ДОКТОР ХУСЕЙН ХАМИД ХАССАН
ПРАВО НА ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В ИСЛАМЕ
1. Величие Ислама, возвышенность его законов, забота его справедливой экономической системы о потребностях человека и об интересах общества ярче всего проявляются в принципах распределения богатства, установленных шариатом, цель которых – обеспечение равновесия между интересами личности и общества.
Ислам гарантирует право личности обладать собственностью, заработанной своим трудом, и защищает ее. При этом Ислам не делает различия между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, инструменты и пр.) и на потребительские товары, производимые этими средствами производства (одежда, продукты, транспортные средства и пр.), транспорт и т.д.
Обеспечив право частной собственности на все виды имущества и богатства, а также защитив это право от любых посягательств, шариат утвердил справедливые принципы, дающие возможность рабочему и тому, кто прилагал какие-то усилия, овладеть плодами своего труда, этих усилий.
Всемогущий Аллах говорит:
«Кто творил благое, то для самого себя…» (41:46) ;
«… и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его…» (99:7);
«И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины (3:195)
Признавая право на собственность, Ислам учитывал естественное стремление человека владеть, обладать чем-либо. Аллах вложил в человека этот инстинкт для его же собственной пользы, ибо он дает ему стимул умножать свои усилия, с ответственностью относиться к работе, активно исследовать новые природные ресурсы и расширять производство. Все это приводит к процветанию общества и благу общины.
Исламский закон (шариат), с одной стороны, защищает право человека на частную собственность так же, как он защищает его жизнь и достоинство, а с другой – дает и обществу право на эту собственность взамен предоставляемой защиты. Имеется в виду право государства на взимание части этой собственности и ее распределение между нуждающимися нетрудоспособными больными, малолетними, инвалидами, стариками, женщинами, теми, кто не имеет работы и не может заработать себе на пропитание, хотя способен и готов это делать, а также не имеющими достаточных средств для содержания семьи.
Все эти люди должны получать свою долю из богатства общины и тех людей, которым Аллах дал возможность работать и зарабатывать.
Аллах говорит:
«Веруйте в Аллаха и Его посланника и расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками!» (57:7);
«… и давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам» (24:33);
«…в имуществах которых известное право для просящего и лишенного…» (70:24-25).
Ислам проявил замечательную мудрость, построив систему частной собственности на принципах справедливости и милосердия. Справедливость требует, чтобы трудящийся владел продуктом своего труда. Милосердие подразумевает, что те, кто способен трудиться, должны оказывать финансовую поддержку нетрудоспособным, тем, кто не может найти работу, а также тем, чьи разумные потребности превышают размеры их дохода. Эти три группы имеют право на установленную долю в состоянии имущих людей – Закят.
Законы Ислама предусматривают, что бедные и нетрудоспособные не брошены на милость богатых в ожидании случайных благодеяний с их стороны. Ведь сердца богачей могут стать скупыми и твердыми, как камень, когда люди перестают верить в Аллаха и отдаются своим инстинктам.
Всевышний говорит:
«Так нет! Вы сами не почитаете сироту, не поощряете накормить бедняка, пожираете наследство едой настойчивой, любите богатство любовью упорной» (89:17-20).
К тому решению, которое предлагает Ислам для проблемы собственности, человечество до сих пор еще не подошло. Капитализм на Западе, как показывает история, не знает милосердия, доброжелательности и благочестия. Наоборот, он проявляет крайнюю жестокость по отношению к обездоленным, сиротам, больным и старикам; он никогда не протянет руку помощи тем, кто пострадал в результате различных бедствий и несчастий.
2. Одна из главных целей утверждения мудрым Божественным Законодателем права человека на частную собственность – назначить своего рода хранителя и попечителя собственности общины, с которого будет спрошено его Господом за то, как он обращался с нею. И он будет наказан, если из-за расточительности не сможет сохранить ее. Человек должен стремиться всеми путями охранять и умножать собственность, использовать ее и извлекать прибыль. Те, кто знаком с человеческой душой и ее инстинктами, согласятся, что предоставленные человеку права на частную собственность являются лучшим стимулом для ее защиты и увеличения. Рассматривая частную собственность и получаемую от ее эксплуатации прибыль в качестве части общественного богатства, экономическая система Ислама уникальным образом устанавливает равновесие между потребностями личности и общественными интересами. Это стало возможным только из-за того, что эти принципы были провозглашены Самим Мудрым и Знающим Аллахом. С одной стороны, Ислам дает человеку право владеть тем, что он зарабатывает своим трудом, поощряя его упорнее трудиться и больше производить. С другой – он дает на эту собственность известное право нетрудоспособным членам общества и тем, чей доход недостаточен для обеспечения их семьи.
Сравним эту систему с социалистической.
Социалистическая экономика лишает личность результатов ее труда и рассматривает все средства производства и природные богатства как собственность государства. Она, следовательно, не обеспечивает должной защиты этой собственности, не дает стимулов развивать ее, эффективно эксплуатировать и извлекать прибыль. Государственная собственность практически отдана на разграбление тем, кто ее якобы охраняет, т.е. партийной и административной верхушке; она разворовывается, портится и просто гибнет. Отчеты об экономическом развитии социалистических стран свидетельствуют, что экономическая ситуация там не поддается лечению. Правительства вынуждены создавать специальные органы по охране этой собственности, однако в большинстве случаев их сотрудники сами занимаются ее хищением.
Еще в 1966 году в одном из таких отчетов Россия открыто признавала, что четверть всех преступлений в государстве связана с посягательством на государственную собственность. И, несмотря на все усилия, изменить положение не удалось.
Плачевная ситуация в экономике объясняется упразднением частной собственности. Причина бед ясна. Нет никого, кто несет ответственность за сохранение этой собственности и содержание ее в надлежащем состоянии.
Стимулом для сохранения и защиты собственности могут быть лишь или страх перед Аллахом, или личный интерес того лица, которое оберегает ее и умножает. К сожалению, ни того, ни другого факторов не существует в системе, которая, во-первых, не только отрицает существование Аллаха, принуждая народ отвернуться от Бога, но и провозглашает атеизм основным принципом идеологии государства, а, во-вторых, отказывает своим гражданам в праве на частную собственность. Таким образом, это общество лишает граждан как моральных, так и материальных стимулов, которые могли бы побудить их защитить государственную собственность и предотвратить посягательства на нее. Только Ислам является единственной системой, способной позаботиться об интересах общины, защитить ее капитал и средства производства от расхищения и обеспечить значительный прогресс во всех сферах жизни. Человечество само не в силах создать подобную сбалансированную и эффективную систему, даже если объединит для этого все свои интеллектуальные силы.
Мы уже говорили, что в России были созданы специальные органы по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями, но сотрудники сами активно участвовали в расхищении государственной собственности. Были образованы специальные комитеты по контролю за деятельностью промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий, но и с ними произошло то же самое. В обоих случаях извлекли для себя выгоду именно государственные чиновники и партийные функционеры в то время, как простые труженики были лишены законной доли в результатах своего труда, а их зарплаты едва хватало на повседневные нужды. Рядовой человек не мог приобрести по твердым ценам даже продукты и предметы первой необходимости, так как власть предержащие скупали все до того, как товары поступали в открытую продажу. Люди были вынуждены покупать все по высоким ценам, но и за это давать чиновникам взятки. Существует ли какая-либо другая экономическая система, более жестокая и более эксплуататорская, в конечном счете, чем социалистическая, отнимающая у людей все моральные и материальные стимулы, необходимые для защиты общественного богатства? Таким образом, социализм противоречит натуре человека, отвергает справедливость, не может удовлетворить потребности людей и является причиной финансовых и материальных потерь, которые несет общество. Это еще раз подтверждает мысль, что только Ислам дает миру гармоничную экономическую систему, полностью отвечающую интересам общества.
Всевышний Аллах говорит: «Кто же лучше Аллаха, по суду для народа, обладающего уверенностью?» (5:50).
3. Упразднение частной собственности на средства производства при социализме привело к различного рода социальным недугам и нанесло непоправимый ущерб экономике, что явилось причиной окончательного краха всей социалистической системы. Это произошло из-за полного игнорирования натуры человека, ибо, уничтожив частную собственность, социализм лишил людей стимула к упорному труду, творчеству, новым открытиям. Частная собственность предоставляет справедливую возможность одаренным, способным членам общества владеть результатами своего труда, направленного на увеличение национального богатства. Цель этого принципа – обеспечить стимулирование, мотивацию действий человека и направить его экономическую активность на пользу и процветание человечества.
Это объясняет нам также причину того, почему один богаче, другой беднее. Этого неравенства требует справедливость, ибо в этом случае учитываются различия в интеллектуальных и физических потенциалах людей. Природными способностями, талантами и свойствами характера наделяет человека Сам Мудрый Создатель.
Некоторые люди трудятся много и напряженно, чтобы заработать на хлеб насущный, в то время как другие проводят время в праздности. Соответственно те, кто больше трудится, вознаграждаются результатами своего труда, которые зачастую намного превышают их потребности. С другой стороны, бездельники не могут заработать средств на удовлетворение даже насущных нужд. О тех же, кто физически не способен трудиться или чей заработок, несмотря на все их усилия, не может удовлетворить их потребности, Ислам проявляет заботу, обеспечивает им достойную жизнь, возлагая на имущих людей обязанность уплаты закята с их богатства, если оно превышает определенный минимум, известный как «нисаб».
Коран говорит: «…в имуществах которого известное право для просящего и лишенного…» (70:24-25).
Экономическое неравенство полностью согласуется с природой человека и принципами справедливости. Коммунизм представляет собой тщетную попытку упразднить его, что стоило человечеству миллионов жизней. Это была попытка совершить невозможное, противоречащее логике и природе человека, она создала хаос и привела к развалу экономической системы социализма. Коран говорит о тех, «…усердие которых заблудилось в жизни ближней, и они думают, что они хорошо делают» (18:104).
Проповедники коммунизма заявляли, что отмена частной собственности – единственное средство уничтожения эксплуатации, присущей экономической системе капитализма. Они показали этим не только свою наивность и недальновидность, но и отсутствие искренности и стремления объективно взглянуть на проблему.
Ислам же, наоборот, проявил уникальный подход к решению данного вопроса, обеспечив гармонию и равновесие между личными и общественными интересами. Он признает право частной собственности на все виды средств производства, обеспечивая при этом необходимую защиту от возможных отрицательных явлений. Ислам установил ограничения на использование средств производства, запретил все формы эксплуатации, установил для людей компенсации за возможные экономические потери, явившиеся результатом неумелого использования этой собственности, а также установил определенную долю от собственности имущих для нетрудоспособных и всех тех, кто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь.
Принципы распределения экономического богатства и средств производства, на которых строится экономическая система капитализма, являются по сути своей эксплуататорскими и противоречат всем нормам справедливости. Несмотря на провозглашенное Западом равенство людей и их возможностей, он не смог осуществить этот принцип в сфере экономики, чтобы каждый человек мог свободно проявлять свою экономическую активность.
Капитализм дает богатым неограниченное право использовать свой капитал в ущерб интересам неимущих, в частности получать прибыль и ссудный процент, т.е. заниматься ростовщичеством, без всякого участия в какой-либо экономической деятельности и в производстве. Капиталисты накапливают свое богатство, высасывая кровь у бедных тружеников, и отвергая право нетрудоспособных на свой капитал, они не признают прав бедных и обездоленных. Эта экономическая система строится на монополизме, накоплении товаров первой необходимости и спекуляции при полном игнорировании интересов простого человека.
Однако коммунизм предлагает средство, несущее еще большую опасность, чем все зло капиталистической системы. Серьезнейшая угроза обществу исходит здесь от отмены частной собственности и полного игнорирования интересов личности.
Ислам как религия и образ жизни строится на Божественном Откровении, ниспосланном Мудрым и Славным Аллахом, лучше, чем кто бы то ни было, знающим природу и потребности человека. И экономическая система, предписанная Исламом, стремится решить проблему, обеспечивая равновесие между личными и общественными интересами.
Ислам признает право человека на частную собственность и свободу распоряжаться ею по своему усмотрению, поскольку она приобретена его трудом. Эта концепция полностью согласуется с естественным инстинктом человека владеть, распоряжаться своей собственностью и извлекать из нее прибыль законным путем. Эта идея основывается на Исламской концепции свободы, которая предполагает, что человек свободно трудится и зарабатывает себе на жизнь, а, следовательно, имеет право владеть тем, что он получает в результате своих усилий. Вот почему Ислам вполне допускает экономическое неравенство людей, ибо они неодинаково наделены Аллахом инициативой, умственными и физическими способностями. Вот почему различия в уровне экономического благосостояния естественны, ибо предопределены свыше.
Хотя Ислам и дает человеку свободу владеть и распоряжаться собственностью по своему желанию, он устанавливает некоторые ограничения и определяет человеку ряд социальных обязанностей, чтобы защитить и соблюсти интересы общества. Ведь, по сути дела, признав за человеком право собственности и дав ему возможность реализовать это право, Божественный законодатель Аллах и стремился соблюсти интересы общества, примирить частные и общественные интересы. С этой целью Ислам возложил на владельца собственности или средств производства уплату определенных налогов с получаемой им прибыли и выполнение ряда моральных обязательств.
Таким образом, Ислам противостоит коммунистической идеологии, настаивающей на упразднении частной собственности на средства производства и не дающей гражданам свободы предпринимательства. Эта концепция противоречит естественным побуждениям человека обладать и распоряжаться собственностью.
В то же время Ислам отличается и от капитализма, предусматривающего абсолютную свободу личности в том, что касается владения, распоряжения, эксплуатации собственности, но игнорирующего права общества на эту собственность и на прибыль от ее использования и предающего тем самым интересы нетрудоспособных и обездоленных граждан, которые не получают своей доли от общего богатства.
Утверждая свою уникальную и сбалансированную экономическую систему, Ислам дает справедливое решение проблемы частной собственности и распределения дохода, свободное от недостатков и ошибок как капиталистической, так и социалистической систем. Это единственное экономическое решение, соответствующее природе человека и отвечающее одновременно как личным, так и общественным интересам. Только Ислам способен обеспечить экономическое развитие и высокую производительность.
Всемогущий Аллах провозгласил:
«И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих» (17:82).
4. Мусульманские ученые и правоведы изучали и обсуждали вопросы, связанные с использованием природных ресурсов и средств производства (например, пустующие земли, а также находящиеся на их поверхности и скрытые в недрах полезные ископаемые или произрастающие на пашне сельскохозяйственные культуры); разъяснили Исламские предписания, касающиеся распределения этих богатств за тысячу лет до того, как к этим проблемам обратились ученые-экономисты систем, созданных людьми.
Мусульманские ученые пришли к выводу, что природные полезные ископаемые и средства производства принадлежат общине в целом. Ни один человек или группа лиц не имеют права монополизировать их. В обязанность государства вменяется разрабатывать, эксплуатировать и извлекать из них прибыль в общих интересах общины. В том случае, если государство не в состоянии их использовать, оно разрешает этим заниматься отдельным лицам с соблюдением принципов справедливости и общественных интересов. Кроме того, Исламская экономическая система дает всем людям равные права и возможности для участия в экономической деятельности, чтобы получать свою долю богатства, щедро ниспосланного людям Аллахом. Ислам полностью признает право личности владеть и распоряжаться той долей общего богатства, которая является результатом его труда и усилий.
Исходя из этого же принципа справедливости, Ислам допускает неравенство в распределении богатства и дохода в полном соответствии с трудовым вкладом и способностями разных людей.
Этот принцип справедливости действует не только в этой жизни, но и в будущей, в загробном мире. В Судный день каждому будет отмерено из благ рая в соответствии с его деяниями, со степенью его благочестия, добродетельности, искренности в поклонении Господу.
Всевышний не дает пропасть награде за добрые деяния, в частности, за обустройство земли, использование ее природных сокровищ как формы поклонения Аллаху.
Коммунизм отверг справедливость и вступил в противоречие с естественными стремлениями человека, запретив частную собственность на средства производства и тем самым отняв у него стимул для роста производства с целью получения личной прибыли.
Если мы добавим к материальным потерям еще моральные и духовные, выразившиеся в антирелигиозной пропаганде, то можно будет сказать, что коммунизм явился самым большим злом, от которого когда-либо страдало человечество. Отрицая существование Всевышнего Аллаха и принцип воздаяния в загробной жизни за все содеянное на земле, он сам не имеет никакой концепции, которая бы утверждала, что, работая на развитие экономики страны, человек одновременно осуществляет высочайший акт поклонения, за что он будет вознагражден. Этим самым он лишает своих последователей очень важного стимула. К тому же коммунизм не признает права личности на частную собственность на средства производства и плоды своего труда. Этим уничтожается единственный материальный стимул, который может подвигнуть человека на самоотверженный труд – основу материального и экономического прогресса. В результате экономика всех социалистических стран терпит крах.
Еще в 1974 г. в своей статье в газете «Аль-Ахрам» бывший министр торговли и промышленности Египта Саба Хабаши приводил сведения о том, например, что американский фермер производит в три раза больше продукции, чем российский на государственной земле той же плодородности. Это неоспоримо еще раз доказывает, что частная собственность – фактор роста производства и национального богатства.
Ислам, как мы уже объясняли, является религией, учитывающей природу человека, его натуру, поэтому он признает и защищает частную собственность как стимул к максимальному увеличению производства. Но он идет дальше и дает также моральный стимул, играющий гораздо более важную роль. Он базируется на твердой вере мусульман в то, что напряженный труд, обеспечивающий как средства существования, так и развитие экономики страны, является актом поклонения Аллаху, что принесет человеку заслуженную награду в Судный день.
Надежда на воздаяние в загробной жизни поощряет человека на напряженный самоотверженный труд. Если человек лишен законной доли в результатах своего труда из-за несправедливости в этом мире и не надеется ни на какую награду в потустороннем, то его жизнь станет несчастной и беспросветной. Это и произошло в социалистических странах, пришедших к полному краху.
5. В отношении залежей полезных ископаемых и различных минералов в трудах по правоведению говорится, что, если они лежат на поверхности и для их разработки не требуется особого труда, то они не могут быть объектом частной собственности. В соответствии с экономическими представлениями Ислама, труд – единственный фактор, оправдывающий право человека владеть какими-либо природными ресурсами. В данном же случае от человека не требуется особых усилий, чтобы принести пользу всему человечеству, Всемогущий Аллах благодаря своей щедрости предоставил их в готовом виде, и поэтому Ислам не позволяет человеку или группе лиц монополизировать такое природное богатство, захватывать его в свое исключительное пользование.
Такие природные ресурсы, как справедливо отмечает Ибн Акиль аль-Ханбали, – милость Аллаха, которую он предоставил на пользу всем. Поэтому, если одному человеку разрешить владеть ими, лишая других возможности их использовать, это создаст для них проблемы. Продажа владельцем этих ресурсов будет противоречить Исламу, так как получится, что человек обогащается, не приложив никакого труда.
Это типичный пример Исламской социальной справедливости, которую он стремится претворить в жизнь. Он показывает мудрость и дальновидность Ислама, все правила и предписания которого направлены на пользу людям.
Подземные же, скрытые природные богатства, которые нуждаются в приложении усилий человека, чтобы стать доступными для использования, Мудрый Аллах разрешил сделать объектом частной собственности. Цель этого разрешения – поощрить людей к напряженному труду для освоения и разведки ресурсов, что, в свою очередь, послужит расширению производства. Это важная обязанность, возложенная на человечество, за выполнение которой Аллах обещал награду в загробной жизни.
Всевышний Аллах говорит: «Он вас взрастил из земли и поселил вас на ней» (11:61), т.е. Господь повелел вам обустраивать землю и использовать ее богатства.
Ислам проявил мудрость, установив, что человек имеет право владеть тем, что он производит сам или открывает своим трудом. Это материальный стимул в дополнение к награде, обещанной в будущей жизни. Цель этой меры – побудить человека упорно трудиться, разрабатывая природные ресурсы и увеличивая производство. В этом случае он сможет удовлетворить свои потребности и создать такие условия, при которых оставшееся время он сможет посвятить поклонению своему Господу и распространению Божественного Послания.
Ибн Кудама Аль-Ханбали придерживается мнения, что человек, открывший залежи, имеет право владеть тем, что он сам смог выкопать, а не самими залежами или шахтой, которые должны оставаться коллективной собственностью общины. Школы правоведения имама Ахмада и имама Шафии придерживаются этой точки зрения, поскольку она защищает как интересы личности, так и общества. Человек получает то, что сможет поднять на поверхность сам, а община сообща пользуется остальным.
Поскольку это особое право установлено законом для конкретного случая, оно должно применяться именно в его рамках и не распространяться на коллективные права общины. Это означает, что подобные месторождения или шахты (рудники) не могут передаваться в частную собственность. Однако конкретному человеку может быть дано право разрабатывать их и получать от этого прибыль. При этом он не является их владельцем и не может использовать их исключительно для собственных нужд.
В отношении собственности на подземные залежи (такие, например, как золотые и серебряные рудники) Маварди говорит: «Существует два мнения. Одно из них гласит, что человеку может быть дано право собственности на рудники, и, следовательно, он может продать их и передать в законное наследство. Второе мнение утверждает, что человек имеет право эксплуатировать их, но не владеть ими, т.е. получать от них доход, пока он находится на месте с целью их эксплуатации. Но как только он оставляет рудники, его право получать от них прибыль аннулируется, и рудник или шахта становится доступна для эксплуатации другими. Если же человек при обработке пустующих или неплодородных земель обнаруживает лежащие на поверхности или под землей ископаемые, он получает право владеть ими, как если бы это был выкопанный им колодец или источник воды».
Ибн Кудама предпочитает точку зрения, утверждающую, что человек, обнаруживший залежи ископаемых, на законном основании имеет право владеть участком земли, на котором они находятся, по аналогии с неиспользуемой, пустующей землей, которой может владеть тот, кто возделает ее для своей пользы. Обосновывая это, Ибн Кудама говорит: «Наши ученые утверждают, что правитель мусульманской общины не может отдать их во владение кому-либо, так как разработка их не означает обретения им права собственности. Однако правильным все же будет считать, что передача их в собственность человеку является законной. Ведь Пророк отдал во владение Билялю рудники на юге вместе со всем, что было и на поверхности, и в недрах».
Все законоведы соглашаются, что в случае, если рудники заброшены и не используются государством, труд является законной основой для овладения ими каким-либо лицом. Другое дело, что могут существовать разногласия по поводу того, будут ли они его собственностью или это просто право добычи полезных ископаемых. Они также считают, что Исламское государство может дать право эксплуатировать такие месторождения какому-либо лицу или группе лиц, если само не в состоянии этого сделать или считает, что это принесет больше пользы общине.
6. Исламский закон считает человека, который возделал участок заброшенной, пустующей земли или построил на ней что-либо, ее действительным владельцем. Руководитель общины должен с использованием всех средств государства привлекать как можно больше земель к производству, застраивать их. Пустующие участки не должны стоять без дела; нельзя препятствовать кому-либо использовать их. Они должны распределяться среди тех, кто может осуществить на них различные прибыльные проекты; в результате это послужит развитию экономики страны и увеличению производства. Ведь процветание государства в огромной степени зависит от процветания его граждан. Валовой национальный продукт представляет собой сумму продукции отдельных производителей, т.е. всех граждан.
Абу Юсуф пишет: «Имам (руководитель мусульманской общины) должен делить такую землю на участки и передавать их тем, кому пожелает. По моему мнению, ни один участок такой земли не должен остаться без дела, их все нужно раздать людям или как-то эффективно использовать по иному, что даст возможность получить максимальный доход от земли».
Ислам признает право собственности на переданную в пользование землю только в том случае, если человек ее действительно возделывает, т.е. употребляет для какого-либо прибыльного дела, прилагая труд, чтобы сделать ее полезной для людей, – строит дом, выращивает урожай и т.д. Только выполнение этого условия составляет законную основу для частной собственности на землю.
Данный принцип предполагает, что государство может передать лицу или группе лиц только такую землю, которая нуждается в усилиях для ее обустройства. В этом случае труд крайне необходим для эксплуатации заброшенной земли или месторождений, обнаруженных в ней. Отсюда следует, что те полезные ископаемые и ресурсы, для эксплуатации которых не требуется усилий со стороны человека, имам не может отдавать другим лицам, поскольку это может привести, в конце концов, к монополизации таких земель, т.е. недопущению других к их использованию. Исламская экономическая система ни в коем случае не допускает, чтобы лежащие на поверхности земли ресурсы, такие, как вода, сера, соль, не требующие усилий человека для их эксплуатации, были отданы в собственность какому-либо лицу или группе лиц. Причина здесь ясна: отсутствует законная основа обладания этими ресурсами – труд. К тому же, Всемогущий Аллах создал их в готовом виде на пользу всему человечеству. Вот почему они принадлежат всему обществу и не могут быть объектом собственности отдельных лиц. Такова концепция Исламской социальной справедливости, являющейся отличительной чертой экономической системы Ислама, каждая деталь которой была тщательно разъяснена самим Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Абу Убайд передавал со слов Аб’яда ибн Хмаля, что Посланник Аллаха отдал ему (Аб’яду) месторождение соли. Когда тот ушел, Посланнику сказали: «О, Посланник Аллаха! Знаешь ли ты, что ты отдал ему? Это все равно, что отдать постоянно текущую воду!» И Посланник забрал у него то, что дал.
Посланник вернул общине залежи соли, когда ему сказали, что они похожи на источник или колодец, вода в котором не иссякает, а эти залежи крайне нужны людям, для их использования не требуется прилагать никакого труда.
Следовательно, лежащие на поверхности ресурсы, эксплуатация которых возможна без приложения усилий, принадлежат всему обществу. Ислам, следовательно, запрещает владеть ими человеку или группе лиц, поскольку остальные будут лишены столь необходимых им ресурсов, а владельцы будут испытывать искушение продавать их по завышенным ценам, что сделает их недоступными для других.
При обсуждении подобных тонких экономических вопросов мусульманские ученые и законоведы находят на них ответы непосредственно в Коране и Сунне Пророка. Еще тысячу лет тому назад ими были написаны на эту тему ценные оригинальные работы.
7. Вряд ли кто-либо сможет оспаривать заслугу Ислама в разработке уникальной экономической системы, основанной на частной собственности и гармоничном равновесии между личными и общественными интересами. Она является, несомненно, наиболее справедливой, ибо в отличие от созданных человеческим разумом, она основана на откровении Божьем. Экономическая система Ислама, как уже говорилось, считает частную собственность абсолютно законной и дает владельцу право ее эксплуатации, и свободу распоряжаться ею, и извлекать из нее прибыль, однако одновременно вводит некоторые ограничения, принципы и правила, предусматривающие, что это право является инструментом обеспечения коллективных интересов общины.
Так, владелец собственности имеет перед другими преимущество в ее эксплуатации для удовлетворения личных потребностей. Но как только его нужды удовлетворены, он уже не имеет права препятствовать другим использовать ее при условии, что при этом ему не будет нанесен ущерб.
По этому поводу Пророк указывал, что богатство людей постоянно растет в процессе расходования излишков, превышающих их потребности, на нужды бедных. Он приводил при этом в пример пастбища на окультуренных землях, принадлежащих человеку, который их возделал, и воду из колодца, вырытого на частной земле, поскольку пастбище постоянно возобновляется при его использовании, а вода постоянно прибывает при ее расходовании.
Итак, собственность утверждена Исламом для удовлетворения как личных, так и коллективных интересов общины. Цель передачи ее частному лицу заключается в том, чтобы поставить ее на службу как ему лично, так и всем членам общины. Аллах, устанавливая Свои законы, не собирался ни лишать других права использовать объект собственности, ни ущемлять интересы собственника. Мы видим, что Ислам стремится излечить недуги, характерные для частной собственности при капитализме, но делает это, не допуская ошибок социализма, уничтожившего частную собственность, а вместе с ней – все стимулы и сам дух труда и соревновательности, что нанесло непоправимый ущерб как личным, так и общественным интересам.
Говоря о предписаниях и справедливых принципах частной собственности, дарованных людям Всемогущим Аллахом, можно привести ряд хадисов, переданных Абу Убайдом в его труде «Аль-Амваль».
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха говорил: «Нельзя препятствовать доступу к воде с целью не дать доступа к излишней траве на пастбище».
Хасан рассказывал, что Посланник Аллаха однажды сказал: «Если кто-либо лишает людей доступа к излишней воде, чтобы не разрешать им пользоваться излишней травой на пастбище, то Аллах обойдет такого человека Своей милостью в День воскресения».
В хадисе, рассказанном Даудом ибн Абдуаррахманом, говорится, что Пророк запретил продавать воду.
Поясняя смысл этих хадисов, Абу Убайд говорит: «По моему мнению, слова Пророка о том, что нельзя препятствовать человеку пользоваться излишней водой, чтобы лишить его доступа к излишней траве на пастбище, относятся к земле, находящейся в частной собственности, на которой в изобилии имеются трава и вода, хотя владелец для этого не прилагает никаких усилий.
Пророк имел в виду, что владелец такой земли не может препятствовать людям пользоваться ее благами, если остается большое количество их после удовлетворения им своих потребностей и потребностей своего скота».
На этом основании законоведы считают неприемлемым продажу воды и пастбищ. В хадисе, переданном Суфьяном, говорится, что Пророк не одобрял таких сделок.
В хадисе, переданном Икримой, говорится, что Пророк сказал «Не ешьте на деньги от продажи дерева, так как это незаконно». Здесь под деревом он подразумевал и траву на пастбище, и что-либо подобное этому.
Абдаллах ибн Амр рассказывал, что управляющий его землей в Аль-Вахте написал ему, что он закончил полив, а оставшуюся воду его просят продать за 30 тысяч дирхемов. Абдаллах ибн Амр ответил: «Не продавайте ее. Пейте сами и давайте пить вашим родственникам, сколько сможете. Я слышал, как Посланник Аллаха запрещал продавать лишнюю воду».
Из приведенного хадиса ясно, что запрет относится к владельцу воды или земли; ведь если бы это было не так, нельзя было бы назначать за них цену.
В мире больше нет подобной экономической системы, которая связывала бы понятие частной собственности с принципами веры, соотносила бы ее с моральными и духовными ценностями, делала бы ее средством достижения благосостояния и процветания как личности, так и общества, отвергая при этом все формы монополизма, эксплуатации и социальной несправедливости. Только экономическая система Ислама внушает, что богатство, временно переданное под попечение человека, является на деле доверенным имуществом Аллаха – Создателя, Кормильца и Защитника.
Из этого следует, что человек как доверенное лицо Аллаха должен использовать это богатство в соответствии с установленными Им предписаниями и таким образом, чтобы человечество извлекло из этого пользу, но чтобы не страдали его собственные интересы.
В своей книге «Аль-Умм» имам Шафии пишет: «Что касается воды источников, колодцев и рек, их владелец может использовать ее для своих личных нужд и нужд своего скота, а также для полива посевов, если они есть. Но в случае, когда остается лишняя вода, ему не разрешается лишать других возможности пользоваться ею, т.е. пить ее. Однако другой человек не может поливать этой водой посевы или деревья без разрешения владельца. Из приведенных выше хадисов видно, что даже трава на пастбище является милостью Аллаха». Другими словами, Его милость – это тоже пропитание, которым Он щедро одарил всех мусульман. Поэтому никто не имеет права препятствовать людям пользоваться им, кроме случаев, когда на это указывает Сунна Пророка. Выражение «чтобы не дать доступа к излишней траве на пастбище» несет два значения: запрещение разрешенного действия, а также разрешение запрещенного действия, которые одинаково недопустимы.
Если это так, то средства для достижения разрешенного позволительны, а для достижения запрещенного запрещены. Лишение людей доступа к излишней воде будет запрещено, так как это равнозначно уничтожению того, без чего не могут обойтись все живые существа, включая людей. Ведь если доступа к лишней воде не будет, то не будет и доступа к лишней траве на пастбище.

Комментарии закрыты.