО ХАЛИФАТА
как Дома Аллаха всех мусульман на Земле до Судного дня

Город Москва
2015 год
ОСНОВНОЙ НИЗАМ (КОНСТИТУЦИЯ) ХАЛИФАТА
(НОВАЯ (ТРЕТЬЯ) РЕДАКЦИЯ)
Комментарий:
Исламский проект – потенциальный глобальный проект мира ислама по мысли мусульманских ученых, позволяющий умме (общине) занять равноправное место в мировом сообществе цивилизаций и государств, заключающийся в создании исламской государственности на землях ислама, следовании шариату и воссозданию Халифата.
Халифат как духовная политическая связь мусульман Земли не может прерваться никогда, однако не всегда духовная составляющая находит свое выражение в государственности в реальности. Халифат как праведное государство является высшим императивом мусульманина, чтобы мусульмане могли жить под богоданной властью мира ислама.
Первый халифат – исторически существовавшее единое государство мусульман на Земле, начавшееся как государство с эпохи первых халифов, объединивших народы под единой властью халифа, правившего по всеобщему согласию мусульман при поддержке исламских ученых и духовных лиц в союзе с духовным лидером шейх-уль-ислам.
Второй новый халифат – воссозданное и продолженное единое государство мусульман на основе исламской государственности союза мусульманских народов как праведное государство истинных мусульман для служения Аллаху по пути во Вселенной.
Третий галактический халифат – продолженное путем преобразования из Второго халифата государство мусульман в Галактике при расширении пределов человечества и мусульман как его части во Вселенной, построенное как союз всех мусульман для общего блага.
Фикх или исламское право – система правовых норм, исходящая в основе своей из Корана (плюс Сунны – у суннитов), считающая необходимым строительство исламского государства, включающая многие нормы религиозного характера, но и не только, выступающая как составная правовая часть шариата.
Принят Меджлисом аль Умма
«____» ___________15__г. по хиджре
Одобрен Меджлисом аль Даава
Одобрен Меджлисом аль Улема
Подписан Халифом «___» ____________15__г. по хиджре
Мы, мусульмане Земли, приняли настоящий Основной низам о воссоздании Халифата как данной Аллахом мусульманам формы развития, руководствуясь следующими принципами:
• Надежда на справедливое правление,
• Вера в божественное провидение и Судный день,
• Власть покоится на согласии,
• Истина дана последней для мусульман,
• Высший суверенитет принадлежит Аллаху,
• Понимание Корана меняется при неизменности основ,
• Шариат порождает новые формы,
• Халифат есть естественное государство мусульман.
Частью настоящего Основного низама является Акт о воссоздании Халифата.
Комментарий:
Преамбула Основного низама Халифата состоит из: собственно Преамбулы и Акта о воссоздании Халифата. Данный Акт является частью Низама и отражает факт создания нового Халифата, не содержа при этом норм об устройстве страны. Преамбула определяет, что Халифат образован способом, указанным Аллахом, и вытекает из самой сути ислама как мировой религии. И только этот путь позволяет построить действительно государство для блага мусульман. Халифат выступает как ядро мусульманской цивилизации, не включая при этом все мусульманские государства, но миссионерская роль ислама предполагает его распространение и на всю планету в соответствии с концепциями ислама.
Принципы, изложенные в преамбуле, являются принципами построения не государства, а принципами построения исламского общества. В этом их принципиальное отличие от принципов организации государства. К числу принципов общества и цивилизации Преамбула относит:
• Надежду на справедливое правление.
Комментарий:
Это принцип выражает веру мусульман в справедливость и счастье всех, объединенных в политический союз Халифата.
• Веру в божественное провидение и Судный день.
Комментарий:
Судный день выражает меру ответственности самих мусульман и их правителей, выражает саму суть ислама.
• Власть покоится на согласии.
Комментарий:
Мусульмане признают власть государства в силу их внутреннего нравственного согласия на действия Халифата, и эта легитимность является определяющей в отношениях мусульман и высших органов Халифата.
• Истина дана последней для мусульман.
Комментарий:
Истина Откровения была дана последней для мусульман через Пророка, и поэтому мусульмане считают ее единственно правильной для себя.
• Высший суверенитет принадлежит Аллаху.
Комментарий:
Человек – наместник Аллаха на Земле, а правители – это лучшие и добродетельные представители среди людей. Высший суверенитет у Аллаха, и ему одному принадлежит право направлять мусульман на пути развития.
• Понимание Корана меняется при неизменности основ.
Комментарий:
Этот принцип означает неизменность веры, данной один раз, но изменчивость мышления людей их культуры, в соответствии с которой строится политическая жизнь; пренебрежение традицией и наследием вызывает тяжелые последствия.
• Шариат порождает новые формы
Комментарий:
Шариат как высший закон, данный Аллахом для первоначального утверждения Истины, может порождать новые формы в соответствии с новым историческим временем, но только по согласию всех мусульман и высших духовных авторитетов.
• Халифат есть естественное государство мусульман.
Комментарий:
Халифат – естественное государство для мусульман, развивающееся и существующее в исламе и умме.
Глава 1. Основы строя.
Комментарий:
В главе первой рассматриваются самые важные вопросы создания и развития Халифата как государства мусульман. Его построение носит общемировой характер в смысле миссионерской роли и добрососедского сотрудничества с мировым сообществом. Первая глава носит преимущественный характер по отношению к остальным, как по положению, так и по смыслу. Она есть начало исламского государства Халифат. Первая глава воплощает в себе все достижения исламского права и чаяния мусульман. Изменяя ее – изменяется весь смысл Основного низама.
Место расположения первой главы и ее структура соответствуют достижениям человеческой мысли и духа ислама. Первая глава отразила все современное развитие исламской политико-правовой мысли и наиболее плодотворные разработки западных ученых как равных по творческой силе исламским. Дальнейшее развитие исламской конституционно-правой теории в первую очередь отразится именно в первой главе Основного низама.
Какова концепция и что может предложить исламский модернизм в области исламской государственности?
Разработками является концепция исламата как правового исламского социального государства для всех граждан государства, построенного на началах уважения к верховенству права, защите прав национальных меньшинств, соблюдению прав человека, демократическому устройству власти, делегированию власти общинам. В этой концепции шариат предполагается динамически изменяющейся системой права в соответствии с доктриной исторического времени.
Исламская форма правления – широкий комплекс воззрений исламских ученых и представителей духовенства на структуру и роль исламского государства, его взаимоотношения с другими государствами, взаимодействие мусульман и национальных меньшинств в рамках такого государства.
Шариатское правление – правление, основанное на догматическом применении шариата как неизменной системы права, не подлежащей в принципе какому-либо изменению в чем-либо. Любые такие изменения объявляются нововведениями (бида) и не подлежат соблюдению. Такое государство является крайне жестким и очень быстро в нем наступает застой. Оно по сути своей враждебно к модернизму.
Изменение шариата может основываться на следующих принципах:
1. Доктрина исторического времени предполагает разное действие разных норм в разное время, то есть не все нормы шариата действуют одновременно. Необходимо понимать, что многие нормы были выработаны для того, чтобы ислам был принят конкретным кочевым обществом арабских бедуинов Аравии и начал, таким образом, распространяться.
2. Определяющим является мнение исламских ученых, а не исламского духовенства. Духовенство не может передать новое Откровение до Судного дня, а должно служить лишь отправлению культа и соблюдению религии.
3. Решение принимает представительный корпус мусульман, выражающий всеобщее согласие мусульман на изменения путем избрания представителей в Меджлис аль Умма.
В шариате можно выделить следующие механизмы изменений.
Первая группа концепций – положительная.
1. Доктрина исторического времени, согласно которой разные нормы шариата действуют по-разному в разное историческое время и могут отмирать в силу исторического прогресса.
2. Концепция социальных ценностей, в соответствии с которой возможны изменения в шариате через принятие социальных законов, то есть правил, установленных самим обществом.
3. Доктрина общего блага мусульман, по которой норма не должна действовать, если нарушает принцип общего блага. Норма не должна действовать ради нормы.
Вторая группа концепций – отрицательная.
1. Концепция необходимости нововведений. Невозможно отрицать социальные изменения и вызванные этим изменения правовых норм, требуя неукоснительного соблюдения мертвых по своей сути норм.
2. Доктрина возможности толкования норм права. «Врата иджтихада» должны снова распахнутся и дать простор исламской политико-правовой мысли.
Исламский миропорядок – концепция миропорядка, продвигаемая исламскими государствами для более равноправных отношений с западной цивилизацией. В основу концепции положена исламская солидарность – единство исламских народов на мировой арене, в отношениях между исламскими государствами надлежит придерживаться начал взаимоуважения и невмешательства.
Исламское возрождение – пульсирующий и тяжелый процесс самосознания мусульманами своей политической идентичности и выработки единой доктрины построения исламского демократического государства как блага для всех мусульман на землях ислама.
Исламское развитие представлено в теоретической концепции исламской модернизации и практической концепции исламского модернизма.
Исламская модернизация – концепция изменения политических институтов исламских государств и превращения их в государства ислама, основанные на праведном правлении лидеров и шариате как законе Аллаха, понимая под шариатом динамическую систему изменения правовых норм, а не застывший каркас права.
Исламский модернизм – концепция пути изменений по всеобщему согласию мусульман на основании мнения исламских ученых и по решению представителей мусульман.
Часть 1. Начала развития.
Комментарий:
Халифат – глобальный проект мусульманского мира, долг и обязанность каждого мусульманина построить лучшее и справедливое общество на Земле в Доме Аллаха, по законам Аллаха для праведной жизни.
Уровни организации власти в Халифате:
1. Верховная власть халифа при благословении и поддержке шейх-уль-ислам.
2. Союзные власти (исполнительная, судебная и представительный корпус парламента).
3. Территориальная организация союзных властей.
4. Власти федератов (членов союза).
5. Территориальные общины мусульман.
Имамат – менее значимый, преимущественно шиитский глобальный проект исламского государства во главе с имамом – религиозным лидером из духовенства, основанный на прямом религиозном руководстве мусульманами.
Исламская политико-правовая доктрина – доктрина фикха (исламского права), организация политической власти и институтов исламского общества, построенного по законам Аллаха.
Государственность – суть развитого общества и одновременно его свойство; создание политические структуры для управления социальными делами и регулирование общественных отношений данного общества.
Государство – система политических институтов общества публичного характера для упорядочивания социальных структур общества и регулирования публичных отношений.
Исламское государство – система политических институтов в исламском обществе, основанная на шариате как законе Аллаха, власть в котором носит исламский характер, права мусульман в таком государстве защищены с точки зрения религиозных свобод, во внешней политике проводится линия на создание исламского миропорядка.
Исламская государственность – развитие динамической системы политических основ исламского общества во временной перспективе.
Исламская цивилизация – система культурно-исторического развития исламского общества, обладающая уникальностью ценностей и основанная на Откровении Аллаха.
Элементы исламского проекта:
1. Халифат как всемирное исламское государство для всех мусульман.
2. Халифат как мечта каждого мусульманина о праведной жизни на земле по законам Аллаха.
3. Халифат как ядро исламской цивилизации в сообществе других мировых цивилизаций.
4. Халифат как хранитель шариата для соблюдения законов Аллаха.
5. Халифат как место развития исламского мира.
Часть первая первой главы посвящена началам развития мусульманской общины – уммы, в человеческом обществе себе подобных. Это часть является программной по отношению к остальным, даже в данной главе. Эта часть позволяет мусульманам Халифата самоопределять себя через духовную связь каждого мусульманина с Аллахом и формы бытия мусульман на Земле.
Данная часть позволяет говорить о Халифате как о полностью самостоятельной традиции правления, основанной на вере в Аллаха и признании его единобожия – тоухид. Эта вера позволяет порождать новые творческие свершения мусульманских ученых, составляющих гордость уммы. Лучшие муджтахиды писали строки норм Халифата, движимые чувством познания Аллаха и наилучшего следования пути, им указанного.
Статья 1.
Халифат продолжается и конституирует себя как союзное (федеративное) исламское правовое, социальное, демократическое государство мусульман.
Халифат есть союз султанатов в различных формах организации власти.
Халифат не может прерваться, пока мусульмане хранят верность вере в Аллаха.
Комментарий:
В первой статье Основного низама Халифат конституируется как союзное (федеративное) исламское правовое, социальное, демократическое государство мусульман. Прежде всего, необходимо отметить, что первый и новый Халифат есть именно государство, то есть новый эволюционный этап в развитии человеческого общества, созданный благодаря донесенной Истине Откровения до мусульман. Это государство создано для мусульман, для их блага и процветания на Земле, и оно продолжает свое развитие. Но это же налагает и особую ответственность на права и свободы не мусульман в Халифате.
Халифат является союзным государством всех мусульманских народов, входящих в его состав. При подготовке Основного низама Конституционной комиссией высказывалось мнение, что возможен вариант регионалистского государства, но для всеобщего блага решено было следовать лучшим образцам доктрин муджтахидов.
Халифат есть исламское государство не только в том смысле, что продолжено для мусульман, оно выражает дух ислама, закон Аллаха для мусульман и его понимание мусульманами так, как оно было дано людям. Исламский характер выражается во всем бытии государства и обнимает мусульманина.
Халифат является правовым государством, следующим шариату. Никто не может нарушать шариат, и никому это не позволено. Только Меджлис аль Умма может изменить человеческое понимание шариата. Шариат является высшим критерием оценки деятельности государственных деятелей и высшим мерилом для судей.
Халифат идентифицирует себя как социальное государство, где долг пронизывает все. Каждый помогает каждому при помощи государства. Охрана семьи, материнства и детства, пенсионное обеспечение, молодежная политика, защита прав потребителей, блага культуры и науки, занятость – вот основные направления социальной политики Халифата.
Халифат есть демократическое государство мусульман, где все обладают избирательными правами с 18 лет и имеют доступ к государственной службе в соответствии с законом. Высший суверенитет принадлежит Аллаху, но на Земле до Судного дня он вручил его мусульманам, и источником власти в стране выступает только исламская нация.
Халифат постулируется как союз султанатов, то есть мусульманских народов в едином государстве. Федератами или союзниками выступают государства-нации мусульман в прошлом, а сейчас это народы-федераты, образующие свои территориально-административные части Халифата – султанаты. Халифат является не договорной, а конституционной федерацией – союзом, и выход султаната из него не допускается. Исключением являются решения Меджлиса аль Умма, принимаемые в специальном порядке.
Халифат вытекает из самой сути веры исламской, и он существует до тех пор, пока есть мусульмане. Даже час тяжких бедствий уммы может только временно прервать нить традиции, но она будет неизбежно снова восстановлена. Пока мусульмане тверды в вере и крепость веры неизменна, Халифат будет продолжаться.
Статья 2.
Халифат является вечным долгом каждого мусульманина, честью и обязанностью повиноваться воле Аллаха.
Связь с Халифатом не прерывается никогда и каждый рождается мусульманином.
Халифат есть высшее единство мусульман перед Аллахом.
Комментарий:
Можно ли создать халифат до Судного дня или он будет воссоздан только в Судный день?
Халифат подразумевает духовное и политическое единство исламских народов на Земле в едином государстве халифата как долг и обязанность каждого мусульманина. Недостаточно хранить верность в душе, существуют и общественные дела, и социальный долг, повелевающие исполнить предначертанное для построения справедливого и лучшего общества для мусульман. Только халифат может быть домом для мусульман, защищающим их перед лицом других мировых народов. Мусульманин не может самоустраниться в семье и личной жизни от социальных обязанностей.
Следование Халифату и его поддержка является вечным долгом каждого мусульманина. Он вечен, так как существование Халифата, даже если оно временно прекратиться, лежит в природе вещей мусульман. Долг мусульманина абсолютен, но относителен в историческое время, так как восстание против правителя и сам Халифат не одно и то же.
Связь каждого мусульманина как политико-правовая (гражданство) и духовная принадлежность не прерывается никогда. Каждый мусульманин может обратиться к защите Халифата, и он ее получит по праву веры. Халифат обнимает каждого мусульманина и помогает ему во всем. Халифат стремится помочь достойным и немощным.
Халифат перед Аллахом выступает как высшее единство его творения на Земле. Только единство позволяет мусульманам обеспечить свое счастье и благополучие на Земле до дня Страшного суда. Халифат всеобъемлющ и всеохватен для каждого мусульманина.
Статья 3.
Халифат по самой природе своей выражает исламский дух и является домом мусульман на Земле.
Халифат основан на непрерывной традиции исламской государственности в душах мусульман.
Каждый мусульманин повинуется до тех пор, пока правители Халифата следуют исламским законам.
Комментарий:
Халифат есть само творение Аллаха, так как он создан по его законам в результате развития мусульман. Халифат есть выражение исламского духа, понимаемого как призыв и порыв мусульман к вере, ее чистоте и совершенству. Халифат был создан по воле тех, кто следовал за Пророком, и снова возродился по воле всех мусульман и лучших его представителей, ставших в его главе.
Халифат не прерывался никогда в сознании мусульман. Многие поколения мусульман мечтали о дне возрождения и воссоздания Халифата. Это был день великой радости всех правоверных. Никому так и не удалось покорить и подчинить мусульманский мир, сохранивший свою веру и потенциал созидания.
Каждый мусульманин обязан повиноваться до тех пор, пока правители Халифата следуют исламским законам и не отклоняются в своих действиях от них. Если же это происходит, то сначала мусульмане указывают на это. А затем происходит смена, а в случае кризиса – восстание народа для прихода к власти достойнейших. Каждый мусульманин имеет право на джихад против правителей, проводящих антиисламскую политику.
Статья 4.
Халифат создан для благополучия мусульман и познания Аллаха до Судного дня.
Халифат вечен как сам Аллах для мусульман и ничто не может уронить Халифат.
Халифат есть наследие мусульман и их высшая ценность.
Комментарий:
Халифат был создан мусульманами по воле Аллаха для благополучия мусульман и познания Аллаха до дня Страшного суда. Высшая цель Халифата – благополучие и правильный путь мусульман для того, чтобы они попали в Рай. Эта цель не может быть пересмотрена или отменена никем. Халифат стремится поддерживать исламское духовенство и культовые сооружения, а также учебные заведения ислама.
Халифат, исходя из природы вещей, был создан вечным в сознании людей и появился с началом Истины среди мусульман. Халифат будет всегда, пока есть мусульмане.
Халифат есть наследие мусульман как существовавший исторически. Новый (Второй) Халифат был только восстановлен и воссоздан с учетом нового понимания мусульман. Халифат для мусульман есть высшая ценность, так как только он способен обеспечить спокойное развитие и процветание мусульман.
Статья 5.
Халифат основан на согласии всех мусульман, власть правит по согласию и по законам шариата.
Халифат есть символ всех мусульман в его высшем проявлении.
Единство Халифата не может быть предметом пересмотра.
Комментарий:
Халифат основан на согласии всех мусульман в том, что это наиболее оптимальная форма их бытия в мире, данная Творцом. Это согласие является полным и всеобъемлющим. Мусульмане дали свое согласие, по их единодушной воле был воссоздан Халифат. Власть в Халифате покоится на согласии мусульман и исходит из него.
Халифат есть символ всех мусульман, так как он их объединяет везде и всюду. Символ означает, что Халифат потенциально распространяется на всех мусульман, на всех его граждан, выступая как высшее земное благо мусульман.
Единство халифата не может быть предметом пересмотра, и попытка этого по законам страны есть тягчайшее преступление перед мусульманами. Основной низам допускает выход султаната из состава союза по решению Меджлиса аль Умма, но упразднение Халифата не может быть предметом решения никого из мусульман, даже в случае тяжких преступлений правителей мусульман.
Статья 6.
Халифат является правовым государством, основанным на Коране и шариате, и идущим от понимания мусульманами мира.
Традиции, указанные в Коране, не могут быть предметом пересмотра.
Роль шариата не может быть пересмотрена, не все дано мусульманам для установления.
Комментарий:
Халифат есть правовое государство, созданное как вытекающее из Корана и шариата. Все действия государственной власти Халифата связаны правом и правосудием, основанным на законе. Правовое государство означает верховенство права, а в случае мусульман – это шариат как идеальный кодекс. Халифат возник как результат права и его причина, и эта связь неразрывна.
Традиция от Корана не может быть предметом пересмотра – это говорит о том, что сама суть традиции не может быть нарушена. Новое понимание мусульманами государственно-правовых вещей в исламе позволяет им динамично развиваться и смотреть с надеждой в будущее. Именно это позволяет лидировать в мире и познавать сущность Аллаха.
Шариат как идеальный кодекс изменяется только Меджлисом аль Умма и имеет приоритет над всеми законами, так как Халифат является правовым государством. Реформация шариата достигается с помощью традиции, и данное положение не может быть предметом пересмотра. Роль реформирующегося шариата дает возможность сохранить основные правовые механизмы ислама в новое время.
Статья 7.
Халифат есть социальное государство, созданное для всех мусульман.
Халифат заботиться о каждом мусульманине, каждый находится под покровительством власти.
Семья является высшей ценностью в Халифате.
Комментарий:
Халифат развивается как социальное государство, высшей ценностью которого является социальный мир и социальное благополучие мусульман. Социальное государство ведет к признанию разумной пенсионной системы, политике занятости молодежи, безработных, пользованию благами культуры и так далее. Социальное государство принимает на себя обязательства перед обществом по оказанию помощи каждому в трудный час.
Халифат заботиться о каждом мусульманине, где бы он ни был. Связь Халифата и мусульманина естественна и продолжается всегда. Халифат обязан помогать, не требуя ничего взамен, кроме верности духу ислама. Халифат создан как государство всех мусульман и для всех мусульман.
Семья является высшей ценностью в халифате, и забота о семье есть основа любого социального прогресса и благополучия. Халифат проводит политику поддержки материнства и детства, выплачивает пособия, строит бесплатные больницы, заботиться о беспризорных.
Статья 8.
Халифат конституирует себя как демократическое государство, ценностями которого являются свобода и порядок для всех.
Положение о демократии не может быть предметом пересмотра.
Комментарий:
В статье 8 дополнительно закреплено, что Халифат является демократическим государством. Не случайно это повторное употребление и акцент делается на понятии ценности. Повторение подчеркивает принципиально важный характер этого положения, а понятие ценности указывает на аксиологически нравственный аспект. К ценностям демократии Основной низам относит свободу и порядок. Свобода означает свободную волю до запрещения, а порядок предполагает упорядоченность и определенность правовых отношений.
Демократический характер исламского государства Халифат не может быть предметом пересмотра, и данный категорический запрет стоит выше Основного низама. Никакими благими целями невозможно оправдать узурпацию власти и ее захват даже в час тяжких бедствий уммы. Демократия есть основа Халифата.
Статья 9.
Политической формой Халифата является исламская консультативная представительная форма.
Высший суверенитет принадлежит Аллаху, каждый мусульманин наместник Аллаха на Земле.
Комментарий:
Политической формой государства мусульман является исламская консультативная представительная форма. Данная форма вытекает из представительного правления консультативного Меджлиса. Эта форма, как указано выше, по смыслу исламская, то есть возможна только в исламском государстве. Она базируется на представительстве мусульман в Меджлисе перед халифом. Консультативность означает, что Меджлис следует шариату и консультирует халифа для исполнения им законов.
Высший суверенитет принадлежит Творцу миров, но он наделил им мусульман до Судного дня, чтобы они сознательно выбирали свой путь и отвечали за свои грехи и добродетели. Человек есть творение божье, и он следует своему предназначению, но выбор по законам божьим остается за ним. И за это он отвечает перед Аллахом.
Статья 10.
Низам основан на нерушимом единстве мусульманской нации, единой и неделимой для всех мусульман Родине.
Арабский язык является официальным языком Халифата.
Столицей государства является город Багдад.
Комментарий:
Халифат по смыслу настоящей статьи подразумевает, что он является единым и неделимым для всех мусульман, колыбелью мусульманской цивилизации и мусульманского мира. Априори Халифат является Родиной всех мусульман. Единство мусульманской нации не может быть расторгнуто даже в случае выхода какого-либо султаната из состава союза.
Официальным языком Халифата является арабский как язык международного общения мусульман и язык Пророка и его сподвижников. Султанаты вправе на своих территориях вводить дополнительные официальные языки. Языковое многообразие является основой развития Халифата как союза мусульманских народов.
Столицей Халифата является город Багдад, выделенный в особый столичный союзный округ с непосредственным подчинением халифу, как место пребывания высших органов власти Халифата.
Статья 11.
Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению воли мусульман и являются основополагающим инструментом политического участия.
Создание и деятельность партий являются свободными при условии уважения Основного низама.
Бюджеты политических партий должны быть доступными для каждого гражданина.
Комментарий:
Политические партии выражают волю мусульман через Халифат и их функционирование необходимо для демократического строя страны. Политические партии подлежат государственному контролю. Структура политических партий должна быть демократической и их деятельность не должна быть антиисламской, понимая под этим деятельность, направленную на подрыв ислама.
Создание политических партий является свободным, то есть мусульмане численностью свыше 100 тысяч человек могут создать общенациональную партию, а численностью свыше 20 тысяч человек – партию в пределах султаната. Не мусульмане могут образовывать свои партии либо вступать в мусульманские партии. В первом случае их численность может достигать 15 тысяч для общенациональной немусульманской партии.
Бюджеты политических партий должны быть прозрачны в разумных пределах, и они обязаны публиковать квартальные отчеты о расходовании и поступлении денежных средств на партийные нужды. Каждый гражданин имеет право ознакомиться с бюджетом любой зарегистрированной в министерстве юстиции Халифата партии.
Статья 12.
Исламские Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил призваны гарантировать суверенитет и независимость Халифата, защищать его территориальную целостность и конституционный порядок.
Комментарий:
Настоящая статья устанавливает, что Вооруженные силы или Исламские Вооруженные силы Халифата состоят из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил. На них возложена задача обороны страны в случае агрессии против Халифата. Вооруженные силы не просто гарантируют суверенитет, а позволяют руководству страны проводить независимую внешнюю политику.
Статья 13.
Граждане и публичные власти обязаны соблюдать Основной низам и уважать правовой порядок.
Халифат вправе ограничивать деятельность политических партий и общественных объединений только в судебном порядке при условии нарушения ими публичных прав и свобод.
Комментарий:
На государственных властях и гражданах лежит обязанность уважать правовой порядок страны. Несоблюдение его влечет за собой меры воздействия, вплоть до уголовного преследования, в зависимости от тяжести совершенного деяния. Эта обязанность возлагается в равной мере на всех участников правоотношений без исключения.
Вторая часть данной статьи устанавливает, что деятельность политических партий и общественных объединений может быт ограничена только в судебном порядке. То есть министерство юстиции обязано подать иск в суд в случае нарушения ими публичных прав и свобод, и только суд может отказать в регистрации партии или ее аннулировать.
Часть 2. Принципы исламской политической системы.
Комментарий:
Часть вторая первой главы посвящена роли шариата в правовой жизни страны и мусульман в целом и в их отношениях с Халифатом. Эта часть важна для понимания правовой природы шариата и механизма его обновления в исламе. Шариат выступает ядром правовой системы мусульман и его значение не может подвергаться сомнению.
Политическая система – совокупность политических институтов и механизмов их взаимодействия по поводу публичных интересов и волеизъявления больших организованных социальных групп.
Исламская политическая система – совокупность политических институтов и механизмов их взаимодействия по поводу публичных интересов и волеизъявления больших организованных социальных групп мусульман в соответствии с шариатом и мусульманскими законами. Ограничением исламской политической системы в соотнесении с политической системой вообще выступают шариат и мусульманские законы.
Концепция исламской политической системы – выступает как основные взгляды на развитие мусульман и их жизнь в исламском мире, можно выделить две основные концепции исламской политической системы и в основу каждой из них положены принципы как основные начала организации политической власти. В первой концепции принципы складываются из трех составных частей:
Принципы создания исламской политической системы,
Принципы функционирования исламской политической системы,
Принципы данного исламского политического института.
Принципами создания исламской политической системы являются принципы:
Таухид,
Рисалят,
Умма.
Принцип Таухида как принцип создания исламской политической системы есть единобожие в исламе и ответственность тем самым каждого мусульманина за свои дела и поступки перед Аллахом, в том числе в политической сфере. Аллах единственен и никто не может его увидеть. Аллах есть бог, давший мусульманам истину и веру в него.
Принцип Рисалят как принцип создания исламской политической системы есть пророчество Дня страшного суда и что каждый мусульманин должен об этом помнить в своих делах и поступках, в том числе в политической сфере. Пророк открыл мусульманам пророчество и сказал о его исполнении. Концом земной жизни мусульман будет День Страшного суда, когда Аллах будет судить всех и решать о новой жизни.
Принцип Уммы как принцип создания исламской политической системы означает, что не может быть изъятия из сферы распространения действия исламской политической системы, она распространяется на каждого мусульманина на Земле. Уммой является всемирная община мусульман. Ничто и никто не может разъединить мусульман в их стремлении к познанию Аллаха и это высшая цель. Все мусульмане братья и друзья друг другу.
Принципы исламской политической системы являются, в свою очередь, принципами построении государств и межгосударственными, касающимися отношений на международной арене. Такой доктриной является Доктрина Нового Исламского мирового порядка. Новый Исламский мировой порядок – доктрина, разрабатываемая с начала 60-х годов 20 века в исламском мире система основных взглядов исламского мира как целостной общности на систему международных отношений как желаемую с точки зрения Корана и Сунны систему приемлимого и допустимого поведения государств в сфере человеческого общежития на Земле до Судного дня.
Основные положения Доктрины Нового Исламского мирового порядка:
1. Основные акторы: умма (мировое мусульманское сообщество) и куфр (неверие во всех его формах, которыми, согласно Исламу, признаются помимо атеизма, все формы пантеизма, идолопоклонства и проч.). Роль Ислама, согласно мусульманским теоретикам, и роль куфра являются двумя противоположными тенденциями в истории и ни одна из них не имеет ничего общего с другой.
2. Цели акторов. Цели уммы: глобальное утверждение таухида (принципа единства и единственности Бога); формирование миропорядка на основе политической доктрины Ислама; ликвидация всех форм насилия, угнетения, национализма, расизма во всех формах и проявлениях; устранение куфра из всех сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной, культурной, научной; установление принципа справедливости во всех человеческих отношениях на всех уровнях в мире. Цели куфра: сохранения своего господства, основанного, согласно Корану, на «угнетении», «притеснении» и «нарушении прав». Куфр игнорирует Единобожие как основной принцип мироздания.
3. Специфика (природа) отношений на мировой арене. Религия и политика с точки зрения Ислама представляются неразделимыми. В этой связи мировое пространство делится на дар уль-Ислам (территория Ислама) и дар уль-куфр (территория куфра).
Первое – это страны, в которых обеспечена исламская форма правления как с точки зрения права, так и практики. Второе – антипод дар уль-Ислам, внутри которого выделяются дар уль-ахд (территория договора) и дар уль-харб (территория войны).
Дар уль-ахд – это страны, власти которого подписали с мусульманами в лице их руководства мирный договор и гарантировали им основные права. Дар уль-харб – страны, объявившие войну мусульманам; оккупированные земли дар уль-Ислам; территория, на которой мусульмане подвергаются угнетению и лишены основных прав, где отсутствует договор между населением и мусульманами, определяющий их взаимоотношения и подтверждающий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества мусульман; территории, в пределах которых запрещено ведение проповеди Ислама; территория, откуда исходит реальная угроза мусульманам.
В некоторых современных подходах наметилась редакция этого разделения, т.к. дар уль-Ислам, а зачастую и дар уль-куфр, фактически перестали существовать в том смысле, как это было выражено в работах ранних исламских теологов-правоведов, а в дар уль-куфр еще и появились значительные мусульманские общины. Таким образом, понятия дар уль-Ислам, дар уль-харб, дар уль-ахд, перемешавшись, по меньшей мере, потеряли свое строгое географическое измерение.
В то же время исламская концепция миропорядка признает существование единого международного сообщества, вне зависимости от вероисповедания. Целый ряд аятов Корана обращен именно к человечеству как единому сообществу. Но отношение Ислама к этому сообществу активно, поскольку распространение таухида является как общественным, так и государственным и личным религиозным долгом.
4. Основной процесс на мировой арене – это утверждение принципов Единобожия во всех сферах жизни, обеспечивающее подлинный универсализм человечества.
5. Основное средство формирования исламского миропорядка – джихад. С точки зрения исламских ученых, в юридическо-теологическом смысле джихад означает «приложение напряженных усилий для распространения веры в Аллаха и утверждение Его Слова (т.е. Корана – прим. авт.) в высшее слово над этим миром». Применение силы, как указывается в фундаментальных источниках по мусульманскому праву, в данном случае допустимо лишь для самообороны и в случае запрета на проповедь Ислама.
6. Предполагаемый миропорядок. В результате утверждения Ислама возникнет единое глобальное человеческое сообщество, основывающееся на «сбалансированном», «срединном» миропорядке, обеспечивающем прогресс, справедливость и благо людей в обоих мирах.
7. Исходными положениями исламской концепции миропорядка являются Коран и Сунна. Но при этом широко используются рациональные методы иджтихада – истислах, истихсан, кийяс, иджма. Идеология, построенная на этой базе, должна лежать в основе глобального общества.
Статья 14.
Принципами исламской политической системы являются:
• Меджлис.
• Шура.
• Халиф.
Комментарий:
Принципами функционирования исламской политической системы являются:
Меджлис,
Шура,
Партия Аллаха,
Халиф.
Меджлис создает представительное правление мусульман для блага демократического строя и процветания мусульман. Меджлис воплощает в себе представительство мусульман на Земле перед лицом верховной власти и их право решать свою судьбу по законам Аллаха. Меджлис может принимать законы, обязательные для земной жизни мусульман.
Шура есть принцип консультаций в исламе халифа с представителями уммы. Консультации предполагают исполнение воли представителей халифом для чего он обязан узнать их волю. Халиф не может идти против воли уммы, кроме часа тяжких бедствий уммы и заблуждений мусульман и с согласия улемов.
Вторая концепция более проста и предполагает наличие общих принципов организации власти как целостную систему. К таким принципам относятся:
Суверенитет Аллаха,
Доктрина шариата как источник права,
Принцип консультаций,
Повиновение амиру,
Заключение байа.
Высший политический суверенитет принадлежит Аллаху и правитель лишь его наместник до Судного дня. Один Аллах может творить божественный суд и распоряжаться судьбами человечества.
Исламское право покоится на доктрине шариата как источнике права. Ни прецедент как в англосаксонской правовой системе, или закон в континентальной романо-германской правовой системе, а именно доктринальное понимание права. И именно из доктрины вытекает толкование права путем фетвы ученых как второй источник права.
Принцип консультации совпадает с принципом Шуры в первой концепции. Добавим только, что сейчас этот принцип приближается все больше к западному пониманию парламентаризма.
Повиновение амиру как главе государства является необходимым условием стабильного развития исламского государства. Амиру надлежит повиноваться до тех пор, пока он соблюдает шариат. Высшим критерием оценки справедливости правления амира является шариат.
Отношения народа и правителя регламентирует байа как конституционно-правовой договор. Байа несет в себя все основные обязанности правителя помимо Конституции государства. Только байа содержит конкретную программу деятельности правителя и устанавливает ответственность за ее невыполнение.
Статья 15.
Меджлис создает представительное правление мусульман для блага демократического строя и процветания мусульман.
Меджлис воплощает в себе представительство мусульман на Земле перед лицом верховной власти и их право решать свою судьбу по законам Аллаха.
Меджлис может принимать законы, обязательные для земной жизни мусульман.
Комментарий:
Меджлис есть собрание, палата. Если Шура понимается как Совет общины, то Меджлис есть представительный властный государственный орган, принимающий решения. Одновременно Меджлис, как и также Шура, является принципом политической жизни мусульман. В самом общем виде Меджлис – это орган, принимающий решения конституционно-правового значения или по-другому – наиболее важные решения по вопросам государственной жизни. Отсюда Меджлис как принцип – это то, что в западном мире известно как представительное правление.
Принцип Меджлис как принцип функционирования исламской политической системы есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти Халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира. Принцип Меджлис и принцип Шура есть единое целое, две стороны одной медали, одно без другого немыслимо и вместе они неразрывное целое.
Представительство означает выборный характер Меджлиса как свободно избранного парламента, представительства мусульман. Нарушение этого права ведет немедленно к деспотизму и тирании. Нарушение этого права позволяет говорить о сопротивлении угнетению.
Интересен вопрос о верхней палате парламента. Ранее политико-правовая доктрина не допускала ее образование, так как она строилась по территориальному принципу в федеративном государстве, а федерация не допускалась как раскалывающая мусульман. Все мусульмане едины и равны – так говорилось об этом. Сейчас произошло изменение взглядов: все равны в вере и вместе в разнообразии целое. Наиболее целесообразно верхнюю палату составлять из глав султанатов- султанов, чем достигается взаимодействие региональной и союзной властей. Возможно, данный орган позволит наиболее правильно организовать такое взаимодействие.
Мусульманский мир долго шел к этому принципу, так как божественность предполагает очевидность и самодоказуемость власти правителя, но пока эта власть не наступила, надлежит руководствоваться человеческим разумом.
Статья 16.
Шура есть принцип консультаций в исламе халифа с представителями уммы.
Консультации предполагают исполнение воли представителей халифом, для чего он обязан узнать их волю.
Халиф не может идти против воли уммы, кроме часа тяжких бедствий уммы и заблуждений мусульман, и действовать он должен только с согласия улемов.
Комментарий:
Чем же является принцип Шура и чем он не является ? Первое, что очевидно – это принцип власти, ее функционирования и развития, причем власти государственной и в исламском мире. Точнее, это принцип исламской политической системы, а именно принцип функционирования исламской политической системы как системы политико-правовых координат, в которой нахождятся исламские государства.
Классическое знаменитое понимание принципа Шура предполагает, что есть правитель и Шура. Правитель возможно халиф или правитель обычной мусульманской реальной страны. Шуры как орган, представляющий интересы общины мусульман, это может быть община страны или община всех мусульман в халифате – умма. Принцип Шура переводится как принцип консультаций и в таком названии он и известен. Шура же в переводе означает совет. Главная суть классического понимания данного принципа: правитель при принятии решений обязан узнать, проконсультироваться с Шурой.
Западные ученые ставят вопрос ребром: консультации не обязывают, правитель может проигнорировать или сделать вид, что он принял во внимание мнение Шуры. И реальный механизм контроля отсутствует. Сама постановка такого вопроса некорректна. Правитель есть верховная власть, а Шура законодательная. Вероятно, правильнее было бы ставить вопрос о компетенции Шуры как парламента национального государства мусульман. В таком случае, Шура как принцип превращается в Меджлис аль Шура как орган.
Принцип Шура как принцип функционирования исламской политической системы постулирует, что правитель мусульманкой страны, какими бы взглядами они ни руководствовался, в том числе пониманием блага для мусульман, обязан выполнять законы, принимаемые Меджлисом (парламентом) в рамках его компетенции и в установленным порядком принятия законов. Данное понимание наиболее приближено к мировому достижению правовой мысли и позволяет выразить новое значение того, что было дано в классическое время. Необходимо коренное обновление многих положений исламской политико-правовой мысли и оно-то сейчас и происходит.
Часть 3. Принципы организации государства.
Комментарий:
Часть четвертая первой главы определяет принципы организации государства, то есть Халифата.
К группам принципов организации государства можно отнести: политические, экономические, социальные, культурные и принципы безопасности. Каждая из групп принципов важна, как и все остальное, и относится к своему кругу регулирования, порождая всю жизнедеятельность Халифата в целом.
Статья 17.
Политические принципы организации Халифата:
• Обеспечение независимости, суверенитета, безопасности и стабильности страны; охрана государственного строя; оборона государства от любой агрессии.
• Укрепление уз сотрудничества и дружбы со всеми государствами и народами на основе взаимного уважения, общности интересов, невмешательства во внутренние дела, соблюдения международных и региональных соглашений и договоров, международного права, что приведет к распространению мира и безопасности между государствами и народами.
• Рациональное применение принципа консультативности в соответствии с национальным наследием и его ценностями, мусульманским шариатом, проверенным историей и вобравшим в себя все достижения современности.
• Создание эффективной системы административного устройства, которая будет гарантировать справедливость, спокойствие и равенство подданных, обеспечивать уважение общественного порядка и соблюдение высших интересов родины.
Комментарий:
Среди политических принципов можно выделить:
• Принцип независимого и суверенного, стабильного развития страны, позволяющий ей организовывать оборону государства, охрану государственного строя.
• Мирное развитие в мировом сообществе с остальными государствами, что ведет к гармонии и сотрудничеству между государствами.
• Принцип консультативности означает, что халиф исполняет волю Меджлиса аль Шура после консультаций с ним во благо мусульман всего Халифата.
• Принцип административного устройства, если можно так сказать, то есть принцип его гармонии, направленный на сочетание полномочий сверху и снизу и их разумное делегирование.
Статья 18
Экономические принципы организации:
• Экономика Халифата строится на основе справедливости, на принципах свободной рыночной экономики. Ее база – конструктивное и плодотворное взаимодействие государственного и частного секторов, ее цель – обеспечение социально-экономического развития, что приведет к увеличению производства, повышению жизненного уровня подданных в соответствии с генеральным планом развития государства в рамках закона.
• Свобода экономической деятельности гарантирована в рамках закона, общественного блага и необходимости защиты национальной экономики. Халифат поощряет накопления и наблюдает за условиями кредита.
• Все природные богатства и ресурсы находятся в собственности государства, которое оберегает их и обеспечивает их рациональное использование в целях сохранения безопасности страны, укрепления национальной экономики. Предоставление концессий на разработку какого-либо полезного ископаемого допускается только в соответствии с законом и в рамках ограниченного периода времени для обеспечения национальных интересов.
• Государственная собственность неприкосновенна. Халифат должен обеспечить ее защиту, а подданные и жители страны должны ее оберегать.
• Частная собственность защищена; ограничение права распоряжения своей собственностью может быть введено только по закону. Отчуждение частной собственности допускается только при необходимости сохранения общественного интереса и в случаях, предусмотренных законом. Закон четко определяет, какая собственность может быть отчуждена и каким будет порядок компенсации за собственность, при условии, что компенсация будет справедливой.
• Право на наследство определяется шариатом.
• Конфискация государственной собственности не допускается; конфискация частной собственности возможна только по судебному решению в случаях, предусмотренных законом.
• Налоги и государственные сборы должны вводится по принципу справедливости и служить целями развития национальной экономики.
• Введение государственных налогов, их изменение или отмена производится только в соответствии с законом. Освобождение от всех или части налогов производится только в случаях, предусмотренных законом. Изменение размера налога, сбора или пошлины, независимо от вида, не может иметь обратной силы.
Комментарий:
Экономические принципы можно сформулировать следующим образом:
• Принцип справедливости в развитии национальной экономики на основе полного сотрудничества всех секторов экономики.
• Принцип свободы экономической деятельности в рамках закона, когда все незапрещенное разрешено для блага всех граждан Халифата.
• Принцип собственности государства на природные ресурсы для их рационального использования как национального достояния.
• Принцип защиты собственности, что выражается в невозможности конфискации государственной собственности и конфискации частной только на основании закона для общественных целей.
Статья 19.
Социальные принципы организации:

Страницы: 1 2 3 4 5

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс