Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60). № 2. 2008 г. С. 274-276.
Елфимов В.О.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЫЧНОГО ПРАВА (АДАТА) ЧЕЧЕНЦЕВ XV-XX ВВ.
В статье автор анализирует региональные особенности обычного права у чеченцев, рассматривает отдельные нормы обычного права в различных регионах. Ключевые слова: обычное право, нормы обычного права, чеченцы.

Исследования проблемы обычного права чеченцев предполагает многоаспектный анализ его институтов, в том числе и его региональных особенностей. Чеченские адаты и их региональные особенности были порождены особыми условиями жизни чеченско¬го общества, как внешними, так и внутренними факторами.
На Северном Кавказе проживают много различных народов, однако чеченцы (само название нохчи) в настоящее время являются самым архаичным и автохтонным наро¬дом Северного Кавказа, который сохранил свои традиции, и до настоящего времени в значительной мере использует в своей правовой жизни нормы адата.
В настоящее время этнографы — кавказоведы делят чеченцев на три этнографиче¬ские группы по диалектным признакам их языка: к первой группе относятся чеченцы, проживающие на территории Чеченской Республики, ко второй группе — чеченцы-аккинцы, проживающие на территории Хасавюртовского района Дагестана, к третьей группе — чеченцы-кистинцы, проживающие на территории Грузии (район Панкиси).
Среди ученых нет единого мнения о том, когда чеченские племена начали прини¬мать ислам. Некоторые ученые считают, что ислам стал проникать в Чечню в XV в., другие считают, что ислам начал распространятся только в XVII -XVIII вв. Несомнен¬но, исламизация чеченских тейпов была длительным процессом. Первыми стали при¬нимать ислам чеченские тейпы, проживающие на берегах реки Сунжи. Это было связа¬но с тем, что эти земли попали под влияние дагестанских феодалов. Восточная равнин¬ная часть Чечни в XVI -XVII вв попала под власть шамхала Тарковского, который по¬степенно пытался исламизировать чеченцев. Сами чеченцы связывают проникновение на территорию Чечни ислама с деятельностью кумыкских миссионеров. Миссионеры осуществляли свою деятельность на территории Чечни мирно, но бывали случаи и во¬инственного миссионерства. Когда бы не началась исламизация чеченских тейпов на территории Чечни, по нашему мнению, до настоящего времени она еще не прекрати¬лось.
Автором в ходе полевых исследований 2001 г. было установлено, что в настоящее время адат имеет значительные региональные различия у горских и у равнинных тей¬пов Чечни. Понятие горских и равнинных тейпов было вновь введено в 90-х гг. ХХ в., когда примерно 180 чеченских тейпов (родов) начали делиться политиками, этногра¬фами, юристами по этногеографическому принципу. Деление на эти две группы было обусловлено не столько географическим положением этих тейпов в настоящий период времени, а прежде всего их политической ориентацией. Равнинные тейпы более исла-мизированы, их нормы обычного права имеют много исламских правовых новаций.
Горские тейпы менее исламизированы, ислам ими воспринимается только как религия, мусульманское право не имеет должного влияния на адат. Это связано с тем, что рав¬нинные тейпы значительно ранее, примерно на сто пятьдесят лет, восприняли ислам и исламские ценности, чем горские тейпы. У горских тейпов адаты подверглись меньше¬му влиянию ислама и носят больше языческих традиций, чем у равнинных. Автору не¬однократно приходилось слышать, как в обиходе у равнинных чеченцев, представите¬лей горских чеченских тейпов называют ичкерийцами ( Ичкерия — историческое назва¬ние горной местности, находящейся между Чечней и Дагестаном).
Известный ученый краевед Саид-Магомед Хасиев в своей статье, опубликованной в газете чеченской диаспоры «Даймехканаз» (Голос Отчизны), по этому поводу писал: «Есть адаты, возвышающие достоинства человека, помогающие ему стать выше. Им противостоят адаты, которые называют горско-языческими (ламкерсты)». По мнению исследователя, ламкерстами руководствуется не значительное количество чеченцев. У чеченцев есть народная легенда. Как-то абрек Зелимхан встретил на дороге женщину убитую горем. Он спросил, что случилось? — « У меня украли ребёнка», — ответила она. Зелимхан пустился в дорогу и вскоре он встретил двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребёнка матери, заклинал Богом, предками, но безрезуль¬татно. Когда Зелимхан перешёл к угрозам, мужчины зарубили ребёнка кинжалами, и сами пали от рук благородного абрека. По чеченским адатам кровная месть (чир) не может быть объявлена подростку, старику, женщине. Они не входят в круг чира ( то есть мести). Однако те, кто следует горско-языческим адатом, могут убить даже жен¬щину.
У чеченцев женщина-мать имеет особый статус. Это связано с тем, что женщина являлась хранительницей домашнего огня [1]. Мужчина только хозяин дома, а женщи¬на хранительница огня. У горских тейпов в настоящее время это по прежнему видно. Равнинные тейпы в своих адатах также чтят женщину, однако это почитание идёт из семейных взаимоотношений, когда уже взрослые сыновья почитают свою мать. Они также демонстративно почитают родственников по материнской линии. У чеченцев есть такая традиция исходящая из норм адата, что мужчина по дороге идет первым, женщина может идти только за ним. Чеченская женщина никогда не будет идти первой. При чём не важно является мужчина чеченцем или нет. У этого обычая древние корни: в древности, когда мужчина шёл по дороге, он мог встретить на дороге дикого зверя, либо врага. Мужчина должен был готов всегда защитить женщину от любых неприят¬ностей [2].
К началу XIX в. союзы тейпов ( тухкумы) имели каждый свой свод адатов. По об¬щим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на осно¬ве адата. Это связано с тем, что в первую очередь гражданско-правовые отношения раз¬виты в особенности в тех местах, где родоплеменные отношения подверглись большим изменениям, то есть в равнинной части Чечни. В правовой системе чеченцев не было наказания за воровство по законам шариата. Вора заставляли только компенсировать кражу. За кражу внутри тейпа у горских родов можно было даже быть изгнанным из рода. Равнинные тейпы также преследовали воров, однако вор мог компенсировать кражу, и изгонялся после повторного случая. Различия между горскими и равнинными тухкумами заключалось в том, что у горцев было не значительное количество кади (су¬дей) и улемов. Судопроизводство осуществляли муллы и старики джамаата (сообщест¬ва), у равнинных тейпов правосудие осуществлялось кади либо улемами, которых было не более одного на селение. Слабость религиозных властей чеченцев была связана с их финансовым положением.
Горские тейпы, в отличии от равнинных, дела о наследовании рассматривали ис¬ключительно на основе адата [3]. В соответствии с адатом собственность распределя¬лась между членами семьи. Даже если имелось духовное завещание, горские тейпы не отступали от норм адата.
В отличии от норм шариата адат позволял женщине развестись с мужем. В тех тухкумах, где влияние шариата было минимальным, женщины могли разводится с му¬жем по собственному желанию [4].
Ченские адаты запрещали родственникам до седьмого колена вступать в брак, од¬нако молочные братья и сестры в обход законов шариата могли вступить в брак. Неко¬торые равнинные исламизированные тейпы считали это позором. Бывали случаи, когда члены одного тухкума относились по разному к браку молочного брата и сестры. В случае такого брака религиозные власти были настроены однозначно против молодых. Однако авторитет старейшин рода, в этом случае, всегда был выше мнения муллы. В настоящее время это возможно лишь в ряде горных районов Чечни. Однако по нашим наблюдениям сейчас это встречается довольно редко.
Чеченские суды, когда в шли споры между тухкумами, зачастую смешивали адат и шариат. Судьи были выборными. Приговор признавался только когда судьями он вы¬носился единогласно. Это случалось очень редко, так как стороны выдвигали кандида¬туры судей. Очень часто при вынесении единогласного решения проигравшая сторона игнорировала приговор.
Необходимо указать, что хотя чеченская правовая система уже была сформирована в XIX в. и действовала значительное время на территории Чечни в XX в., однако, ре¬гиональные различия и особенности не дали возможности ей сформироваться в еди¬ную, общенациональную правовую систему.
Список использованных источников и литература:
1. Садулаев.М.С. Мифы и обряды чеченцев. — Грозный, 1993. — С. 18-20.
2. Садулаев.М.С. Мифы и обряды чеченцев. — Грозный, 1993. — С. 45.
3. Леонтович.Ф.И. Адаты кавказских горцев. -Одесса, 1882-1883. -С. 96-111.
4. Грабулин Н.М. Географическое описание Нагорного Дагестана и Чечни. — М., 1910. — С. 78.
Елфімов В.О. Регіональні особливості звичайного права (адата) чеченців XV-XX вв.
У статті автор аналізуе регіональні особливості звичаевого права у чеченців, роз-глядае окремі норми звичаевого права в різних регіонах.
Ключові слова: звичайне право, норми звичайного права, чеченці.
Elfimov V.O. Regional aspects of custom law for Chechens of XV-XX. In the article an author analyses the regional features of custom law for Chechens. In the article the separate norms of custom law are examined in different regions. Key words: custom law, norms of custom law, Chechens.

Поступила в редакцию 28.08.2008 г

Комментарии закрыты.