Чеченская цивилизация

ЧЕЧЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Чеченская цивилизация – единый исторический путь чеченцев в историческом круговороте времени на различных географических просторах, создавших свои последние известные государства на Кавказе, истоки которых прослеживаются по современным данным от хурритов Междуречья Среднего Востока. Необязательно чеченцы ведут свое происхождения от Междуречья, возможно, хурриты населяли широкие области и, в том числе, Кавказа. Чеченцы автохтонный народ Кавказа, следы которого ведут в Междуречье.
Связи с другими народами многообразны в рамках многих свидетельств материальной культуры и языковых пластов. Чеченцы осознают себя частью средневековой горской цивилизации Кавказа как последнего дома народа в сообществе других народов, вошедшей через трагические страницы истории в союзные отношения с федерацией российских народов; ощущают себя частью всемирной мусульманской уммы в духовной сфере и стремятся сохранить древний уклад народа с учетом неизбежных модернизационных изменений современности.
Чеченская цивилизация является национальным чеченским проектом.
Чеченский проект – концепция миробытия чеченского народа на исторических исламских землях Кавказа, основанная на развитии, почитании законов отцов и вере предков. Эта концепция следует шариату и ощущает себя частью уммы.
1. Соотношение понятий
Рассмотрим соотношение некоторых понятий.
Нохчалла – система правил и ценностей как неписаный кодекс мировоззрения и поведения чеченцев, примерное время формирования 5-7 век нашей эры.
Къонахалла – кодекс горского мужчины джигита, на самом деле это кодекс мужского союза къонахов тукхума нохманкхой, а не всех чеченцев, что неправильно. Феномен мужских союзов изучен еще слабо.
В 10-13 веках у чеченцев было развито православное княжество, уничтоженное монголами. Очевидно, что рыцарский кодекс там был, не мог не быть, хотя народная память после долгих веков испытаний это и не фиксирует. Потом на место рыцарского кодекса снова пришли мужские союзы равных.
Русская правда – миропредставление славянских племен о мире и себе на начальном этапе Древней Руси (еще до Киевской, 9 век нашей эры), что потом выразилось в принятии писаного кодекса нарождающимся государством.
Поскольку у чеченцев не было государства, то утвердить силой государства социальные нормы было невозможно, но в то же время развитые общественные структуры управления следили за соблюдением этих норм. Но именно утвержденного акта не было.
Шариат – система правил и ценностей исламского мировоззрения идентификации мусульманина как части уммы, религиозный аналог Нохчалла. В принципе Нохчалла и шариат в целом как система вытесняют друг друга, хотя могут и взаимодополнять. Но это касается именно системы, так как в Нохчалла входила, например, и языческая религия чеченцев.
Адыгэ хабзэ – аналог Нохчалла у адыгов, не одним чеченцам были свойственны такие явления.
Адэгэ хабзэ – рыцарский дворянский кодекс у адыгов. Необходимо понимать, что при всем разнообразии форм устройства обществ на Кавказе, можно выделить две основные группы: вайнахские народы и демократические племена адыгов как безгосударственные демократические общества и все остальные феодальные владения. Именно безгосударственные свободные общества оказали наибольшее сопротивление царским войскам, и адыги, в конечном счете, ушли в Турцию, а у чеченцев произошла первая малая депортация.
Таким образом, у адыгов адыгэ хасэ – рыцарский кодекс, а у демократических обществ – мужские союзы типа къонахов у чеченцев.
2. Правовые обычаи
Немного из правовых обычаев чеченцев:
Аманат – взятие заложников от селения или рода для удержания в покорности.
Аталычество – воспитание мальчика, когда его отдавали старшему родственнику или авторитетному мужчине-педагогу.
Баранта или ишкиль – право притеснения вплоть до разграбления обидчика до возмещения ущерба.
Белха – помощь родственников в случае бедствия.
Калым – отступное родителям невесты за право увести невесту в дом жениха.
Канлы (кровомщение) – кровная месть за убийство родственника и потери чести рода.
Кунак – друг в отношениях дружбы.
3. Чеченская цивилизация
Чеченскость – определяющая черта чеченского национального характера, заключающая в том, что чеченец поступает как предписывает горская этика Нохчалла, чтя закон отцов и веру предков, защищая свой дом и проявляя уважение к другим народам.
Цивилизация – культурно-историческое единство общей судьбы человеческой общности в рамках единых политических структур и общественных институтов, выражающее единый тип хозяйствования и единый тип отношения к миру.
К чертам цивилизации нельзя отнести единую государственность, не всегда так бывает, но едины общественные структуры управления на низовом уровне общины. Язык тоже не всегда един, но тип языка как форма осмысливания и восприятия мира всегда. Мировая или первобытная языческая религия тоже могут не быть едиными, но опять же вопрос в едином типе народной культуры, обусловленной исторической памятью и географическими условиями хозяйствования.
Чеченский прорыв – идеология лидирующих позиций чеченского народа в мире. На начальном этапе ставка была сделана на силовую составляющую единства родов, и после разгрома идет усиление позиций в экономическом секторе России и глобально в мире, расширяется присутствие чеченцев в силовых видах спорта, пропагандируется уникальность культуры. Силовой вызов признан бессмысленным, тем более что чеченцы рассматривают в качестве глобальных конкурентов не русских, а евреев.
Чеченское лидерство – культурная черта чеченского народа, в котором с детства прививаются лидерские качества выживания в труднодоступной среде при жесткой системе этических норм, что часто приводит к возможности бросить вызов другим народам в борьбе за господство и столь же частым временным поражениям, но все повторяется снова с новыми поколениями.
Цивилизация включает:
1. Народ или группу родственных народов с одним генотипом и психотипом личности.
2. Общий тип хозяйствования (горский, земледельческий или кочевой).
3. Культуру, ядром которой выступает религия, часто мировая.
4. Этику, вытекающую из культуры, как должный тип поведения.
5. Государственность как способ образования и функционирования общественных политических институтов.
Итак, горская цивилизация:
1. Горские народы Кавказа как исторически сложившееся сообщество с разным генотипом, но выработавшее единый психотип личностного отношения к окружающему миру.
2. Горская община ведет земледельческий тип хозяйствования в труднодоступных горных условиях.
3. Горская культура на основе первобытной религии горских народов, завершающаяся принятием мировой религии. Ярким свидетельством является башенное строительство.
4. Горская этика джигита и культ матери.
5. Государственность не была свойственна всем народам Кавказа после монголов. В частности, демократическим адыгским племена и вайнахским народам в целом было свойственно разнообразие общественных структур, но все их объединяет существование в условиях горской цивилизации, породившей такое разнообразие.
Горская этика – следование в поведении обычаям предков, предписанным старейшинами, скромность и уважение к другим, любовь к женщине и забота о детях и ближних, стремление в делах возвысить свой род своим благочестием.
Горская цивилизация – историческое сообщество горских народов Кавказа, связанное единой исторической судьбой, ведущее общий тип горского хозяйствования, защищающее вместе свою землю от нашествий поработителей, придерживающееся общих начал горской организации власти.
4. Тейповый строй
Тейповая (горская) военная демократия или тейповый горский строй или тип горской социальной организации в негосударственном обществе – социальный строй у чеченцев в средневековье, покоящийся на гражданском равенстве всех членов народа, основанный на развитом общественном самоуправлении каждой горской общины, выстроенный на развитых горизонтальных территориальных связях, представляющий собой также и военную демократию по марксизму как переходный этап к социально более сложно структуированному обществу через усложнение общественного разделения труда и перехода от натуральной сельскохозяйственной экономике к производящей товарной, однако это состояние длительное время как бы было законсервировано крайне неблагоприятными условиями внешнего военного воздействия с постоянной необходимостью выживания народа.
Основные черты тейповой военной демократии:
1. Военное и гражданское равенство каждого члена тейпа в условиях военной демократии как военного союза тейпа.
2. Горизонтальные связи горских общин как основных элементов жизнедеятельности народа.
3. Вечевой строй, то есть развитое горское общественное самоуправление в безгосударственном обществе.
4. Длительный характер в условиях постоянного внешнего давления. требовавшее постоянного напряжения и мобилизации всех жизненных сил народа.
Основные элементы тейповой военной демократии:
1. Горская община как относительно замкнутый хозяйственный механизм горской экосистемы.
2. Тейп как сообщество горских общин.
3. Тукхум как территориальное единство тейпов с преимущественно арбитражными регулятивными функциями.
4. Страна как общество тейпового строя с временно образующимся органами властеотношений.
Типы догосударственных отношений:
1. Племенной строй – основная единица племя как мифологическое (единая система религии), политическое (главное политический союз), этническое единство (не обязательно, хотя преимущественно).
2. Сообщество общин и родов – важны властеотношения на уровне конфедерации общин, на ней они и замыкаются, поэтому назвать чеченский народов сообществом общин невозможно.
3. Сложное вождество – термином “вождество” (англ. chief – начальник, руководитель, шеф и dom – владение, господство) обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь). Отметим. что Кавказ к началу 19 века представлял собой очень пеструю картину эволюции горских народов, многие народы Дагестана были различным сложными вождествами или феодальными удельными владениями.
Вождества можно классифицировать по нескольким признакам:
А. По видам деятельности вождества делятся на теократические, военные и тропико-лесные.
Теократические вождества носили очевидный храмово-теократический характер. Они относятся к вождествам, возникшим в ходе самостоятельной эволюции.
Военные вождества возникли на периферии цивилизаций и в большинстве своем принимали ярко выраженный военно-иерархический характер.
Тропико-лесные вождества ориентированы на хозяйственное освоение территории.
Б. По строению распространено деление вождеств на простые и сложные.
Простые вождества представляли собой минимальную иерархическую структуру. Внешне они выглядели в виде группы поселений, иерархически подчиненных резиденции вождя, как правило, находящейся в более крупном поселении. Население таких вождеств было не велико, обычно доходило до нескольких тысяч человек.
Сложные вождества состояли из нескольких простых вождеств. Численность населения измерялась уже десятками тысяч человек. Их центры – “градоподобные” пункты, имели четкую планировку, плотную застройку, возможно в них присутствовала этническая неоднородность.
4. Военная демократия – одним из видов в горском варианте является тейповый строй. Вообще писать о догосударственном варианте тейпового строя не совсем корректно, скорее надо говорить о негосударственном, так как у чеченцев произошел откат к тейповому строй в начале 15 века после уничтожения Тимуром остатков феодальных чеченских образований на плоскости и встал вопрос о выживании народа в целом. Также можно говорить о тейповом строе и у демократических племен адыгов, которые также оказали наиболее ожесточенное сопротивление наряду с чеченцами расширяющейся Российской империи
Особенности чеченского средневекового общества:
1. Безгосударственное состояние и как противовес чрезвычайно развитая система общественного самоуправления
2. Отсутствие этнических кланов и племен как единиц народа в противовес им тейп как территориальный союз людей от общего предполагаемого предка и тукхум как территориальный союз родов для решения задач общего развития
3. С одной стороны по сути вечевая республика, если брать сущность строя, как у русских в Новгороде и Пскове, с другой военная демократия по марксизму с элементами набеговой системы в условиях необходимости накопления ресурсов для развития. Можно говорить о тейповой демократии у чеченцев и демократических племен адыгов.
4. Неразвитость городов и в противовес крайняя живучесть аулов и аульного единства, то есть выходцев с одного аула.
5. Долгое сохранение языческой религии с глобальным кодексом Нохчалла как языческим взглядом на мир и горскую общину
6. Можно говорить о горской цивилизации как уникальном сообществе кавказских народов с разным политическим устройством, но с одинаковыми условиями хозяйствования, системой ценностного поведения, типом социального поведения и образа жизни.
7. Резкая включенность многих народов Кавказа в различные интеграционные политические и религиозные проекты (распространение мировых религий. продвижение России, притяжение Турции), что вызывало напряжение и деформацию традиционных социальных отношений в горской общине.
8. Можно выявить и такую закономерность: чем более не структурировано горское общество, тем труднее оно включается в орбиту более мощного государства, так как государству не на что опереться в смысле союзных властных политических групп.
5. Чеченская государственность
Черты чеченской государственности:
1. Государственность не носит непрерывный характер, она была прервана после удара монголов. Произошел откат к тейповой демократии или военной демократии сложного вождизма по марксизму. Восстановлена государственность в виде готовой внешней модели исламской формы Имамат, а затем в составе более широкого сообщества народов после поражения.
2. Государственность после восстановления приносилась извне, так как борьба кланов не позволяла создать долговременный единый политический центр. Такой центр рассматривался неизбежно как усиление одного из кланов (родов).
3. Необходимость постоянного внешнего арбитра, чтобы сглаживать противоречия между кланами, часто силой. Природная свобода воспринимала государство как рабскую покорность, а не как необходимость общего управления делами, считая достаточными временные общественные структуры типа Мехк-Кхел.
4. Природный анархизм порождал сильные волевые качества чеченцев и благородство их души (французы Кавказа), но одновременно крайне затруднял создание устойчивого национального государства на основе сословного разделения. Все равны, все достойные. У нас рабов нет – звучит красиво, но именно это и тормозило социальное расслоение и накопление ресурсов для формирования правящего класса.
Чеченское пространство или жизненная территория чеченского народа в Доме Аллаха – необходимое пространство для развития чеченского народа, определяемое его культурой и типом хозяйствования на пути, указанном Аллахом под руководством духовных лидеров чеченского народа.
Почему у чеченцев долго сохранялась языческая религия?
Рассмотрим.
1. Язычество не поощряло создания централизованного государства, что соответствовало чеченскому национальному укладу и общественным институтам средневековья.
2. Угроза порабощения заставляла народ сплачиваться на началах братства и равенства, утверждаемых язычеством.
3. Язычество изначально было частью Нохчалла как всеобъемлющей системы мировоззрения чеченца.
4. Необходим был духовный подвиг чеченских шейхов для распространения призыва, чему мешали постоянные войны и угроза порабощения.
5. Язычество не защищало социальное расслоение и не способствовало образованию правящего класса, который бы принял решение о поддержке призыва для образования государства.
Чеченское государство – государство чеченского народа, восстановленное после монгольского нашествия при помощи внешнего воздействия исламской религии, одномоментно выстроившей властеотношения на основе древних общественных структур. Чеченское государство продолжило свое существование в составе России как сообщество народов, соединяющее чеченский народ общей судьбой под покровом ислама, выступающее цивилизационным мостом между Россией и исламским миром, упорядочивающее отношения родов внутри чеченского общества при помощи внешнего арбитра федерального центра.
Чеченская форма правления – методы и формы конституирования объединенного чеченского народа в рамках союзного государства, в основе которого лежит союз основных родов чеченского общества и выдвижение единого центра власти и силы при внешнем арбитре – федеральном центре при поддержке национального чеченского духовенства.
Чеченское национальное право – система правовых норм, идущая из глубины веков как воплощающая мудрость народа, создаваемая на основе Нохчалла как самобытное явление, освящаемая исламом как богоданной религией чеченскому народу, интегрирующая все достижения современного правового государства для построения праведного дома всех чеченцев на единой Отчизне.
Основы чеченского государства:
1. Дом Аллаха на исторической Отчизне чеченцев, то есть созданное государство трудной судьбы по законам Аллаха как дом всех чеченцев на Земле.
2. Чечня как нерасторжимый союз исторически сложившихся чеченских земель, обладающих своими историко-культурными особенностями.
3. Прямое представительство чеченских земель в Совете государства при главе чеченского государства.
4. Чеченское национальное право строится на сочетании национальных основ законов отцов, установлений веры предков и принятого союзного законодательства.
5. Главой государства является Мехк-да – отец народа как политический лидер чеченского народа в союзе с шейх-уль-ислам как духовным пастырем.
6. Партии не разделяют, а соединяют волю народа в единое целое для служения общему благу, в связи с чем основой является солидаризм партий, то есть их общая позиция в отстаивании интересов народа вне государства.
7. Мехк-Кхел как совет старейшин чеченского народа состоит из представителей наиболее авторитетных и благочестивых тейпов (родов) и рассматривает разногласия между тейпами как орган суда по адату для примирения сторон.
8. Тейп является не единицей государственного управления, но семьей каждого из чеченцев, обнимающей до самой смерти с рождения, защищающей его в час испытаний и примиряющей в случае греха с другими родами.
9. Ислам является даром Аллаха чеченскому народу для праведной жизни и спасения в Раю, потому надлежит соблюдать веру как крепость духовную.
Доктрина чеченского права – система представлений и ценностей национальных мыслителей чеченского народа как выражение его миробытия.
Источники чеченского права как элементы чеченского общества:
1. Горские обычаи:
1.1. Горскую общину (точнее право горской общины) как общий тип хозяйствования – тип совместного общежительства народа при горском методе хозяйствования с развитыми горизонтальными связями и гражданским равенством членов общины.
1.2. Нохчаллу как дух чеченского народа – духовный кодекс жизни чеченского народа, определяющий генезис поведения чеченцев.
1.3. Горскую цивилизацию как уникальное сообщество народов Кавказа – система поведенческого отношения к себе и миру в сообществе других народов, что выражается в ценностном отношении свой-чужой.
2. Исламская модель:
2.1. Ислам как богоданную религию приобщения к свету истины – истины просвещения и приобщения к религии истины для мусульман с исламской этикой поведения и моделью исламской государственности.
2.2. Шариат как закон Аллаха для мусульман в динамическом развитии – право мазхабов (правовых школ), идущее от традиции ислама на Кавказе со способностью инкорпорации в государственную жизнь.
2.3. Модель исламской государственности – опыт правовой жизни по законам шариата в публичном правовом пространстве
3. Федеральные основы
3.1. Имперское право – мироустройство в империи как федеративном союзе народов для чеченцев как одного из народов-федератов
3.2. Региональная автономия – автономия чеченского народов в союзе равных народов в едином равном публично-правовом пространстве закона и управления в империи.
6. Чеченский проект
Чеченский проект – национальный проект чеченского народа, созданный в доме Аллаха на исламских землях Кавказа, заключающийся в житии по вере предков и по законам отцов под благословением Аллаха в национальном государстве в сообществе других народов России.
Чеченское национальное государство – единое государство чеченского народа на исторической родине Кавказа на исламских землях в Доме Аллаха с непрерывной традицией национальной государственности.
Чеченские правовые процедуры государственного строительства как правовые институты правой жизни чеченского народа:
1. Процедура достижения согласия земель на принятие закона, народ должен принять закон как всеобщее правило, установленное с одобрения духовенства.
2. Процедура одобрения закона духовенством с точки зрения соответствия исламу, в принципе для этих целей может образовываться и Духовный совет, это неплохо, но согласие может выражать и шейх-уль-ислам.
3. Процедура разделения и союза политической и духовной властей – глава государства правит в союзе с шейх-уль-ислам, их союз необходим для мира на чеченской земле и согласия народа на правление.
4. Процедура судебного разбирательства у Совета старейшин тейпа по обычаям народа для примирения и рассмотрения иных споров.
5. Процедура взаимодействия чеченского государства с союзным государством на основании разделения компетенции.
Основные политические институты чеченской государственности:
1. Глава государства как отец народа в семье чеченского народа, выступающий политическим лидером в союзе с шейх-уль-ислам духовным лидером.
2. Совет государства как прямое представительство исторических чеченских земель. Принимает решения по всеобщему согласию чеченского народа. Решения Совета государства должны утверждаться главой государства.
3. Исторические чеченские земли как областное единство тукхумов, во главе каждой из которых стоит выборный глава наряду с Советом земли из глав тейпов.
4. Тейп как не государственная, но социальная единица чеченского государства.
5. Высший общий суд, покоящийся на народной воле, стремящийся к разрешению конфликтов и наказанию виновных.
6. Духовенство, объединенное общим служением Аллаху во главе с шейх-уль-ислам.
Чеченский культурно-исторический мир – уникальный путь чеченского народа во Вселенной, определяемый замыслом Аллаха о праведных мусульманах, которым даруется спасение, порождающий волевые качества чеченского народа и его стремление жить по заветам отцов.
Исламский культурно-исторический мир – образовавшаяся на месте взрывного распространения ислама культурная система на основе шариата, порождающая исламскую государственность.
Элементы чеченского проекта:
1. Национальное чеченское государство в сообществе равных.
2. Закон отцов, то есть установления адата.
3. Дом Аллаха на исламских землях Кавказа (ислам).
4. Нохчалла – этика и образ жизни чеченцев.
5. Къонахалла – кодекс горца-мужчины.
6. Шариат по согласию сторон.
Нохчалла – неписаный кодекс жизни каждой части чеченского народа, регламентирующий все стороны жизни чеченца и значительно измененный в связи с принятием чеченским народом ислама как богоданной религии Аллаха.
7. Чеченское государство как праведное государство
Почему современное чеченское государство является исторически праведным государством и мусульманам надлежит повиноваться властям чеченской республики?
Многие сомневаются в легитимности, если выражаться по-западному, современного чеченского государства, однако рассмотрим, почему это не так.
1. Чечня не является колонией империалистической державы, она находится в союзе равных ей и имеет представительство на уровне федеральных властей и даже больше – возможность прямого обращения к главе государства в силу особого статуса главы Чеченской республики. Россия исторически не вела колониальную политику в отношении покоренных народов, стремясь им дать больше, чем она имела сама, хотя отрицать насилие в отношении чеченцев в прошлом бессмысленно.
2. У чеченцев есть свое национальное государство, и они управляют им сами. Во главе чеченских властей на всех уровнях стоят чеченцы, и духовенство играет активную роль в жизни республики. Необходимо понимать, что у чеченцев еще очень сильны клановые противоречия, и поэтому необходим внешний арбитр в лице федеральной власти.
3. Де-факто в Чечне действует шариат как неписаный закон жизни мусульман, и все чеченцы активно его соблюдают при активной поддержке духовенства. Более того, чеченские власти отремонтировали все святые места и мечети, открыли новые медресе, то есть все свидетельствует о поддержке ислама в общественной жизни.
4. Чечня является праведным государством мусульман в силу того, что ислам не притесняет на данной священной земле ислама Кавказа. Все мусульмане могут свободно отправлять свои религиозные потребности, ежегодно организуется хадж для желающих совершить паломничество к святым местам.
5. Чечня свободно развивает связи с миром ислама, никто в этом не препятствует, ощущая себя частью всемирной уммы мусульман.
8. События 90-х годов 20 века
Чем объясняются события 90-х годов 20 века на Кавказе?
1. Произошел пассионарный взрыв кавказских народов, которые зажаты между гораздо большими государствами как по силе, так и по территории, и даже находятся в составе этих государств. Кавказские народы принялись расширять пределы месторазвития как путем диаспорного расселения, так и путем попыток мятежа в различных формах. После применения силовых мер усмирения, энергия кавказских народов была направлена на экономическое развитие как самой территории месторазвития, так и союзного государства.
2. Прорыв ислама в общественную жизнь народов Кавказа, именно прорыв, так как произошел обвал ценностной идеологической системы государства, и времени на осмысление новых реалий не было в условиях массированного внешнего идеологического воздействия на традиционные религии с целью их переформатирования, а затем и последующего переформатирования государственности кавказских народов.
3. Обвал союзной государственности идеологического характера, который, по сути, случился одномоментно, и образовался никем и ничем не регулируемый вакуум властеотношений, который быстро заполнили подпольные общественные структуры управления кавказских народов, вытесняя еще каким-то образом функционирующие органы государства с публично-правового пространства Кавказа.
4. Подавление союзной властью общественного самоуправления кавказских народов и перевод его на уровень подпольной борьбы, что не позволило власти самортизировать свой обвал.
Условия отрыва территории от государства:
1. Разрыв правосознания региона с центром.
2. Цивилизационный разлом территории.
3. Потеря управляемости центральных властей.
4. Резкое снижение уровня готовности сил правопорядка, их дезорганизация и неспособность подавить беспорядки.
5. Развал и беспомощность работы спецслужб по контролю и подавлению организаций сепаратистов.
6. Широкая внешняя поддержка заинтересованных государств.
Вообще распад государства начинается тогда, когда вследствие внутренних конфликтов и неурядиц различного характера государство начинает терять периферию. Крайне быстро это происходит, когда идет раскол в политической элите центра, то есть откол представителей меньшинства в федеральных органах власти.
9. Стабилизация ситуации
Концепции умиротворения Чечни и стабилизации ситуации на Кавказе:
1. Введение Федерального государственного специального управления в форме прямого президентского правления в мятежном регионе Чечня. Формируется федеральная администрация во главе с федеральным политическим комиссаром, федеральные территориальные органы по всем вопросам подчиняются комиссару, образуется Специальное оперативное командование по обеспечению внутренней безопасности. Проводится широкий комплекс операций по силовому подавлению мятежников и разрушению подпольных политических структур управления с социальными реформами для улучшения положения нацменьшинства. Концепция называлась «прямое управление» из-за применения права прямой федеральной интервенции в дела региона. Она была признана неправильной, так как только замораживала конфликт.
2. Введение ограниченного самоуправления, основанного на местном укладе, также создает администрация во главе с комиссаром, но при этом создается местный совещательный представительный орган мехк-кхел с формированием общественных структур управления, которые противопоставлялись бы исламистам и шариату. В общем, самое широкое использование традиционного горского уклада, за исключением центра управления регионом, сюда же входит и создание туземной милиции нацменьшинства. Концепция называлась «концепцией ограниченного управления», но также была признана ненадежной, так как горский уклад мог быть неэффективен в противостоянии исламистам, и власть могла бы быть перехвачена, тем более в милиционных формированиях.
3. Третья концепция, которая и была реализована, называлась в обществе «чеченизация» по аналогии с вьетнамизацией. Но на самом деле вьетнамизация подразумевала как раз широкую вовлеченность американских войск в боевые операции против коммунистических повстанцев. Позднее этот термин в современном значении можно употреблять с начала 80-х годов после успешных стратегий правительств Юго-Восточной Азии. Концепция называлась «концепция национального строительства», в ее основе использовались западные разработки концепции «объединенного национального государства» в масштабах государств Азии против коммунистических и националистических повстанцев. Концепция предполагала широкое восстановление национальной автономии с применением подавления силовой составляющей повстанцев, вся власть передавалась местной лояльной элите.
Условия цивилизационного разлома периферии:
1. Создать ощущение у нацменьшинства, что главное – не принадлежность к гражданам союзного государства, а определяющая религиозная принадлежность к всемирному сообществу верующих, что вызывает последующую реализацию духовной зависимости в политическую практику.
2. Выдвинуть идею угнетения и оккупации союзным государством исконных земель нацменьшинства и доктрину национального освобождения угнетенных.
3. Добиться поддержки своей организации как организации, борющейся за общечеловеческие ценности, права и свободы. Неважно, будет ли верить в это государство-патрон по цивилизационному вектору развития, главное – общая картинка.
4. Сделать возможным широкую поддержку со стороны внешних сил, используя их интерес к мятежу в своих целях, делая привлекательной доктрину национального освобождения родственного народа.
5. Существенно упрощает задачу потеря управляемости периферии со стороны центра в случае внезапного кризиса центра. Тогда надо одномоментно самоорганизовываться, с захватом власти над гражданскими структурами управления в первую очередь. Тогда военнослужащие из нацменьшинств будут смотреть на новые власти как на законные, и будут переходить на сторону мятежников. В общем неплохая политология получается, а ведь это всего лишь технологии в великой шахматной доске для усиления и продвижения государств, а также для их падения.
Модели сецессии, то есть выхода региона из состава государства:
1. Сецессию осуществляют легитимно избранные власти региона, использующие доступный силовой ресурс правоохранительных органов и региональных сил безопасности с возможностью мятежа в составе вооруженных сил. Региональные власти переформатируют структуру управления в соответствии с идеей национальной независимости и строят свои вооруженные силы, которые ведут так называемую гибридную войну, то есть комплексное силовое противоборство за территории.
2. Во втором варианте происходит народное восстание и идет моментальная самоорганизация новых властей, выступающих от имени региона, происходит развал силовых структур и их подчинение новых властям, быстрое строительство вооруженных сил и гибридная война. Вариант Донбасса.
3. В третьем варианте национальная освободительная организация объявляет о вооруженном восстании и развязывает повстанческую войну, идет строительство подпольных вооруженных сил и последовательное уничтожение присутствия региональных властей, которые объявляются марионеточными.
10. Всемирный чеченский конгресс
Всемирный чеченский конгресс – представительный форум чеченской оппозиции, преимущественно западноевропейских чеченских диаспор.
Несмотря на заявляемый мирный характер, в его работе активно участвуют и представители непримиримой чеченской оппозиции. Первый конгресс прошел 28-29 октября 2002 года в Копенгагене, Дания. Второй – 16-18 сентября 2010 года в Пултуске, Польша.
Рабочим органом Конгресса является Секретариат во главе с Председателем Конгресса.
Штаб-квартира конгресса – Лондон, Великобритания.
Заявленная цель создания Конгресса – мировой форум чеченского народа и поиск путей мирного урегулирования ситуации в Чечне. Находится в жесткой оппозиции к Имарату, Кавказ.
Оба заседания конгресса завершались принятием итоговой резолюции. Позиция Конгресса – урегулирование на основе международного права ситуации в Чечне, то есть независимость Чечни в той или иной форме.
В противовес данной организации президент Чеченской республики учредил свой Всемирный конгресс чеченского народа, который впервые прошел в 2010 году в Грозном. Данный съезд имеет российскую направленность и всецело поддерживает политику российских властей в Чечне.
Время и место следующего заседания Всемирного чеченского конгресса в настоящее время неизвестно.
Приложение:
Тайп, тейп – единица организации вайнахских народов, самоидентифицирующаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родоплеменного объединения. От других тайпов отличается чеченский тайп — он не является родом в этнографическом понимании и в некоторых случаях объединял людей по принципам, не обязательно связанным с кровным родством.
НАЧАЛА ЧЕЧЕНСКИХ ТЕЙПОВ (по Мамакаеву)

Первое начало.
Единство и незыблемость тейповых обычаев (законов) для каж¬дого члена тейпа и его родственника.
Второе начало.
Право на общинное землевладение.
Третье начало.
Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убий¬ство или общественную дискредитацию члена своего тейпа. В этом случае собирался Совет старейшин тейпа погибшего члена и принимал решение об его отмщении за его убийство. Тейп убийцы так же собирал свой Совет старейшин, который искал все спо¬собы и средства для достижения примирения с тейпом погибшего. Если две стороны не приходили к согласию, то собирался Совет племени из нейтральных тейпов и вырабатывал условия примирения. Условия были различные в зависимости от положения того или иного тейпа. В случае отказа от примирения пострадавшая сторона объявляла, кого она намеревается убить. Убийством виновного обычно заканчивалась кровная месть.
Четвертое начало.
Безусловно, запрещение брака между членами одного тейпа, если вступающие в брак из одного тейпа, то у них не будет многочисленного и здорового потомства», утверждали вайнахские старейшины, чьи наблюдения и опыт доказывали об отрицательном влиянии браков на потомство между родственниками внутри одного тейпа.
Пятое начало.
Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий и несчастий. Традицией тейповой помощи и сегодня являются так называемые белхи, сохранившиеся и ныне у вайнахов.
Шестое начало.
В случае смерти члена тейпа – объявление траура всем родом. Строгое воздержание от участия в увеселениях. Для близких родственников такой траур длился долго, а дальние же родственники снимали траур через определенный промежу¬ток времени с разрешения ближайшего родственника умершего.
Седьмое начало.
Тейп возглавлял предводитель тейпа или, как принято говорить, «тейпанан тхьамда». Тамада руководил Советом старейшин и участвовал во всех делах тейпа. Однако решающую роль в управлении тейпом играл не тамада, а Совет старей¬шин тейпа-демократическое собрание.
Восьмое начало.
Выбор предводителя, производившийся свободной договоренно¬стью членов Совета старейшин, который состоял из взрослых мужчин тейпа, не носил наследственного характера. Предводитель или военачальник (баьчча), имел свою дружи¬ну (г1ера), выбирался на эту должность за его личные качества храбрость, мудрость и красноречие. Военачальник (баьча) пользовался властью только во время войны.
Девятое начало.
Каждый тейп имел свой представительный орган – Совет ста¬рейшин (тейпанан кхел).
Десятое начало.
Совет старейшин тейпа избирался из числа мудрых и уважае¬мых людей пожилого возраста, но независимо от имущественного ценза. Хотя номи¬нально должность члена Совета старейшин и была пожизненной, однако существовало правило, при котором могли его сместить.
Одиннадцатое начало.
Совет старейшин тейпа заседал открыто: каждый че¬ченец по своему желанию мог присутствовать на нем, получить слово и высказать свое мне/tue. После окончательного решения вопроса на Совете право свободного голоса имели только выбранные члены.
Двенадцатое начало.
Все члены Совета старейшин имели равные голоса
Тринадцатое начало.
Тейп имел право назначать и смещать своих предводите¬лей (тейпанан тхьамада) и военачальников (баьчча). Хотя юридически закреплено было правило выбора и назначения, собранием членов тейпа – предводителя тейпа, однако фактически он сам выдвигался на эту должность в силу его особых личных качеств. Предводитель тейпа нес полную ответственность за проступки членов его тейпа и мо¬ральную ответственность за свое неправильное решение по отношению к ним. В свою очередь все члены тейпа должны были беспрекословно слушаться своего руководителя. Для разбора любого вопроса собирался Совет старейшин во главе с предводителем. Его решению подчинялись все. Молодежь и женщины в решении данных вопросов участия не принимали.
Четырнадцатое начало.
Бесправное положение женщины подтверждалось при решении правовых вопросов. Женщина была лишена права голоса в общественно-политической жизни тейпа. С одной стороны, женщина в семье пользовалась большим авторитетом, а с другой – она же была лишена гражданских прав. В рассматриваемое время внутри тейпа хозяином отцовского права являлся муж. Жена полностью подчинялась неограниченной власти мужа. Однако убийство женщины в прошлом осуждалось и по сей день остается величайшим позором у вайнахов. Гражданские права женщины, кроме права голоса, оберегались наравне с мужчиной.
Пятнадцатое начало.
Право на усыновление посторонних лиц- принятие в со¬став своего тейпа нового члена. Тейп с большими торжествами принимал в свой состав нового человека. При этом вступающий обязан был в честь этого зарезать быка. При¬нятые в тейп не перенимали названия тейпа, никто не принуждал их к этому. Фамилии лиц, принятых в тейп, образовывались по признакам их этнической принадлежности. Отчество этих лиц не произносили. Например, Суьлин Аба, 1андин Исраил, 1Чумкин Мус¬са и т.д. Фамилии вайнахов, как правило, образовывались от имени их блиэюайшего пред¬ка. Но были случаи, когда фамилии образовывались от названия тейпа.
Шестнадцатое начало.
Переход имущества умершего к членам тейпа. Имуще¬ство умершего после его смерти делили между собой члены его семьи и ближайшие род¬ственники. И это право сохранялось среди вайнахов длительное время.
Семнадцатое начало.
Каждый тейп имел свое определенное имя, полученное им от своего предполагаемого родоначальника или принадлежавшее ему одному.
Восемнадцатое начало.
Тейп занимал особую территорию и имел свою тейпо¬вую гору, указывает М.А.Мамакаев, так например: Д1айн лам, Дишнийн лам,Белг1атой лам, Тумсойн лам, Т1ерлой лам и т.д. По свидетельству Л.Ильясова «коренными чечен¬скими тейпами считаются те, которые имеют свою гору». Хотя известны случаи, когда те или иные тейпы, вынуждены были уступать свои горы в качестве платы за кровь в междоусобных войнах.
Девятнадцатое начало.
Тейпу принадлежала и своя тейповая башня, возведен¬ная его родоначальником. По местному адату, коренные жители страны вайнахов должны были иметь свои тейповые башни. Однако эти башни «принадлежали не всему тейпу», а его предводителю. Так, например, все сохранившиеся боевые башни в Чечне со¬хранили имена своих первоначальных владельцев: Унтин-г1ала, Т1ерлой-г1ала, Дугалин-г1ала, Алдам-г1езин-г1ала, Зайтан-г1ала и т.д.
Двадцатое начало.
В прошлом, надо полагать, каждый тейп имел свое бо¬жество с определенным обрядом религиозного культа. В данном случае имеется период до утверждения ислама в горах Чечни и Ингушетии, т.е. до выступления горцев Чечни и всего Северного Кавказа под руководством Шейха Майсура в 1785-1791 г.г. и националь¬но-освободительного движения на Северном Кавказе в 1-ой половине XIX в. под руково¬дством Шамиля и т.д. По-видимому, до принятия ислама религиозный культ вайнахов связывался с существованием мнимого божества у каждого тейпа, которому горцы по¬клонялись. Так, например, чеченцы припоминают такие выражения в прошлом: «кхенойн дела» (бог кеноевцев).
Двадцать первое начало.
Каждый тейп справлял праздники, связанные с культом своего божества. Известно, что члены тейпа регулярно отмечали в прошлом праздники весны, праздники урожая и т.д. Торжества, как правило, устраивались па майданах пе¬ред храмом «ц1у» и сопровождались обильной едой и выпивкой. По случаю таких празд¬ников горцы варили специальное домашнее пиво (йий).
Двадцать второе начало.
Тейп имел отдельные тейповые кладбища. На таких кладбищах хоронили, как правило, только членов данного тейпа. Жену также хоронили на кладбище тейпа мужа. Обычай, связанный с тейповыми отношениями, у вайнахов существовал давно и долго. Однако впоследствии в связи с малоземельем в горах и ростом численности населения данный обычай стал постепенно нарушаться и тейповые клад¬бища стали превращаться в межтейповые.
Двадцать третье начало.
Тейповое гостеприимство вайнахов (хьошалла) – свя¬щенный закон, обязательный для всех вайнахов.
ПРОЕКТ 1: ЧЕЧЕНСКОЕ ИСЛАМСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – ЧЕЧЕНСКАЯ ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Глава государства:
Пачхалкх-Да – глава государства, избирается прямым голосованием, подписывает законы, дает согласие на назначение премьер-министра
Канцелярия (администрация)
Кхеташо – Советы при главе государства, в частности, Судебный совет, назначающих всех судей, кроме членов Верховного суда
Представительная власть:
Кхел Пачхалкх – Совет государства, принимает законы двумя третями голосов, проводит парламентские расследования, избирает состав Верховного суда, назначает послов и министров, назначает премьер-министра как главу победившей партии на парламентских выборах
Кхел низам – Совет закона, верхняя палат парламента, состоит из представителей духовенства и дает согласие на принятие законов как соответствующих Коране и Сунне
Исполнительная власть:
Премьер-министр – Урхалла-да
Правительство как коллегиальный орган – Урхалла Пачхалкх, проводит единую государственную политику
Канцелярия правительства
Судебная система:
Верховный суд: коллегии – по шариатским делам, по делам адата, по гражданским, уголовным делам, конституционные вопросы
Апелляционные суды земель
Участковые суды общин
Регионы:
Земли страны – Мохк Мехкан
Глава земли – Мехк-Да, назначается Главой государства с согласия Премьер-министра
Канцелярия главы земли
Совет земли – Мехк Кхел, состоит из представителей общин, избираемых Советами старейшин общин
Местное самоуправление общин (купов):
Глава общины – куп-да
Совет старейшин
ПРОЕКТ 2: ЧЕЧЕНСКОЕ ИСЛАМИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО – ЧЕЧЕНИСТАН
Глава государства:
Амир исламского государства – глава государства, избирается прямым голосованием, подписывает законы, назначает помощников по исполнительным делам (министров) и послов
Канцелярия (администрация)
Представительная власть:
Меджлис аль Шура, принимает законы двумя третями голосов, проводит парламентские расследования, Меджлис аль Даава, верхняя палат парламента, состоит из представителей духовенства и дает согласие на принятие законов как соответствующих Коране и Сунне
Исполнительная власть:
Помощники по исполнительным делам
Правительства как коллегиального органа нет, министры подчиняются напрямую амиру исламского государства
Канцелярии ведомств
Судебная система:
Кади всех кади назначает судей всех уровней, кади всех кади назначается амиром исламского государства
Верховный суд: коллегии – по административным (публичным), общим (частным) и военным делам
Специальное присутствие Верховного суда рассматривает конституционные вопросы
Апелляционные суды эмиратств
Кади (судьи) джамаатов
Регионы:
Эмиратства
Глава эмиратства – эмир, назначается амиром исламского государства
Канцелярия эмира
Шура эмиратства, состоит из представителей джамаатов, избираемых Советами старейшин
Местное самоуправление общин (джамааты):
Глава джамаата – амир джамаата
Совет старейшин
ПРОЕКТ 3: ЧЕЧЕНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Глава государства:
Глава государства, избирается Палатой представителей, подписывает законы
Канцелярия (администрация)
Советы при главе государства, в частности, Судебный совет, назначающих всех судей
Представительная власть:
Палат представителей, принимает законы двумя третями голосов, проводит парламентские расследования, назначает послов и министров, назначает премьер-министра как главу победившей партии на парламентских выборах
Палата областей, верхняя палат парламента, состоит из представителей Советов областей
Исполнительная власть:
Премьер-министр
Правительство как коллегиальный орган, проводит единую государственную политику
Канцелярия правительства
Судебная система:
Конституционный совет
Верховный суд: коллегии – по гражданским, уголовным делам
Система общих судов (суд области и Верховный суд)
Система административных судов во главе с Высшим административным судом
и административными судами областей
Система хозяйственных судов во главе с высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами областей
Регионы:
Области государства
Префект области назначается Премьер-министром
Канцелярия префекта
Совет области, состоит из представителей муниципалитетов
Местное самоуправление общин:
Глава муниципалитета – советник
Совет муниципалитета

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс