Адаты Даргинского округа

АДАТЫ ДАРГИНСКОГО ОКРУГА .

В Даргинском округе существуют адаты:
1) Общие для всего округа.
2) Частные в каждом из семи обществ, входящих в состав округа.
3) Адаты, установленные на некоторые случаи между жителями Даргинского округа и смежных с ним округов.
Жалобы между жителями двух разных деревень, хотя бы деревни эти принадлежали к одному обществу, разбираются и решаются по общим адатам.
Жалобы между жителями одной деревни, если в обществе, к которому принадлежит эта деревня, существуют соответствующее жалобе частные адаты, разбираются и решаются по частным адатам, а из общих адатов применяются только те, которые в том обществе существуют без изменения.
Жалобы между жителями двух отселков (махи), принадлежащих к одной деревне, разбираются по частным адатам, как и жалобы между односельцами.
Жалобы между жителями Даргинского округа и смежных округов разбираются и решаются по общим адатам; но в тех случаях, на которые между округами, к коим принадлежат спорящие, установлен особый адат, общие адаты заменяются особо установленными.

А. Общие адаты.

I.
О делах, подлежащих разбору и решению по адатам.

§ 1) В Даргинском округе по адатам разбираются и решаются претензии по следующим предметам:
1) По убийству.
2) По поранению; но удовлетворение за рану и увечье определяется шариатом.
3) По ссорам, дракам и побоям.
4) По увозу женщин.
5) По изнасилование женщин.
6) По разврату.
7) По воровству.
8) По грабежу.
9) По поджогам.
10) По порчам чужого имущества.
11) По потерям и находкам.
12) По гражданским спорам и искам всякого рода; но сюда не относятся: а) тяжбы о принадлежности имущества, б) споры о купле продаже и мене и в) дела о наследстве и духовных завещаниях. Дела этих трех категорий разбираются по шариату.
§ 2) Тяжбы относительно принадлежности недвижнмого имущества, если они возникли между частным лицом и целым обществом деревни (джамаатом), разбираются по адату.
§ 3) Дела по бракам разбираются по шариату, но если после помолвки брак почему либо не состоится и возникнет спор относительно подарков, сделанных женихом невесте и невестою родственникам жениха, то спор этот разбирается и решается по адату.
II.
Адаты относительно предъявления, разбора и удовлетворения претензий по всем делам.
1) Предъявление претензий.
§ 4) Претензии предъявляются или самим обиженным, или ближайшим его родственником.
§ 5) По делам куллов и каравашек (бывших рабов) предъявляют за них претензии, а также отвечают по взведенным на них претензиям владельцы их.
§ 6) Все претензии между куллами и каравашками одного владельца разбираются самим владельцем.
§ 7) Когда баранта находится на пастьбе в общих стадах, то претензии по всем делам касательно стад предъявляет старший пастух (одоман или хола-букун ). Он же отвечает за сделанные стадом потравы, а также по всем претензиям по воровству, взводимым на пастухов стада, если только действительно виновный пастух не будет известен.
§ 8) Право предъявлять претензии переходит к наследникам, если умершему следовало удовлетворение и он не потерял почему-либо право на оное, по следующим делам: по убийству родственников, по воровству, грабежу, поджогам, порче имущества, потерям и находкам и по гражданским спорам и искам.
§ 9) Равным образом, по делам, означенным в § 8, за смертью ответчика претензия может быть взведена на наследников и родственников его, но тогда только, если обвинение на умершего заявлено еще при жизни его. По гражданским искам, а также по воровству, когда уворованное найдено, претензии принимаются, хотя бы они были заявлены и по смерти ответчика.
§ 10) Если претендатель состоит должным ответчику, то обязан сперва уплатить долг, без чего претензия его не разбирается. Исключение допускается только по таким делам, когда кредитор делается кровным врагом своего должника (канлы).
§ 11) До окончательного решения одного дела тяжущиеся не могут взводить друг на друга новых претензий, кроме таких, справедливость коих очевидна и не требует никаких доказательств; но если при первоначальном предъявлении жалобы претендатель объявил претензию на одно лицо по нескольким предметам, то разбор всех претензий допускается и в одно время.
§ 12) Когда тяжущиеся согласились предоставить спор свой разбору по маслаату , то они не могут требовать разбора того же дела по адату, если маслаатное решение уже состоялось.
2) Претензии по подозрениям.
§ 13) По одним подозрениям, без всяких других поводов к обвинению, претензии допускаются: по убийству, воровству, поджогу, порче чужого имущества и утайке найденной вещи.
§ 14) Если невинность обвиняемого будет очевидна для разбирающих дело, то претензия по одному подозрению не принимается.
§ 15) Не допускаются претензии по одному подозрению ни по каким делам, кроме убийства:
1) На старшин, кадиев, картов, мангушей, будунов и гаджиев.
2) На лиц, давших обет никогда не присягать
3) На безумных и сумасшедших.
4) Претензии друг на друга лиц, состоявших в супружестве и потом разведенных.
5) Претензии между членами двух семейств, состоящих между собою в кровной вражде.
Примечание. В числе членов семейства считаются все родственники главы семейства первых трех степеней, хотя бы они жили отдельно.
§ 16) Претензии между дальними родственниками двух семейств, состоящих между собою во вражде, а также между дальнейшими родственниками одного из этих семейств и ближайшими членами другого, допускаются по подозрению по всем делам, означенным в § 13, но претендатель должен принять присягу хатун-талах (§ 23), с двумя родственниками в том, что он взводит обвинение не по вражде.
§ 17) Если кто был прежде обвинен не доказательствами, а только по подозрение в одном из следующих преступлений: воровстве, поджоге, порче имущества и утайке найденной вещи и потом, до истечения года со времени обвинения, на него будет взведено тем же лицом новое обвинение в одном из означенных преступлений – опять по одному подозрению, или он взведет обвинение, тоже по подозрение, на того, кто прежде обвинил его, – то такие претензии хотя и принимаются, но разбор их отлагается до истечения года со времени прежнего обвинения.
§ 18) Подозрение может быть объявлено в одно время только на одно лицо.
§ 19) Объявивший подозрение на одного, может впоследствии объявить по тому же делу подозрение на другого, но сперва должен потребовать от первого обвиняемого очистительную присягу, без чего претензия на другого не принимается.
§ 20) Претензия по подозрению по одному и тому же делу может переходить порядком, изложенным в §§ 18 и 19, на семь человек; на восьмого претензия без доказательств уже не принимается.
3) Присяга.
§ 21) При разборе дел по адату, для дознания справедливости иска, обвинения или подозрения требуется, смотря по обстоятельствам дела, или присяга истца, или очистительная присяга от ответчика, или присяга свидетелей.
Примечание. В некоторых случаях показания этих лиц принимаются без присяги, что объяснено ниже по каждому роду дел.
§ 22) Претендатель и ответчик, а в некоторых случаях и свидетели, присягают с своими родственниками.
§ 23) Присяга, смотря по роду дела, требуется: или Кораном или кебином жены (хатун-талах). Если откроется, что присяга хатун-талах принята ложно, то присягнувший должен развестись с своею женою, и кебин, данный им жене при вступлении в брак, не возвращается ему.
§ 24) Имеющий нескольких жен, присягает кебином одной из жен по своему желанию и должен упомянуть об этом в присяге.
§ 25) Когда тот, кто должен присягнуть хатун-талах, не женат или дал обет никогда не присягать хатун-талах, то присягает кораном.
а) Присяга претендателя и очистительная присяга ответчика.
§ 26) В каких случаях требуется присяга претендателя и в каких случаях очистительная присяга от ответчика, объяснено по каждому роду дел.
§ 27) В тех случаях, когда присяга требуется от претендателя, он, если не пожелает присягать, может потребовать от ответчика очистительную присягу.
§ 28) При разбор дел, возникающих между жителями Кабадаргинского магала, а также по делам жителей этого магала с жителями других обществ, присяга претендателя допускается только по убийству, грабежу и поранению при ограблении, а также по воровству, в случаях означенных в §§ 177, 180, 186 и 191, а в остальных делах всегда требуется очистительная присяга от ответчика.
§ 29) По претензиям, предъявленным лицами, давшими обет никогда не присягать, в тех случаях, когда положено присягу требовать от претендателя, всегда принимает очистительную присягу ответчик.
§ 30) По претензиям на женщин, взводимым по одному подозрению, присяга претендателя допускается только по убийству, по прочим же делам, если подозреваемая не была прежде обвинена в подобном преступлении, присяга претепдателя не допускается, а требуется очистительная присяга (§ 35). При этой присяге всегда требуется 6 родственников, хотя бы по роду дела требовалось для присяги и больше родственников.
§ З1) Когда претензия предъявлена по одному подозрению и за смертью ответчика переходит на наследников, то всегда требуется очистительная присяга от наследников. Присяга же претендателя допускается только по подозрению в убийстве.
§ З2) Когда претензия по подозрение взведена была на одного и с него потребована очистительная присяга, то по объявлению подозрения на основании §§ 19 и 20 по тому же делу на других, присяга претендателя уже не допускается, а требуется очистительная присяга от обвиняемых.
§ 33) Но если претендатель при объявлении первого подозрения изъявил готовность сам присягнуть и только по просьбе подозреваемого предоставил ему очистить себя присягою, то по объявлении им подозрения на другого, может и сам принять присягу.
§ 34) Если потребуется очистительная присяга от лиц, давших обет никогда не присягать, то вместо них присягают два ближайшие родственника и если присяга требуется хатун-талах, но родственники эти не женаты, то присягают кораном. Число этих родственников не увеличивается и тогда, если по роду дела от ответчика следовала бы присяга с большим числом родственников.
§ 35) За женщин, малолетних, безумных и сумасшедших, когда они должны принять присягу в качестве претендателей или очистительную присягу по взводимым на них претензиям, вместо них присягает ближайший родственник, а если присяга требуется хатун-талах, то ближайший женатый родственник. За замужних женщин присягает муж.
§ 36) Если в назначенный для присяги претендателя день, он или кто из родственников его не может явиться, то претендатель должен объявить об этом и представить уважительную причину; если же он этого не исполнит, или если кто из родственников его откажется присягнуть, то ответчик может принять очистительную присягу и претендатель теряет всякое право по претензии своей.
§ 37) Когда присяга требуется от ответчика и он или кто из родственников его в назначенный день не явится и не объявит об этом, как предписано в § 36, а равно если он или родственники откажутся присягнуть, то ответчик обвиняется.
§ 38) Отказ ответчика или родственников его принять очистительную присягу считается полным доказательством его вины, наравне с доказательством свидетелями или собственным сознанием, хотя бы претензия на него была взведена по одному подозрению.
б) Присяга свидетелей.
§39) Во всех делах, разбираемых по адату, когда нужна присяга свидетелей, требуется не более двух свидетелей, если же более одного свидетеля нет, то свидетель этот должен присягнуть с двумя своими родственниками, которые присягают хатун-талах.
§ 40) Свидетели всегда требуются от претендателя или обвиняющего, от ответчика же свидетели требуются тогда только, когда он объявит, что взводимая на него претензия уже удовлетворена им, а также когда иска, предъявлен целым обществом на частных лиц (§§ 248 и 250).
§ 41) Возраст и прочие качества свидетелей определены шариатом. По адату же, сверх того, относительно свидетелей соблюдаются правила, в нижеследующих §§ означенные.
§ 42) Свидетели, представляемые претендателем, за исключением означенных в §§ 176, 181 и 182, должны быть жители топ деревни или отселков той деревни, к которой принадлежит ответчик.
§ 43) Кунак ответчика может быть представлен в свидетели претендателем, если он односелец претендателя, но если он житель другой деревни того общества, к которому принадлежит претендатель, или постороннего общества, то он в свидетели не допускается.
§ 44) Кунак претендателя, если он житель той деревни, или отселков той деревни, к которой принадлежит ответчик, может быть представлен в свидетели претендателем.
§ 45) Кунак претендателя или ответчика присягает всегда с двумя родственниками хатун-талах и потому другого свидетеля с ним не требуется.
§ 46) Женщина допускается в свидетели тогда только, если она куначка претендателя или ответчика, но вместо нее присягают два родственника ее, сама же она присягает тогда только, когда потребуют этого присягающие за нее родственники.
§ 47) Не допускаются вовсе в свидетели:
1) Давшие обет никогда не присягать.
2) Родственники претендателя, если они имеют участие в разбираемом деле.
3) Куллы и каравашки, пока они состоят в рабстве.
4) Имеющие тяжбу с ответчиком, до окончания тяжбы.
5) Должники ответчика, пока не уплатят долга.
Если лица, означенные в пунктах 4 и 5 предыдущего параграфа, кунаки претендателя, то они допускаются в свидетели наравне с прочими на основании § 44.
§ 48) Состоящее в кровной вражде с ответчиком или же с родственниками его, хотя бы и дальними, а также все родственники лиц, состоящих в кровной вражде с ответчиком, в свидетели не допускаются.
§ 49) Если же ответчик дальний родственник одного из двух семейств, состоящих между собою в кровной вражде, то дальние родственники другого из этих семейств в свидетели принимаются, но должны, кроме свидетельской присяги, присягнуть в том, что они свидетельствуют не по вражде. Присяга в этом случае требуется такая же, как и по претензиям между кровными врагами (§ 16).
Примечание: Относительно степени родства в этом случае наблюдается то же, что и по претензиям по подозрению (§ 15 п. 5, примеч.).
§ 50) Если в назначенный для присяги день свидетели не могут явиться, то претендатель должен предварительно объявить об этом, в противном же случае теряет всякое право претендовать.
§ 51) Если из представленных свидетелей кто-либо, на основании предыдущих параграфов или по шариату, не может быть допущен к свидетельству, или, если был допущен в свидетели, не может дать сведений, нужных для удостоверения в справедливости претензии, то другие свидетели вместо него допускаются только в таком случае, когда претендатель объявил при самом представлении свидетелей, что у него есть еще свидетели. В противном же случае, другие свидетели не принимаются, а требуется очистительная присяга от ответчика и по принятии ответчиком присяги претендатель теряет право иска.
§ 52) То же самое наблюдается, когда свидетель должен был присягнуть с родственниками, но родственники его отказались от присяги.
§ 53) Если обнаружится, что представленные претендателем свидетели подкуплены им, то он теряет всякое право претендовать.
§ 54) Для подтверждения подкупа свидетелей требуется: собственное сознание претендателя или подкупленных свидетелей, или же самые ясные доказательства, не требующие ничьей присяги.
§ 55) Адаты, изложенные в §§ 42—54, относительно свидетелей претендателя – применяются и к свидетелям ответчика или прикосновенных к делу лиц, когда от них будут потребованы свидетели.
в) Присяга родственников.
§ 56) Число родственников, с которыми требуется присяга тяжущихся или свидетелей, и случаи, когда присяга допускается без родственников, означены по каждому роду дел особо.
§ 57) О числе родственников, требующихся для присяги за лиц, давших обет не присягать, объяснено выше в § 34.
§ 58) Когда за женщину принимает очистительную присягу муж или ближайший ее родственник (§ 35), то с ними по всем делам присягает шесть родственников.
§ 59) К присяге требуются ближайшие родственники присягающего с отцовской стороны – мужчины, достигшие 15 лет.
§ 60) Когда присяга должна быть хатун-талах, то требуются ближайшие женатые родственники.
§ 61) He требуются вовсе к присяге:
1) Родственники, находящееся за Дербентом, за снеговым хребтом Уркхи, за Андийским Койсу и за Сулаком; но если присяга с родственниками требуется от ответчика или его свидетелей и претендатель не согласится, чтобы вместо находящегося далее означенных границ родственника присягнул другой, то должен ожидать возвращения отсутствующего.
2) Переселившееся на постоянное жительство в другую деревню, хотя бы и своего общества. Переселившиеся в отселки своей деревни призываются наравне с состоящими на лицо.
3) Давшие обет никогда не присягать.
4) Состоящие в кровной вражде с одним из тяжущихся. С свидетелем также не могут присягать родственники его, состоящее с ним в кровной вражде.
5) Те родственники присягающего, которые еще прежде – до начала разбираемого дела, объявили ему при джамаате, что они никогда не будут присягать за него.
§ 62) Когда присяга должна быть хатун-талах, то не требуются к присяге родственники, давшие обет не присягать хатун-талах.
§ 63) Состоящие в тяжбе и ссоре с одним из тяжущихся, от присяги не освобождаются и если они откажутся присягнуть, то должны доказать основательность такого отказа.
§ 64) Для призыва родственников, находящихся в отлучке ближе границ, означенных в 1 пункте § 61, полагается 15 дней.
§ 65) Когда кто из ближайших родственников, по одной из причин, изложенных в §§ 61 и 62, не может присягнуть, то вместо него требуется родственник следующий за ним по степени родства; но всегда наблюдается: 1) чтобы число родственников было то, какое требуется адатом и 2) чтобы не были представлены для присяги дальние родственники, когда есть другие, ближе их по степени родства, могущие быть допущенными к присяге.
§ 66) Поэтому присягающий с родственниками принимает другую присягу Кораном в том, что ближе представленных им родственников у него нет, таких, которые должны быть представлены к присяге.
§ 67) За нарушение этого правила (§ 65 п. 2), претендателем, он теряет право иска; если же присяга требовалась от ответчика и он скрыл ближайших родственников, то он признается виновным и дело решается в пользу претендателя.
4) Порядок удовлетворения претензий и платежа взысканий,
налагаемых на обвиненных.
§ 68) Если, по решении дела, спорная вещь возвращается тому, кто признан законным ее владельцем, то она должна быть передана в таком виде, в каком была до неправильного завладения ею. За приведение ее в лучший вид или отделку, возвращающий оную никакого вознаграждения не получает, но те улучшения, которые могут быть отделены от вещи без повреждения ее, могут быть оставлены возвращающим у себя.
§ 69) Если возвращаемая вещь испорчена, то два посторонние липа, знавшие ее прежде, определяют под присягою хатун-талах количество вознаграждения, которое должен получить владелец вещи с неправильно владевшего оною.
§ 70) Когда, при возвращении вещи, на неправильно завладевшего ею налагается еще какое-нибудь взыскание в пользу претендателя, в виде наказания, то запорчу вещи претендатель никакого удовлетворения не получает.
§ 71) Получающий обратно скотину, если во время неправильного владения оною от нее был приплод, может требовать удовлетворение и за приплод, если может представить доказательства, что приплод был и употреблен в свою пользу неправильно владевшим этой скотиною.
§ 72) За пользование спорной вещью с неправильно завладевшего ею взыскание определяется по шариату.
§73) Когда по решению предоставляется претендателю взамен уворованной у него или испорченной вещи получить другую по выбору, то для этого выбираются у посторонних три вещи, подобные той, взамен которой предоставляется выбор, но лучшего качества; а скотина выбирается одинаковых лет, также лучшая. Одна вещь или скотина берется из того селения, к которому принадлежит обвиненный, а две с других деревень округа. Из этих трех вещей претендатель берет по своему выбору одну.
§ 74) Если хозяин выбранной вещи не согласится уступить ее, то претендатель выбирает другую из этих трех вещей.
§ 75) Если ни один из трех хозяев выбранных вещей не согласится на добровольную уступку, то берется вещь одного из них по жребию и без согласия.
§ 76) Хозяин выбранной вещи получает за оную объявленную им самим цену от обвиняемого.
§ 77) По некоторым делам определено два размера взыскания: большее, когда обвинение доказано свидетелями, сознанием или другими фактами, и меньшее, когда обвинение взведено по одному подозрению. Последняя степень взыскания налагается только тогда, когда претензия взведена была по одному подозрению и подозрение это подтверждено только присягою претендателя. Но если была потребована очистительная присяга от ответчика, и он или призванные для присяги с ним родственники не присягнули, то на ответчика налагается взыскание определенное для обвиненных доказательствами, хотя бы претензия первоначально взведена была на него по одному подозрению (§§ 13 и 38).
§ 78) На покрытие падающего на обвиняемого взыскания, если он не может уплатить всего, что присуждено с него решением, может быть взято все имущество его и жены, за исключением необходимого платья, оружия и пропитания на несколько дней.
§ 79.) Имущество жены не обращается на пополнение падающего на мужа взыскания только в таком случае, когда она сама заявила заблаговременно, что муж ее делает непомерные долги или другие обязательства, превышающая его состояние, или когда она первая объявила о сделанном мужем ее преступлении и притом представила несомненные доказательства.
§ 80) Имущество мужа также может быть обращено на пополнение взыскания присуждаемого с жены. Но если взыскание на жену налагается по делу возникшему до вступления их в брак, то муж своим имуществом не отвечает.
§ 81) Когда на пополнение взыскания имущества обоих супругов окажется недостаточно, то недостающее количество налагается на родственников обвиняемого. Для этого назначаются 40 ближайших родственников обоего пола, по 20-ти со стороны отца и со стороны матери обвиненного.
§ 82) Родственники жены, когда взыскание налагается на мужа, а также родственники мужа, когда взыскание налагается на жену, взысканию не подвергаются.
§ 83) Равным образом не подвергаются взысканию лица, состоянщие в супружестве с теми родственниками и родственницами обвиненного, на которых по § 81 налагается взыскание при несостоятельности самого обвиненного.
§ 84) В случае смерти обвиненного, наложенное взыскание платят наследники из перешедшего к ним имущества умершего. Если же имущества этого окажется недостаточно, то взыскание делается с родственников, как и при несостоятельности.
§ 85) Если несостоятельный впоследствии приобретет имущество, то родственники, платившие за него, могут требовать от него возврата всего уплаченного.
§ 86) Относительно ответственности родственников в случае несостоятельности или смерти обвиненного, в каждом обществе (кроме Акушинского и Усишинского) существует и свой особый адат; поэтому, когда за несостоятельного или умершего родственники должны удовлетворить несколько претендателей, между которыми есть односельцы ответчика и жители других деревень или обществ, то первые удовлетворяются по частным адатам своего общества, а последние по адатам, изложенным в предыдущих параграфах,
§ 87) Если по решению присуждено будет кому-либо удовлетворение от мечети, то такие претензии удовлетворяются целым джамаатом.
§ 88) Если взыскание сделано по одному подозрению и впоследствии откроется действительно виновный, то он обязан вознаградить неправильно обвиненного за сделанное с него взыскание.
§ 89) Тот, в чью пользу решено дело, никакого удовлетворения за издержки по делу не получает, кроме определенного за издержки на отыскание уворованной скотины в другой деревне рушнета (§ 202 пункт. 3).

III.
Адаты по убийству.
§ 90) Претензии об удовлетворении за кровь убитого предъявляются ближайшим его родственниками.
§ 91) В убийстве всегда обвиняется только один, а если убитому нанесено несколько ран, то два, но не более, хотя бы число убийц или число нанесенных ран было и более.
§ 92) Если есть посторонние лица, видевшие, что все раны нанесены убитому одним, или если убийца сам это объявил, то обвинение другого не допускается, а обвиняется всегда только один.
§ 93) Когда при совершении убийства не было посторонних лиц и убийца не объявил сам о сделанном им убийстве, то для подтверждения взводимого претендателем обвинения от него требуется присяга Кораном с шестью родственниками.
§ 94) Если убийство совершено несколькими лицами, а также когда оно произошло в драке, нападении и вообще в таком столкновении, где участвовало несколько человек, то претендатель, по его усмотрению, обвиняет из участвовавших одного или двух (§ 91) и обвинение свое подтверждает присягой, как показано в § 93.
§ 95.) Если убийца сам сознался в убийстве, то обвинение на другого не допускается, хотя бы прстендатель представил свидетелей в том, что убийство совершено не сознающимся, а другим.
§ 9б) Умирающий от раны присягает один, Кораном, в том, кем он ранен.
§ 97) Если смертельно раненый указал виновных, но не присягнув умер, то претендующий за кровь может взвести обвинение и присягнуть только на тех, кого обвинил умирающий.
§ 98) Число обвиненных раненым (§§ 96 и 97) должно быть не более того, какое допускается по числу ран вообще.
§ 99) Когда виновные указаны самим раненым, то ни собственное сознанье других и никакие доказательства невиновности обвиненных не принимаются и кроме их никто не может быть обвинен.
§ 100) Претензия в убийств может быть взведена по одному подозрению, но только на одного, хотя бы убитому было нанесено несколько ран (§§ 13-20); присяга принимается претендателем, как показано в § 93.
§ 101) Если почему-либо не может быть допущена присяга претендателя, требующаяся §§ 93, 94 и 97, или он не желает сам принять присягу, то требуется очистительная присяга от обвиняемого, с 12-ью родственниками, Кораном.
§ 102) В ниже следующих случаях убийство считается кара:
1) Если кто убит на собственной своей земле.
2) Если кто, отправившись на воровство или с другим каким-либо злым умыслом, будет открыт хозяином и, стараясь скрыться, убьет хозяина.
3) Убийство с целью ограбить убитого.
4) Если кто убьет, хотя и не с целью ограбить, но по совершении убийства, возьмет какую-нибудь вещь, принадлежащую убитому.
5) Если кто задержит чужую скотину на своей пашне или покосе, а хозяин скотины будет сопротивляться этому задержанию и убьет задержавшего.
6) Убийство сонного и вообще убийство, совершенное неоткрытым нападением, а таким образом, что убитый не мог защититься от удара.
7) Убийство при нападении из засады.
8) Когда кто будет вызван обманом в безлюдное место и там убит.
9) Когда совершивший убийство будет стараться скрыть преступление.
10) Убийство ночью.
11) Убийство в мечети.
12) Убийство в присутствии кадия и картов при разборе ими жалоб и общественных дел.
13) Всякое убийство на урочищах: Дюз-Май-дан, Чумра-Кака, Ая-Кака, Диква-Дюз, Какбарц, Маква-Цильда, Чартла-Ирца и Уркут .
14.) Убийство по подкупу других.
§ 103) Когда убийца не открыт, а обвинение взводится на кого либо присягою претендателя по подозрению, то обвиненный отвечает, как за убийство кара, на основании предыдущего § п. 9.
§ 104) Но когда претендатель присягает только для указания убийцы из числа участвовавших (§ 94), то обвиненный такой присягой отвечает как за простое убийство, если нет других причин считать убийство за кара.
§ 105) Обвиненный в убийстве считается кровным вpaгом (баш-канлы) родственников убитого и до примирения подвергается кровомщению.
§ 106) Вместе с ним считаются мал-канлы шесть ближайших родственников его из совершеннолетних мужчин.
§ 107) Если в убийстве обвинено двое, то мал-канлы считается трое родственников – один убийцы и двое – другого.
§ 108) За убийство взыскивается с баш-канлы:
1) за кровь убитого (алум), наследникам его 7 быков в 4 рубля каждый, 49 кары бязи (1 кара = 3/4 аршина) и
2) джамаату того селения, откуда убитый, для примирения двух джамаатов – 1 бык.
§ 109) За убийство кара к алуму прибавляется еще 7 быков в ту же цену, а если убийство произошло при ограблении (§ 102 п. 3), то и штраф тургакам всего Даргинского округа (бук) – 7 котлов, по 2 рубля каждый.
§ 110) Если баш-канлы два, то с обоих вместе делается взыскание, равное определенному выше за убийство кара, без различия, было ли убийство кара, или нет.
§ 111) За убийство одним нескольких человек, мал-канлы считается то же число родственников, но взыскание в пользу родственников, определенное в §§ 108 и 109, делается порознь за каждого убитого полностью; штрафы же всегда взыскиваются по числу баш-канлы.
§ 112) За неумышленное убийство взыскивается, как и за умышленное, но если неумышленно нанесена смертельная рана и умирающий от оной простит ранившего, то последний никакому взысканиию не подвергается.
§ 113) За убийство по подкупу подкупивший никакому взысканию не подвергается.
§ 114) За убийство беременной женщины, сверх обыкновенного взыскания по адату, определяется взыскание по шариату.
§ 115) За убийство кулла и каравашки дается вознаграждение владельцу и более никакому взысканию виновный не подвергается. За убийство куллом кого-либо взыскание делается с владельца и он же делается канлы родственников убитого. Но если владелец не согласится быть канлы, то должен освободить кулла из крепостной зависимости, и тогда кулл, сделавшись свободным (узденем), признается сам канлы .
§ 116) Если кто застанет свою жену, или родственницу, в прелюбодейной связи с посторонним мужчиной и убьет обоих, то убийца никакому взысканию не подвергается; но если будет убит только мужчина, то убийца подвергается взысканию на общем основании. Если же будет убита женщина, а мужчина, бывший с нею в связи, остался жив, то подвергается взысканию за убийство и делается канлы родственникам убитой женщины не убийца, а мужчина, бывший с нею в связи.
§ 117) В нижеследующих случаях убийца не подвергается никакому взысканию:
1) За убийство своего кровного врага (баш-канлы).
2) Если кто совершит убийство, защищаясь от нападения, сделанного из засады.
3) При защите от ограбления.
4) Если кто, отправившись на воровство или с другим злым умыслом, будет застигнуть на месте хозяином и хозяин убьет его.
§ 118) Если в общей драке будут убиты, с обеих сторон, то за каждого убитого делается взыскание по адату и избираются канлы, кроме двух случаев:
1. Если двое нанесут друг другу смертельные раны, от которых оба умрут.
2. Если убивший одного будет сам убит родственником убитого им.
§ 119) Право кровомщения принадлежит всем родственникам убитого.
§ 120) Баш-канлы может быть убит везде при встрече с родственниками убитого им.
§ 121) Мал-канлы хотя и не могут быть убиты, но до примирения должны избегать встречи с родственниками убитого и не имеют права въезжать в ту деревню, где живут эти родственники.
§ 122) Каждый родственник убитого, имеющий надобность быть в той деревне, где живет его баш-канлы, обязан предупредить его об этом.
§ 123) Если же он зайдет в деревню, не предупредив об этом канлы, то джамаат той деревни может задержать его и заставить примириться с канлы.
§ 124) В объясненном в предыдущем § случае родственники убитого примиряются с канлы только лично за себя, другие же родственники не теряют права кровомщения.
§ 125) Если кто из жителей той деревни, где живет канлы будет содействовать убийству его, то он подвергается наказанию определенному за это в каждом обществе.
§ 126) Когда родственники убитого согласятся примириться, то канлы платит им условленную сумму и делает угощение. После этого вражда между ними прекращается.
§ 127) Мал-канлы могут примириться с родственниками убитого, когда сами пожелают, но при примирении каждый из них должен дать этим родственникам одного быка.
§ 128) Если канлы умрет до примирения, то ближайший родственник его обязан заплатить родственникам убитого этим канлы 13 рублей деньгами или вещами.
§ 129) Если же канлы будет убит по кровомщению родственниками убитого им или хотя посторонними, но будет доказано, что убийство совершено по подкупу кровомстителей, то определенные в предыдущем параграфе 13 рублей не платятся и кроме того уплаченный от канлы первоначально алум возвращается наследникам его.
Примечание: Штраф джамаату, бук и взыскиваемые с мал-канлы по одному быку в этом случай не возвращаются.
§ 130) Если родственники убитого, желая из кровомщения убить канлы, нанесут какой-нибудь ущерб имуществу его, напр., убьют или ранят под ним лошадь и т. п., то без различия будет ли или не будет убит при этом канлы они должны вознаградить за убытки канлы, а если он убит, то его родственников.
§ 131) Если по одному убийству бывает два баш-канлы, то смерть или примирение одного из них не освобождает другого от преследования родственников убитого.
§ 132) Если канлы обвинен по одному подозрению и впоследствии откроется действительный убийца, то вместо неправильно обвиненного делается канлы действительный убийца.
IV.
Адаты по поранению.
§ 133) Если кому нанесена рана, то раненый, или родственники его, обязаны тотчас же объявить об этом джамаату, без чего впоследствии жалоба не принимается.
§ 134) Взыскание полагается за всякую рану, требующую лечения.
§ 135) Для определения действительно ли нанесена рана, требующая лечения, посылается по одному доверенному от джамаатов, к которым принадлежать ранивший и раненый.
§ 136) Когда при поранении не было посторонних лиц и ранивший не сознается в поранении, то претендатель должен подтвердить взводимое им обвинение присягою Кораном, без родственников.
§ 137) Если поранение сделано в драке, нападении и вообще при участии нескольких лиц, то раненый взводит обвинение на одного из участвовавших в драке, по своему усмотрению и подтверждает обвинение присягою.
§ 138) Если в драке, нападении и пр. одному нанесено несколько ран, то обвинение может быть взведено на стольких из участвовавших, сколько нанесено ран.
§ 139) В случаях, означенных в § 137, хотя бы один из участвовавших сознался, что рана нанесена им, а также, когда нанесено несколько ран, хотя бы один из участвовавших объявил, что все раны нанесены им одним, то такие сознания не принимаются, и раненый, в первом случай, может обвинить того, кого находит действительно виновным, а во втором – взвести обвинение на стольких из участвовавших, сколько ему нанесено ран. Свидетели от сознающихся не принимаются.
§ 140) Если претендатель не может быть допущен к присяге или же сам не пожелает присягнуть, то требуется очистительная присяга от обвиняемого, с 12 родственниками, Кораном.
§ 141) Если поранение сделано в драке, нападении и проч., то, по принятии очистительной присяги от первого обвиненного, претендатель может взвести обвинение на другого из участвовавших, но при этом соблюдается правило, изложенное в § 19, как по претензиям по подозрению.
§ 142) За нанесете раны взыскивается с виновного в пользу раненого 3 рубля.
§ 143) Рана лечится на собственный счет раненого.
§ 144) По излечении раны, сверх взыскания по адату, определяется удовлетворение no шариату.
§ 145) Если раненый умрет от раны, то с виновного взыскивается как за убийство.
§ 146) За нанесете нескольких ран, если все они, нанесены одним, взыскание по адату полагается тоже, что и за одну рану.
§ 147) Если в поранении обвинены несколько лиц, то каждый платит полную сумму.
§ 148) За нанесете ран одним человеком нескольким лицам он платит каждому раненому выше определенную сумму.
§ 149) За неумышленное поранение взыскание делается то же, что и за умышленное.
§ 150) За поранения по подкупу подкупивший не отвечает.
§ 151) За нанесете раны куллу и каравашке удовлетворение определяется по шариату.
§ 152) Если кто застанет жену или родственницу свою в прелюбодейной связи с мужчиною и ранит одного из них или обоих, то никакому взысканию не подвергается.
§ 153) Взыскание за поранение не делается также в случаях, изложенных в § 117.
§ 154) При обоюдном поранении оба могут требовать удовлетворения по шариату.
§ 155) Но если обоюдное поранение произошло при обстоятельствах, изложенных в §§ 116 и 117, то те лица, за убийство коих в этих случаях никакого взыскания не полагается, и за раны не получают удовлетворения, а за нанесение ими ран противной стороне делается с них определенное взыскание.
§ 156) Если при поранении раненый убьет ранившего, то за рану никакого удовлетворения не получает, а за убийство или отвечает на общем основании, или в случаях, означенных в § 155, не подвергается никакой ответственности.
§ 157) Если поранение сделано в драке и ранивший в той же драке убьет кого-нибудь, то за рану получает удовлетворение, а за убийство подвергается ответственности; если же убитый был родственник ранившего, то за рану удовлетворение не делается.
V.
Адаты по ссорам, дракам и побоям.
§ 158) За нанесете мужчине побоев, хотя бы остались и знаки, а также за нанесение раны, не требующей лечения (§§ 134 и 135) виновный никакому взыскание не подвергается.
§ 159) За нанесение побоев женщине, если не она первая начала драку, взыскивается в ее пользу один бык.
Примечание: Если от побоев остались знаки или нанесена рана, не требующая лечения, то делается то же взыскание.
§ 160) Если женщина была беременна и последствием побоев был выкидыш, то сверх того дело разбирается по шариату.
§ 161) Если в ссоре кто-либо из ссорящихся сделает выстрел, с намерением убить противника, то с него взыскивается один бык с пользу того, по кому сделан выстрел.
§ 162) Но если он только обнажил оружие или намеревался сделать выстрел, то никакому изысканно не подвергается.
VI.
Адаты по увозу женщин.
§ 163) За увоз девицы, вдовы или разведенной с мужем, если она увезена с ее согласия, с увезшего взыскивается: в пользу родственников увезенной 30 рублей, штраф в пользу тургаков всего округа (бук) 7 котлов, по 2 руб. каждый.
За насильственный увоз, вместо 30 руб., взыскивается 50 рублей.
§ 164) За увоз замужней женщины, с ее согласия, с увезшего взыскивается: в пользу мужа 50 рублей и все оставленное имущество ее как движимое, так и недвижимое, поступает в собственность мужа; штраф тот же, как и за увоз девицы, вдовы и разведенной.
Примечание: Относительно увоза замужней женщины насильно адата не существует, так как не было еще такого случая.
§ 165) За содействие к увозу женщины взыскивается определенный выше штраф тургакам (бук) с каждого содействовавшего.
VII.
Адаты по изнасилованию женщин.
§ 166) Изнасилованная должна огласить криком сделанное над нею насилие и тогда никаких доказательств более не требуется. Если же она этого не сделает, то жалоба от нее не принимается.
§ 167) Если, насилие сделано в безлюдном месте, то потерпевшая должна объявить при входе в деревню.
§ 168) От женщины, известной своим развратным поведением, жалобы об изнасиловании не принимаются.
§ 169) За изнасилование женщины замужней, вдовы и девицы совершеннолетней и несовершеннолетней в пользу ее взыскивается с виновного 30 рублей и штраф джамаату, по его усмотрению.
§ 170) Если же изнасиловавший при этом задержит изнасилованную у себя в доме или в другом месте, то в пользу изнасилованной взыскивается, вместо 30 руб., 50 руб.
§ 171) За намерение изнасиловать, даже за прикосновение к женщине, если она огласить это криком, делается тоже взыскание, как и за изнасилован ее.
VIII.
Адаты по разврату.
§ 172) Обвинение в прелюбодейной связи мужчины с женщиною тогда только допускается, когда есть хотя один очевидец этой связи. В этом случае не требуется более никаких доказательств; но если не было очевидцев, то претензия не принимается.
§ 173) За прелюбодейную связь мужчины и женщины делается тоже взыскание, как за увоз женщины по ее согласию.
§ 174) За мужеложство, соединенное с насилием, если подвергшийся насилию огласит криком сделанное над ним насилие, виновный подвергается изысканию, как за убийство и делается канлы.
Примечание. Случаев мужеложства по обоюдному coгласию не было.
IX.
Адаты по воровству.
§ 175) О сделанном воровстве заявляется тотчас же кадию.
§ 176) Если хозяин уворованной вещи или скотины опознает ее в другом ауле, то представляет того, у кого опознано уворованное, вместе с уворованною вещью, кадию того общества или селения, где найдено уворованное, и по распоряжение кадия опознанное оставляется или у кунака опознавшего, или у кого другого. После этого хозяин уворованного представляет к своему кадию двух односельцев своих, знавших уворованное (айнамал-шагат). Кадий, расспросив представленных лиц о приметах, по коим можно узнать уворованную вещь, и о времени пропажи, отправляет их вместе с хозяином к тому кадию, в ведении коего оставлена опознанная вещь, при бумаге (айна-мал-кагаз). В айнамал-кагазе должно быть непременно, объяснено: 1) кто у кого и что именно опознал; 2) кто именно лицо, удостоверяющее принадлежность вещи опознавшему; 3)время пропажи вещи; 4) приметы уворованной вещи, а если это скотина то и лета ее. Кадий того селения, где оставлена опознанная вещь, поверяет против айнамал-кагаза показания представленных лиц, требует от них присягу хатун-талах в том, что они не видели опознанной вещи, ни при опознании, ни прежде с того времени, как она уворована. Потом лица эти указывают опознанную вещь, которая для этого помещается между несколькими подобными же вещами, сходными по приметам. Затем вещь передается тому, кто таким образом доказал принадлежность ему оной, а айнамал-кагаз тому, у кого вещь отобрана.
§ 177) Если одно из лиц, представленных для указания вещи, не укажет этой вещи, то опознавший ее и другой, представленный им, односелец присягают хатун-талах, что вещь эта действительно принадлежит опознавшему.
§ 178) Получивший айнамал-кагаз передает его тому, от кого приобретена отобранная вещь, и таким образом айнамал-кагаз переходит из рук в руки между лицами, владевшими уворованною вещью.
§ 179) Кто из получивших айнамал-кагаз не может указать от кого приобрел вещь, тот подвергается взысканию, определенному за воровство.
§ 180) Если получивший айнамал-кагаз укажет, от кого приобретена им вещь, а тот откажется, что вещи этой у него не было и он ее не передавал, то от указывающего требуется присяга хатун-талах с шестью родственниками или свидетели, которые присягают также хатун-талах, в том, что вещь получена им от того, на кого он указывает, и с обвиненного этою присягою или свидетелями делается взыскание за воровство.
§ 181) Если опознана скотина и один из владевших ею может доказать, что она его доморощенная, то должен присягнуть в этом (хатун-талах) с двумя свидетелями, односельцами.
§ 182) Если скотина одним из владевших ей приобретена где-нибудь в дальних местах, именно дальше соседнего округа, так что разыскать продавца не представится возможности, то в таком случае требуется заверение, также присягою хатун-талах, с двумя свидетелями. Свидетели эти могут быть и из посторонних деревень.
§ 183) В случаях, означенных в §§ 181 и 182, если отобрана другая вещь, а не скотина, то дело разбирается по шариату.
§ 184) Если один из владевших скотиной объявит, что она находилась у него раньше показанного в айнамал кагазе времени пропажи скотины у отобравшего, то дело разбирается по шариату.
§ 185) Во всех случаях, означенных в §§ 181-184, когда неправильность отобрания будет доказана, отобранное возвращается тому, у кого отобрано.
§ 186) Если опознан уворованный баран, то опознавший и пастух его, последний с одним родственником, присягают хатун-талах в том, что баран этот действительно принадлежит опознавшему. Но если опознание сделано не в стаде, то тот у кого баран найден, может после означенной выше присяги присягнуть также, что баран этот его доморощенный, и таким образом опровергнуть присягу опознавшего.
§ 187) Если найдены такие уворованные вещи, о которых посторонние лица не могут подтвердить, что они действительно принадлежат претендующему на них, то обвинение на того, у кого такие вещи найдены, допускается только как по подозрению вообще (§ 13 и след.), т. е. как если бы из уворованного ничего не было найдено.
§ 188) He допускается ни в каком случае опознание и отобрание, по правилам означенным в §§ 176 и 177, таких вещей, который не могут иметь особенных примет, напр., нескроенная материя, хлеб в зерне и в муке и проч.; на того, у кого найдены такие вещи, допускается только обвинение по подозрению.
§ 189) Если найдены уворованные вещи, но в числе этих вещей есть часть таких, которые могут быть опознаваемы, а другая часть таких, которые по § 188 не опознаются, то принадлежность первых доказывается, как объяснено в §§ 176 и 177, a о последних претензия предъявляется как по подозрению.
§ 190) Когда уворованная вещь найдена лежащей во дворе, или в другом подобном месте, и хозяин двора объявит, что она подброшена, то двумя посланными от джамаата осматривается, была ли возможность пройти во двор не через ворота, и если найдено будет, что вещь могла быть принесена во двор без ведома хозяина, то претензия допускается только как по подозрению. Если же по осмотре найдено будет, что вещь не могла быть подброшена, а также если замечено будет, что хозяин двора старался ее скрыть, то вещь отбирается, и с хозяина двора делается взыскание, как за воровство, хотя бы найденная вещь принадлежала к таким вещам, о коих говорится в §§ 187 и 188.
§ 191) Если найдены будут у кого в доме мясо, голова, кожа или только часть кожи уворованной скотины, или обломки и обрезки уворованной вещи, и тот, у кого сделано воровство, признает, что это от скотины, или вещи уворованной у него, то должен подтвердить это присягою. Виновным в воровстве признается или хозяин дома, где найдено вышеозначенное, или тот, от кого вещь ему передана, соображаясь с адатами, изложенными в §§ 179, 180 и 190.
§ 192) Кто не допустит дом свой до обыска, а равно, если тот, у кого опознана ворованная вещь, не дозволит исполнить все, что требуется при опознании, тот признается вором наравне с тем, вина коего доказана; но хозяин дома может прежде обыска сам обыскать пришедших для обыска, не принесено ли ими таких вещей, который могут быть подброшены.
§ 193) Во всех случаях, означенных в §§ 177, 180, 186 и 191, присяга обвиняющего допускается и на тех лиц, на коих по одним подозрениям присяга не допускается, равно и по претензиям с жителями Кабадаргинского магала (§ 28).
§ 194) Если вместе с найденной вещью были уворованы и другие вещи, принадлежащая тому же самому, или другому лицу, то хозяин уворованных и не найденных вещей, может объявить подозрение в этом воровстве, на того, кто обвинен в воровстве найденной вещи, хотя бы прежде на него обвинение по подозрению не допускалось.
§ 195) Если на месте воровства оставлена вором какая-нибудь собственная вещь, то хозяин этой вещи признается за вора, и более никаких доказательств не требуется.
Примечание. Для доказательства, что оставленная вещь действительно принадлежит обвиняемому, требуется, чтобы принадлежность ему этой вещи подтвердили односельцы его без присяги, без чего претензия может быть взведена только как по подозрению вообще.
§ 196) Если из уворованных вещей ничего не найдено и никаких улик к обвинению нет, то допускается обвинение или свидетелями, которые присягают хатун-талах, или по подозрению.
§ 197) Если обыск сделан только в одном доме и ничего не найдено, то на хозяина этого дома претензия по подозрению не допускается. Если же обыск сделан в нескольких домах, то подозрение допускается и на хозяев этих домов, хотя бы при обыске ничего не было найдено.
§ 198) Когда претензия предъявляется по одному подозрению, то претендатель присягает Кораном, с родственниками. Число родственников при присяге определяется ценностью уворованного; если цена уворованного не превышает стоимости одной лошади, то присягает шесть родственников; при воровстве на большую сумму – двенадцать родственников.
§ 199) Когда потребуется очистительная присяга от обвиняемого, то он присягает Кораном, с родственниками, также сообразно цене уворованного (§ 198).
§ 200) Кто был прежде обвинен в воровстве, не по одному только подозрению, а доказательствами, тот, в случае учиненной у него покражи, не может ни на кого присягать по подозрению, а если не может представить свидетелей, то требуется очистительная присяга от подозреваемого.
Примечание. Ограничение это не относится до случаев, изложенных в §§ 177, 180, 186 и 191.
§ 201) Оценка уворованных вещей делается без присяги посторонними, знавшими уворованное. Оценку таких вещей, коих посторонние не могли знать, напр., домашняя утварь и проч., делают также два посторонние лица, без присяги, которые, основываясь на показании хозяина, сколько каких вещей уворовано, определяют цену уворованного, а хозяин эту оценку подтверждает присягою, с двумя родственниками, хатун-талах.
§ 202) За воровство определяются следующие взыскания:
1. Когда уворованная вещь найдена, то возвращается, а если уворована была скотина, то при этом претендателю дается еще одна такая же.
2. Если вещь не возвращается, или когда обвинение сделано по подозрению, то дается подобная уворованной вещи, по выбору претендателя (§ 73).
3. Если уворована скотина и опознана на основании § 176, то сверх определенного в 1 п. взыскания, берется с обвиненного за издержки на отыскание уворованного (рушпет): за каждую лошадь, буйвола, катера – по 2 руб.; за быка и корову (не менее 3-х лет), жеребенка (менее 3 лет) и ишака – 1 рубль. За прочую скотину и за другие вещи рушпет не платится.
§ 203) Сверх определенного в § 202 удовлетворения потерпевшего, взыскивается штраф определенный в том обществе, к которому принадлежит обвиненный.
§ 204) За воровство из мечети, мельницы, с пашни и гумна, а также хлеба в колосьях штраф взыскивается вдвое.
§ 205) Если вор сознается добровольно в учиненном воровстве, когда на него не падало никакого подозрения, и другой в воровстве этом не был обвинен по подозрению, то кроме возврата уворованного, он никакому взысканию не подвергается.
§ 206) Если хозяин уворованного сам прежде подвергался взысканию за воровство, то, кроме удовлетворения по цене уворованного, он ничего не получает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс