Исламское правление (Хомейни)

Аятолла Хомейни
ИСЛАМСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
Алматы, 1993 год

Предисловие переводчика
Имам Рухулла ал-Мусави ал-Хомейни родился 24 сентября 1902 г. в семье со строгими религиозными традициями в Хумайне, маленьком городке в нескольких сотнях километров на юго-запад от Тегерана. Его дед и отец оба были религиозными учеными. Первый, Саййид Ахмад, был известен как ал-Хинди, потому что часть своей жизни провел в Индии, где до сих пор живет дальняя ветвь семьи. Второй, аятолла Мустафа, был убит бандитами всего через пять месяцев после рождения Рухуллы, так что мать и тетка стали ответственными за его раннее воспитание. В 16 лет он потерял в течение одного года как мать, так и тетку, и тогда задача по руководству над его образованием легла на его старшего брата Сайида Муртазу (более известного впоследствии как аятолла Пазандида). Аятолла Пазандида вспоминал, что даже в юности Имам Хомейни проявлял большое благочестие, серьезность и решительность. По всеобщему мнению в Хумайне, ему предназначалась бурная карьера.
В 19 лет молодой Хомейни был отправлен в соседний город Арак изучать религиозные науки под руководством Шейха Абд ал-Карима Хаири, который был учеником великих ученых Шиитского учебного центра в Ираке, в особенности знаменитого Мирзы Хасана Ширази. Учение у Хаири сделало Хомейни наследником традиций, установленных великими личностями XIX века, традиций, заключающихся как в политической активности, так и в учености.
В следующем году Хаири получил приглашение от жителей и ученых Кума поселиться у них. Кум всегда был центром как образования, так и паломничества, но прибытие туда Хаири и последовавшая за этим реорганизация религиозного учебного института стали началом ряда усовершенствований, которые возвысили Кум до положения духовной столицы Исламского Ирана. Конечным и решающим проявлением этого стало движение всенародной оппозиции монархии Пехлеви, которое Имам Хомейни возглавил в Куме в 1962 году.
Указания на будущую роль Имама Хомейни появились уже тогда, в те ранние годы. Он достиг выдающегося положения среди многочисленных студентов Хаири, превосходства в обширном множестве предметов, но особенно в этике и разновидности духовной философии, известной в Иране как ирфан. В раннем возрасте, 27 лет, он написал по-арабски трактат по этим предметам – “Мизбах ал-Хидайа”, который был хорошо принят его наставниками. Многие видные соратники Имама Хомейни, ставшие известными во время Революции, например Аятолла Мунтазири, вспоминают, что их прежде всего привлекали в нем его эрудиция в этике и философии, и что его занятия, проводившиеся для них дважды в неделю в Куме, обычно посещали сотни людей.
Говоря об общераспространенной славе Имама Хомейни как революционного лидера, который достиг исключительной степени успеха в чисто политической сфере, может показаться удивительным, что сначала он добился известности как писатель и наставник, озабоченный благочестием и даже мистическими вопросами. Для Имама Хомейни, тем не менее, духовность и мистицизм никогда не означали социальной отстраненности или политической пассивности, а скорее созданием сильной основы, которая находила свое естественной выражение в общественно-политическом плане. Жизнь Имама Хомейни является ясным указанием на то, что Революция, совершенная Исламом, закономерно начиналась в моральной и духовной сфере. Об этом свидетельствовали занятия, проводимые им в Куме в 1930 г.. Темы морального и духовного характера постоянно переплетались с обсуждением проблем современности и призывами к слушателям посвятить себя их решению как части своего религиозного долга.
Ранние годы деятельности Имама Хомейни совпали с основанием Риза-ханом государства Пехлеви. Риза-хан превратил Иранскую монархию в современную диктатуру тоталитарного типа и сделал ее главной внутренней целью устранение Ислама как политической, общественной и культурной силы. Усилия, направленные на достижение этой цели, Имам Хомейни наблюдал непосредственно в Куме и по регулярно доходившим до него сообщениям из других городов, таких как Мешхед, Исфахан и Тебриз. Все, что он видел и слышал в эти годы, произвело на него глубокое впечатление. Репрессивные меры, направленные против религиозных учреждений в поздние годы второго и последнего шаха Пехлеви – Мухаммада Риза, были для него естественным и прямым продолжением того, что он испытал в период Риза-Шаха, отец и сын делали одно дело.
Первое публичное заявление политического характера сделано Имамом Хомейни в книге “Кашф ал-Асрар”, изданной в 1941 г.. Суть книги заключается в детальной, систематической критике антирелигиозного пути. Кроме того, она также содержит многочисленные открыто политические и критические выпады против правления Пехлеви.
В 1937 г. Хаири умер, и религиозную общину временно возглавил триумвират из его близких старейших соратников: Аятолла Садр, Худжат и Хвансари. Вскоре, однако, единственным лидером, унаследовавшим роль Хаири, стал Аятолла Буруджирди. Имам Хомейни активно выдвигал кандидатуру Буруджирди, от которого он ожидал использования возможностей положения высшего религиозного авторитета для того, чтобы бороться с властью Пехлеви. Он оставался близок с Буруджирди до его кончины в 1962 г., но над Буруджирди господствовали другие влияния: история считает его религиозным лидером огромного благочестия и административных способностей, но почти полностью инертным в политических делах.
После смерти Буруджирди не нашлось ни одного преемника на его место. Хомейни неохотно позволил обсуждать свое собственное имя, но в конце концов уступил настояниям близких соратников, которые в собрании своих решений по вопросам религиозной практики обнародовали, таким образом, безоговорочное признание его полезности как лидера и авторитета. Тем не менее, он не стал им, в основном из-за технических процедур, так как выдающееся положение Имам занял сперва в пределах Кума, а потом в стране. Большее значение имела его готовность противостоять шахскому режиму в то время, когда немногие отваживались так поступать. Например, он, один из ведущих религиозных ученых Кума, публично выказал поддержку студентам религиозного института, которые начали кампанию против открытия винных магазинов в городе.
Вскоре его внимание было посвящено более важным делам. Первый шаг последовал в октябре 1962 г., когда шах обнародовал указ, отменяющий требование, по которому кандидат на выборах в местные собрания был мусульманином и мужчиной. Имам Хомейни, объединившись с религиозными лидерами страны, энергично протестовал против этой меры; в конце концов она была отменена. Сама по себе эта мера не имела значения, так как выборы были совершенно формальными. Однако кампания против нее давала отправную точку для более всесторонней агитации против режима, так же как и возможность создания коалиции религиозных ученых, которые в будущем могли мобилизоваться для более существенных целей.
Следующий шаг был предпринят в 1963 году, когда шах начал объявлять о ряде мер по преобразованию политической, общественной и экономической жизни в Иране, которые в совокупности были названы “Белой революцией”. Видимость народного одобрения была достигнута мошенническим референдумом, проведенным 26 января 1963 г. Тем не менее, мероприятия по этим вопросам были правильно поняты большей частью иранского общества как навязываемые стране Соединенными Штатами и предназначенные для усиления власти и богатства шаха, а также усиления господства Соединенных Штатов, которое было установлено ЦРУ путем государственного переворота против премьер-министра Мухаммада Моссадыка в августе 1953 г. Имам Хомейни немедленно выступил с осуждением мошеннической “революции” и разоблачил лежащие в ее основе мотивы, прочитав в Мадраса Файзийа в Куме ряд проповедей, которые имели всенародный отклик.
Шахский режим ответил отправкой 22 марта 1963 г. парашютистов-десантников с тем, чтобы захватить Мадраса Файзийа. Много студентов было убито, а Мадраса разграблено. Отнюдь не испугав Имама Хомейни, этот случай ознаменовал начало нового периода решительной борьбы, которая была направлена не только против заблуждений и излишеств режима, но и против самого его существования. Нападение на Мадраса имело почти символическое значение, став примером проявления враждебности режима исламу и исламским учреждениям и жестоких, варварских методов, которыми эта враждебность выражалась.
На протяжении весны 1963 г. Имам Хомейни продолжал обличать шахский режим. Он сосредоточил свои выпады на его тиранической природе, на его подчинении Соединенными Штатами и расширении его сотрудничества с Израилем. Противостояние достигло нового пика в июне, с началом Мухаррама – месяца в мусульманском календаре, когда принял мученичество Имам Хусайн, внук Пророка, которого почитают и пытаются следовать его примеру. Его деятельность была близка борьбе против современных проявлений тирании. На десятый день месяца Имам Хомейни произнес в Куме историческую речь, повторив свои обвинения шахскому режиму и предупреждение шаху не следовать по такому пути, при котором народ радовался бы, когда он в конце концов был бы вынужден покинуть страну. Два дня спустя он был арестован в своей резиденции и подвергнут тюремному заключению в Тегеране.
Арест Имама Хомейни довел до высшей точки народную ненависть к шахскому режиму, а главное, привел к восстанию, потрясшему трон. В Куме, Тегеране, Ширазе, Машхаде, Исфахане, Кашане и других городах безоружные демонстранты противостояли обученной и вооруженной США шахской армии, которая по приказу стрелять на поражение убила не менее 15 000 человек в течение нескольких дней. Дата начала этого восстания – 15 Хурдада по принятом в Иране солнечному календарю, знаменует поворотный пункт в современной истории Ирана. Она утвердила Имама Хомейни как национального лидера и выразителя народных чаяний, обеспечившего борьбу против шаха и его иностранных покровителей последовательным идеологическим обоснованием в Исламе и открытием периода массовой политической активности под руководством религиозных лидеров вместо светских партий, которые были дискредитированы со свержения Моссадыка. Во всех своих проявлениях 15 Хурдада предвещало Исламскую Революцию 1978–1979 годов.
Восстание было подавлено, однако широкая общественность и религиозные ученые отказались смириться с заключением Имама Хомейни. Повсюду в стране продолжались волнения, и многие религиозные лидеры сошлись в Тегеране, настаивая на освобождении Имама Хомейни. Оно, в конце концов, состоялось 6 апреля 1964 г., сопровождаемое заявлением в контролируемой правительством печати, что Имам Хомейни согласился воздерживаться от политической деятельности, что было условием его освобождения. Это было немедленно опровергнуто Имамом, который с неослабевающей силой возобновил свои обличения режима.
Если требовались дальнейшие доказательства шахской опеки США, они последовали в октябре 1964 г., когда американскому персоналу был предоставлен оскорбительный для всех юридический иммунитет на иранской территории. Узнав, что иранский гуттаперчевый маджлис одобрил эту меру, Имам Хомейни провел бессонную ночь и на следующий день, 27 октября, он яростно осудил его в открытом попрании иранского суверенитета и независимости. Теперь шаху и его иностранным хозяевам стало ясно, что Имама Хомейни не запугать, и он (шах) решил выслать его в тщетной надежде на подрыв его влияния. Поэтому 4 ноября 1964 г. Имам Хомейни был снова арестован и в сопровождении агентов шахской тайной полиции отправлен в ссылку в Турцию.
После краткого пребывания в Анкаре Имам Хомейни был обязан поселиться в Бурсе, городке на западе Турции. Постоянное давление, оказываемое на шахский режим, позволило Имаму Хомейни покинуть Турцию и перебраться в более подходящее место для ссылки – Наджаф, один из святых шиитских городов Ирака. В октябре 1965 г. согласие (режима – Ред.) было получено, и Имам Хомейни отправился в Наджаф, который стал его домом на 13 лет.
К согласию на этот переезд шахский режим побудило не только желание освободить себя от народного давления, но также предположение, что в Наджафе Имама Хомейни затмят проживающие там религиозные авторитеты. Это предположение оказалось ошибочным. Имам Хомейни утвердился как старейшина в Наджафе. Более важно, что он сохранил свое влияние и популярность в Иране. Он периодически выпускал прокламации по преобразованиям в Иране, которые контрабандой ввозились в страну и тайно, с большим риском распространялись. К тому же его послания, обращенные к мусульманскому миру в целом, распространялись в особое время в Мекке – в течение сезона паломничества. В самом Наджафе он принимал в течение долгих лет своей ссылки визиты многочисленных важных иранских и других мусульманских лиц.
Имя и личность Имама Хомейни, дело, которое он олицетворял, никогда не забывались в Иране. Его пример вдохновлял множество религиозных ученых и групп, которые продолжали создаваться на основах, заложенных в 1963 и 1964 гг. и незамеченных большей частью зарубежных наблюдателей Исламского движения, достигшего в будущем беспримерной широты и глубины.
Поэтому было вполне естественно, что Имам Хомейни быстро проявил себя как лидер и руководитель Исламской Революции 1978–1979 годов. Несмотря на свое физическое отсутствие, он пребывал в сердцах своих соотечественников в бесконечно большем согласии с их чаяниями, нежели политики, которые не испытали ни ссылку, ни тюремное заключение.
23 ноября 1977 г. наемными убийцами из созданной США шахской тайной полиции САВАК был убит в Наджафе старший сын Имама Хомейни Хаджи Мустафа. Имам Хомейни стойко вынес этот удар, но трагедия воспламенила народ Ирана. Массовое общественное разложение и расстройство экономики, так же как и продолжающиеся политические репрессии, уже возбудили всеобщее недовольство в Иране, и когда режим направил свой следующий удар против Имама Хомейни, недовольство вылилось в восстание, которое, в свою очередь, превратилось в революцию.
8 января 1978 г., через неделю после того, как президент Картер в Тегеране похвалил шаха как мудрого государственного деятеля, любимого своим народом, послушная правительству пресса напечатала угодную придворному правительству статью, нападающую на Имама Хомейни как на агента иностранных держав. Реакция общественности на оскорбление была немедленной. На следующий день в Куме состоялись демонстрации, которые были подавлены с тяжелыми (людскими) потерями. Это были первые демонстрации, которые, нарастая, развернулись по стране, пока, в конечном счете, пока вся страна не стала объята революционным пламенем. В течение весны и лета 1978 года Имам Хомейни выпустил ряд прокламаций и директив, приветствующих народ в его непоколебимости и помогающих ему выстоять до достижения конечной цели: свержения монархии и установления Исламской республики.
Главенство Имама в революционном движении было очевидно с самого начала. Его имя постоянно повторялось в лозунгах, которые сочинялись и провозглашались на демонстрациях; его портрет служил революционным знаменем; а его настоятельно требуемое возвращение из ссылки воспринимали как введение Исламского правления. Действуя по еще одному из своих ошибочных предположений, в сентябре 1978 г. шахский режим попросил Баасистское правительство Ирака выдворить Имама Хомейни со своей территории в надежде лишить его базы операций и лишить Революцию ее руководства. Имам Хомейни никогда не имел теплых отношений с различными правительствами, которые управляли Ираком с тех пор, как он прибыл туда в 1965 г., и он тотчас же уведомил Баасистов, что он был бы счастлив уехать из Ирака в страну, которая не подвластна шахскому диктату. Как возможные места назначения были рассмотрены Сирия и Алжир, но в конечном счете, как Имам Хомейни решил для себя, только немусульманская страна предоставит ему убежище, гарантируя его жизнь и возможность свободно продолжать свою деятельность. Так он отправился во Францию, поселившись в начале октября 1978 г. в деревушке Нофль ле Шато близ Парижа.
Переезд во Францию оказался полезным. Парадоксально, но связь с Ираном из Франции оказалась легче, чем связь, которая была у него в Ираке. Заявления и указания, которые выпускались теперь с нарастающей частотой, передавались по телефону прямо в Тегеран для дальнейшего распространения во многих провинциальных центрах. Бесконечный поток иранцев из Европы, Соединенных Штатов, Ирана, прибывал и оказывал почтение Имаму и брал у него советы.
Месяц Мухаррам, совпавший с декабрем 1978 г., стал очевидцем многочисленных и неоднократных демонстраций в Тегеране и других иранских городах, требовавших упразднения монархии и установления Исламской республики под руководством Имама Хомейни. Несмотря на всю жестокость, проявленную шахом, включая убийство безоружных демонстрантов, продолжающиеся пытки и злоупотребления, избиения, приводящие их на больничные койки; несмотря на неограниченную поддержку, получаемую им от Соединенных Штатов и других иностранных держав, продажное и кровавое правление шаха приближалось к своему концу. Его хозяева решили, что для него было бы разумнее уехать, и когда завершилась подготовка к введению суррогатной администрации Шахпура Бахтияра, 16 января 1979 г. шах окончательно покинул Иран. Взрыв радости, которым сопровождался его отъезд, стал воплощением предсказания, сделанного Имамом Хомейни 16 лет назад.
Как только шах оставил Иран, Имам Хомейни начал готовиться к возвращению на свою родину. 1 февраля, когда он приехал, он был встречен взволнованными приветствиями. После конечного взрыва жестокости 10 и 11 февраля старый режим рухнул и родилась Исламская Республика Иран.
Два полных событиями года, прошедшие со времени победы Революции, Имам Хомейни продолжал играть незаменимую роль в укреплении ее завоеваний и руководстве судьбой нации. В официальном значении его роль была определена статьями 107-112 Конституции Исламской Республики Иран, объединившими ключевые политические принципы “руководства факиха” (вилайати факих). Тем не менее, в более общем смысле он продолжал творить Революцию, воплощая своим высоким примером власть и законность. Бесчисленные обращения к посещавшим его различным группам граждан, так же как и публичные выступления перед широкой аудиторией в особо важных случаях, утвердили Имама Хомейни как учителя и вождя Исламской Революции.
В течение своей долгой и выдающейся карьеры Имам Хомейни проявил уникальный набор качеств: духовность и эрудицию, аскетизм и самообладание, уравновешенность и решительность, политическую гениальность и талант лидера, сострадание к бедным и неимущим, а также неумолимую ненависть к угнетению и империализму. Позже, суммируя свою оценку деятельности Имама Хомейни, Аятолла Мутаххари сравнил его с Али ибн Абу Талибом, этим высоким примером Исламского мужества, мудрости и благочестия. Все, кто имел счастье находиться в присутствии Имама, охотно согласятся с этим мнением.
ИСЛАМСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
Книга Исламское правление, вероятно, наиболее известный труд Имама Хомейни, образовавшийся из ряда лекций, прочитанных в Наджафе с 21 января по 8 февраля 1970 г. Лекции были записаны одним из слушателей и затем опубликованы в виде книги.
“Исламское правление” – это точный перевод оригинального персидского заглавия Хукумати Исламы. Тем не менее, читатель должен иметь в виду, что книга не преследует цели представить полную систему Исламской политической философии или детализированный план установления и функционирования Исламского государства. Она имеет узкую и более частную цель и предназначена слушателям, которым были прочитаны лекции. Этими слушателями стали люди, изучающие религиозные науки и способные потом занять влиятельное положение в мусульманском обществе.
Из лекций вытекают три основных момента. Во-первых, введение и упрочнение исламских политических учреждений или, иначе говоря, требование подчинения политической власти исламским целям, заповедям и меркам. Во-вторых, долг религиозных ученых воплотить исламское государство, заняв в нем законодательную, исполнительную и судебную власть, одним словом – учение о “правлении факиха” (вилайати факих). Различные тексты, которые подкрепляют этот второй момент, подвергались длительному исследованию. Наконец, Имам Хомейни предлагает программу действий по установлению исламского государства, включая различные меры по самореформированию религиозных учреждений. Все три темы были изложены с упором на специфические отношения с Ираном, отсюда многочисленные случаи ссылок на Иран в ходе общего и теоретического обсуждения.
Точные переводы Хукумати Ислама имеются на французском, арабском, турецком и урду языках. Осенью 1978 г. Джойнт Пабликейшнс и Рисетш Сервис, отделом переводов ЦРУ США был выполнен английский перевод, но не с оригинального персидского текста, а с перевода на арабский язык. Получившийся в результате вариант, грубый и недостоверный, был впоследствии опубликован в вульгарном и сенсационном виде издательством Мейнэ Букс в Нью-Йорке. Этим и вызван данный полный и точный перевод с третьего издания персидского текста, опубликованного в Наджафе в 1971 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Тема руководства факиха (вилайати факих) дает нам возможность уверенно обсудить родственные дела и вопросы. Руководство факиха – это предмет, который в самом себе черпает прямую санкцию и мало нуждается в доказательстве, потому что всякий, кто имеет сколько-нибудь общее понимание верований и установлений ислама, без колебаний даст свое согласие с принципом правления факиха, как только столкнется с ним; он признает его как необходимый и самоочевидный. Если сегодня на этот принцип обращалось мало внимания, так что он стал требовать доказательства, то это из-за социальных условий, господствующих у мусульман вообще и в учебных заведениях в частности. Эти условия, в свою очередь, имеют определенные исторические корни, о которых я сейчас вкратце упомяну.
С самого начала своей истории движение ислама было вынуждено бороться с евреями, так как именно они начали антиисламскую пропаганду. Как вы видите, это продолжается и сегодня. Позже к ним присоединились другие группы, в некотором роде даже более сатанинские. Эти новые группы начали свое империалистическое вмешательство в дела мусульманских стран около трехсот лет назад, стремясь искоренить ислам и осуществить далеко идущие замыслы. Совсем не имелось в виду насадить христианство вместо ислама, империалисты не верят в Бога вообще. Скорее, они весь долгий исторический период, начиная с крестовых походов, чувствовали, что препятствием их империалистическим амбициям является именно ислам, что именно ислам стоит на пути к их политической власти. Поэтому они проводили различные компании против ислама.
Проповедники в религиозных учебных заведениях, агенты, работающие на них в университетах, государственных учебных заведениях, издательствах, востоковеды, находящиеся на службе империалистических государств, – все эти люди объединяли свои усилия, чтобы исказить принципы ислама. В результате у многих, особенно у необразованных, сложилось превратное мнение об исламе.
Ислам – религия непримиримых личностей, стремящихся к правде и справедливости. Это религия тех, кто хочет свободы и независимости. Это школа борьбы против империализма. Но слуги империализма представили ислам в совершенно ином свете. Они создали в умах людей неверное понятие об исламе. Извращенное понятие об исламе, которое они преподавали в религиозных учебных заведениях, было направлено на то, чтобы выбросить из ислама его революционную сущность и помешать мусульманам восстать и завоевать свободу, исполнять обряды ислама, создавать правительства, которые обеспечили бы счастье, процветание и достойную жизнь человека в мусульманских странах.
Например, слуги империализма заявили, что ислам – немыслимая религия, лишающая человека свободы действий, что законы ислама мешают развитию общества, что ислам не имеет своей формы правления, что ислам устанавливает лишь правила ритуального очищения после менструации и родов, что он может иметь какие-то этические принципы, но ничего не говорит об управлении обществом. То есть, что Ислам – чисто моральное, но не политическое явление.
К сожалению, такая вредоносная пропаганда имела успех. Образованная часть общества – студенты университетов и даже религиозных учебных заведений – неверно понимали ислам. Ислам жил среди людей этого мира и был им чужим. Если кто-то пытался разъяснять истинную сущность ислама, ему не верили. В религиозных учебных заведениях агенты империализма немедленно поднимали крик против них.
Разницу между Исламом и тем, что под этим названием преподносилось, можно сравнить с разницей между Кораном и хадисом, с одной стороны, и трактатами по юриспруденции, с другой. Коран и хадис – это источники исламских обрядов, они в корне отличаются от трактатов, написанных сегодняшними муджтахидами. Значение положений Корана, связанных с делами общества, по отношению к тем, что связаны только с культовыми обрядами, больше, чем сто к одному. Из пятидесяти разделов хадиса только три или четыре относятся к ритуалам культа и долга человека перед Создателем. Еще несколько разделов рассматривают вопросы этики, а все остальные связаны с социальной, экономической, юридической и политической сторонами жизни, то есть с жизнью общества в целом.
Вас, молодое поколение, которое, хвала Аллаху, будет служить Исламу в будущем, призываю я приложить все усердие, чтобы выполнить свой долг и донести до людей законы и наставления Ислама. В какой бы области вам ни пришлось работать, писать, говорить, наставлять людей, разъяснять им проблемы Ислама, вам предстоит бороться с врагами его, чтобы Исламу не был нанесен вред, который грозит ему сейчас. Не позволяйте скрывать от людей естественную правду Ислама, чтобы люди не подумали, будто Ислам подобно Христианству (формальному, а не истинному Христианству) – только свод предписаний, регулирующих отношения человека с Богом, что мечеть можно сравнить с церковью.
Во времена, когда Запад был царством тьмы и варварства, когда Америка была населена полудикими краснокожими, а две огромные империи – Иран и Византия – находились под властью тирании, классовых привилегий и дискриминации, Аллах Великий и Всемогущий через своего Благороднейшего Посланника (мир и благословение с Ним) послал законы, которые поразили нас своим величием. Он установил законы и практические дела человека на Земле от момента, предшествующего его рождению, до того, когда он уйдет в могилу. Это касается как культовых законов, так и законов общества и управления. Исламское право – самая прогрессивная система законов. Все многотомные книги, созданные с давних времен по различным отраслям права: судебная процедура, гражданское право, уголовное право, международные отношения, все это вместе взятое укладывается в понятие исламское право. Ни одна самая малая часть человеческой жизни не выпала из внимания Ислама.
Стремясь заставить мусульман, особенно молодых, отойти от предписаний Ислама, иностранные агенты пытались доказать, что Ислам ничего, кроме очищения после менструаций и родов, не предлагает, что это учение – лишь предмет занятий для ахундов.
Это в какой-то степени правильно, поскольку ахунды не занимались теорией Ислама в широком смысле слова, отдавали большую часть своего времени изучению и практическому применению его в жизни. Виновны и они, не стоит обвинять только иностранцев. На протяжении нескольких веков иностранцы пытались завладеть ушами мусульман ради своих политических и экономических целей, и просчеты религиозных учебных заведений помогли им в этом преуспеть. Некоторые из нас, улама, невольно способствовали исполнению этих целей. Результат сегодня налицо.
Иногда внушается, что постановления Ислама вредны, что, например, законы судопроизводства неприемлемы. Прикрываясь подобной пропагандой, агенты Британии по распоряжению своих хозяев проталкивали идею конституционализма, дабы обмануть людей и сокрыть правду о собственных политических преступлениях (имеются документальные доказательства). В начале конституционного движения, когда люди хотели записать все законы и создать конституцию, был заимствован вариант конституции Бельгии, и группа людей, чьих имен я не хочу называть, использовала этот вариант, добавив кое-что из французской и британской конституции. Правда, они добавили кое-что и из Ислама, чтобы замазать людям глаза, но основа Конституции была чуждая, заимствованная.
Какое отношение к Исламу имеют различные статьи конституции, в том числе Дополнительный Закон, касающийся монархии? Они все противопоставлены Исламу; они нарушают систему управления и законы Ислама.
Ислам объявляет монархию и наследование власти неверными и необоснованными. Когда Ислам появился в Иране, византийской империи, Египте и Йемене, абсолютная монархия там была отменена. В своих священных письмах Византийскому императору Гераклу и Шахиншаху Ирана Пророк призывал разрушить монархические формы правления, избавить слуг Господа от подчинения еще одной верховной власти, так как истинным монархом является только Аллах, и Он не нуждается в партнерстве. Великий Мученик (мир с Ним) восстал против монархии и пострадал, пытаясь предотвратить ее становление. Он отказался признать законность власти, унаследованной Йазидом.
Значит, Ислам не признает монархию и престолонаследие, им нет места в Исламе. Если это недостаток, значит, Ислам действительно несовершенен. Ислам не выработал закон о ростовщичестве и банках, об употреблении алкоголя и разврате, на эти пороки наложен запрет. Поэтому руководящая элита, являясь марионетками империализма и желая внедрить эти пороки в исламский мир, естественно рассматривала Ислам как несовершенную систему. Они приняли законы, заимствованные в Бельгии, Франции, Британии и позднее в Америке. Тот факт, что Ислам не касается развития указанных позорных сторон жизни является предметом нашей гордости, доказательством его совершенства.
Империалистическое правительство Британии имело два тайных замысла. Во-первых, ему хотелось исключить влияние Царской России на Иран, во-вторых, ослабить Ислам путем введения Западных законов.
Внедрение чуждых законов в исламское общество стало причиной многих проблем и трудностей. Люди, работающие в системе судопроизводства, сталкиваются с отсутствием механизмов исполнения существующих законов. Если человек оказывается в руках суда в Иране или подобной ему стране, он может потратить всю жизнь, но так и не доказать ничего. В молодости я встретился с юристом, который мне сказал: “Я могу судиться всю жизнь, передать дело сыну и ему придется продолжить то же самое с тем же результатом!” Таково положение. Исключение составляют случаи, когда в решении дела заинтересована правящая партия, тогда дело решается быстро, но о справедливости говорить не приходится.
Ныне существующие судебные законы не принесли людям ничего, кроме зла, заставляя их бросать все текущие дела и заниматься не своими делами. Очень немногим удается осуществить свои законные права. Надо ценить время людей, решать их дела как можно быстрее и проще.
Дела, которые разрешались в суде шариата за один-два дня, сегодня растягиваются на двадцать лет. Нуждающийся, молодой или старый, должен провести целый день в коридорах Министерства юстиции или перед столом чиновника, так ничего и не добившись. Другие могут ходить по инстанциям до конца своих дней.
Агенты империализма иногда пишут в своих книгах и газетах, что судебная система Ислама слишком жестокая. Один даже додумался написать, что законы Ислама так жестоки потому, что заимствованы у арабов!
Я поражаюсь ходу мыслей этих людей. Они убивают человека за хранение 10 граммов героина и говорят: “Таков Закон!” Недавно я узнал, что десять человек приговорены к смерти за хранение 10 граммов героина. Подобные негуманные законы, состряпанные во имя борьбы с коррупцией, они не считают жестокими. Я не говорю, что надо разрешать продажу героина, но это неприемлемое наказание. Продажа героина должна быть запрещена, но наказание должно соответствовать преступлению. Однако, когда Ислам предписывает пьянице 80 плетей, они говорят: “Жестоко!” Они казнят за хранение 10 граммов героина, и вопрос о жестокости даже не возникает!
Многие формы развращения появились в обществе от алкоголя. Безобразия на наших дорогах, грабежи и убийства очень часто происходят на почве пьянства. В самом деле, даже употребление героина менее страшно, чем алкоголь. Но многие все-таки не видят беды в употреблении алкоголя (в конце концов на Западе все пьют) и потому хотят, чтобы алкоголь продавался свободно.
Но когда Ислам препятствует употреблению алкоголя, предписывая пьянице 80 плетей, или когда за прелюбодеяние виновный приговаривается к 100 плетям или избиванию камнями, если виновный – женатый мужчина или замужняя женщина, они начинают вопить и жаловаться: “Что это за жестокий закон, отражающий жестокость арабов!” Они не понимают, что судебная система Ислама сохраняет великую нацию от разрушения и развращения. Прелюбодеяние приобрело сегодня такой размах, что разрушает нынешнее поколение, развращает юношество и является причиной безобразного отношения к любой работе. Они предпочитают предаваться всевозможным порокам, привлекательным и все более доступным. Почему жестоко выпороть виновного публично, чтобы он не развращал молодых людей, чтобы уберечь юношей от порока?
В то же время мы на протяжении 15 лет были свидетелями кровавых преступлений во Вьетнаме, и никто не возражал! Но если Ислам объявляет священную войну за свои права, убивает виновных в развращении людей, они кричат: “Какова цель такой войны?”.
Все, к чему они стремились, сегодня приносит плоды.
Они устроили свои школы, мы проглядели это и не отреагировали. Сегодня эти школы развиваются, приобретают все большее влияние, отвлекая молодежь от Ислама. Миссионеры отправились в провинции, чтобы сделать наших детей христианами или вообще безбожниками.
Их цель: держать нас в узде, чтобы использовать наше богатство, наши подземные кладовые, наши рабочие руки. Они хотят, чтобы мы погрязли в пороках и нищете, сами утопая в роскоши.
Их планы так обширны, что проникли даже в наши религиозные заведения. Если кто-нибудь хочет говорить об Исламском правлении и установлении Исламского правления, то он должен соблюдать принцип такийа и считаться оппозицией тем, кто продался империализму. Когда эту книгу впервые напечатали, агенты посольства предприняли всевозможные меры к тому, чтобы она не дошла до читателя.
Дошло до того, что некоторые считают военную форму несовместимой с настоящим мужеством и справедливостью, хотя известно, что вожди нашей религии были воинами и командирами. Они надевали военную форму и шли в битвы, описанные в нашей истории; они убивали и их убивали. Сам Вождь Правоверных (мир с Ним) надевал шлем на свою священную голову и пристегивал меч. Имам Хасан и Великий Мученик (мир с Ними обоими) поступали так же. Последний Имам не имел возможности участвовать в битве, хотя Имам Бакир (мир с Ним) был по своей натуре воином. Но сейчас ношение воинского снаряжения считается унижением в человеке качества справедливости, и это говорит о том, что никто не носил военную форму (по своей воле – Ред.) Если мы хотим создать Исламское правление, нам надо, стало быть, воевать в халатах и чалмах, чтобы не обидеть чувства сограждан!
Все это результат той волны пропаганды, что уже докатилась до религиозных учебных заведений. Нам приходится доказывать, что в Исламе есть правила управления.
Вот такова ситуация, в которой мы оказались по злой воле иностранцев, их агентов и пропаганды. Они отдалили нас от судебных и политических законов Ислама и заменили их европейскими. Чтобы лучше нас эксплуатировать, они внедрили своих агентов в наши структуры власти. Итак, мы сделали обозрение преступных планов империализма. Мы должны принять во внимание и то, что многие члены нашего общества ослеплены материальным прогрессом империализма, поскольку империалистические страны достигли высокого уровня благосостояния и изобилия – результата как научного и технического прогресса, так и грабежа стран Азии и Африки. Эти наши сограждане потеряли чувство собственного достоинства и думают только о путях достижения технического прогресса в ущерб вере и законам Ислама. Когда люди высадились на Луну, они решили, что мусульманам надо выбросить свои законы, как балласт! Но что общего между путешествием на Луну и законами Ислама? Разве они не видят, что люди, исповедующие другую религию, пользующиеся другими законами, конкурируют в завоевании космоса? Пусть себе едут на Марс или за пределы Млечного пути – они всё равно не достигнут настоящего счастья, моральной чистоты и духовности, не сумеют разрешить свои социальные проблемы. Для разрешения социальных проблем и преодоления человеческих страданий требуется вера и мораль, одни материальные блага тут не помогут. Вместе с материальными благами необходимы вера и истинная человечность, которую дает в полной мере только Ислам. Что бы ни предпринимали, какие бы нововведения ни делали, мы не должны отбрасывать правила, веками регулировавшие жизнь народа.
К сожалению, некоторые члены нашего общества подпали под влияние враждебной пропаганды, хотя и не должны были. Империалисты распространяли среди нас мысли о том, что Ислам не располагает системой управления или институтами власти. Они говорили, что даже если в Исламе и есть некоторые законы, то нет современных механизмов их исполнения. Цель такой пропаганды – отвлечь мусульман от политической борьбы и установления Исламского правления. Это противоречит основам нашей веры.
Мы верим, что Пророк (мир с Ним) не только указал нам законы, хотя было бы довольно и этого. Но совершенно логично, что последователи Пророка (мир с Ним) должны владеть и техникой исполнения этих знаков. Закон существует для того, чтобы его исполняли. Так происходит во всех странах мира. От закона как такового мало проку, если он не исполняется во имя людей. Поэтому Ислам, предполагая законы, указывает и пути их исполнения.
Встает вопрос: кто должен осуществить исполнительную власть? Если бы Пророк (мир и благословение Ему) не назначил наследников исполнительной власти, Он не осуществил бы своей миссии, как учит Коран. Полным исполнением миссии Пророка было бы установление справедливого правления на благо и счастье человечества. Во времена Пророка (мир Ему) законы не только разъяснялись и распространялись, они и выполнялись. Посланник Бога сам и был исполнителем закона. Например, Он приводил в исполнение постановления по уголовным делам: отсечение руки вору, наказание плетьми и избивание камнями. Преемник Пророка делал тоже самое. Его задача не законотворчество, а исполнение священных законов, которые предложены Пророком. Вот почему необходимо создание правительства и исполнительных органов. Вера в необходимость этого – это часть веры в Имамат, как исключительного напряжения и борьбы ради его устроения.
Обратите внимание на следующий факт. Раз враждебность по отношению к вам привела к отходу от Ислама, вам необходимо вернуть Ислам на его законное место, правильно понимая Имамат. Вы должны говорить людям: “Мы верим в Имамат, мы верим в то, что Пророк (мир с Ним) предписывал своему преемнику ответственность за дело мусульман и что Он (преемник – Ред.) твердо исполнил священную волю Пророка. Поэтому мы должны верить в необходимость установления Исламского правления и приложить все усилия к учреждению органов, исполняющих закон и “управляющих делами”. Пишите и издавайте книги о законах Ислама для их благотворного влияния на общество. Совершенствуйте свой стиль и методы проповедничества. Знайте, что ваш долг – установить Исламское правление! Верьте в себя и знайте, что вы способны сделать это. Империалисты приступили к осуществлению своих планов три-четыре столетия тому назад, они начали с нуля, но посмотрите, где они сегодня! Мы тоже начинаем с нуля и мы не будем обращать внимание на новых “ксеноманьяков” и слуг империализма.
Несите людям Ислам в его первозданном виде, чтобы юность ваша не прошла в бесцельном изучении вопросов менструации и родов где-нибудь в Наджафе или Куме, вместо того чтобы заниматься вопросами политики. Лозунг отделения религии от политики и требование, чтобы исламские деятели не вмешивались в общественную и политическую жизнь, сформулированы и пропагандируются империалистами. Кто повторяет это – тот БЕЗБОЖНИК. Разве во времена Пророка (мир и благословение с Ним) религия и политика не были едины? Разве существовали отдельно группы священнослужителей и оппозиционные им группы политических деятелей? Разве так было во времена халифов? Существовали ли все параллельные власти? Эти лозунги придуманы империалистами и их политическими агентами, чтобы помешать религии соблюдать порядок в огромном мусульманском обществе, чтобы расколоть исламское духовенство и ослабить борьбу мусульманских народов за свободу и независимость. И надо признать, они во многом преуспели.
Если мы, мусульмане, ничего, кроме молитв и обращений к Аллаху, не будем предпринимать, империалисты и их режимы оставят нас в покое. Если мы будем только говорить: “Давайте обратимся к азану и молитвам. Пусть они грабят нас – Аллах их накажет за это! На все воля Аллаха”, – если мы будем так рассуждать, они нам мешать не будут.
Однажды во время пребывания в Ираке один британский чиновник вопрошал: “Как может повредить Британской политике азан, который я только что услышал с минарета? Пусть себе призывают к молитве, сколько им будет угодно!”
Если вы не будете мешать их политике, если станете рассматривать Ислам лишь как набор религиозных текстов, не выходя за их рамки, империалисты действительно оставят нас в покое. Молитесь сколько угодно, им интересна ваша нефть, а не ваши молитвы. Им нужны наши сырьевые богатства и рынок сбыта их товаров. Вот почему марионеточные правительства мешают нашей собственной индустриализации, вместо этого строя совместные предприятия и развивая промышленность, которая зависит от внешнего мира.
Они не хотят, чтобы мы были полноценными людьми, потому что полноценных они боятся. Как только один такой появляется, его убирают из страха, что за ним пойдут другие, что они в конце концов разрушат основы тирании империализма и правление марионеток. Поэтому, как только на арену выходит настоящий человек, его либо убивают, либо отправляют в тюрьму или ссылку, заявляя “это политический ахунд!” Пророк (мир и благословение с Ним) также был политическим деятелем. Злобная пропаганда политических агентов империализма заставляет нас отойти от политики, чтобы помешать вам вмешиваться в общественные дела и в борьбу против предательских правительств и их антинациональной и антиисламской политики. Они хотят делать все, что им заблагорассудится, и хотят, чтобы им не препятствовали.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСЛАМСКОГО ПРАВЛЕНИЯ
Одного свода законов недостаточно для преобразования общества. Чтобы закон гарантировал реформу и счастье людей, здесь должна быть исполнительная власть и исполнитель. По этой причине всемогущий Аллах в дополнение к явленному своду законов (то есть положениям шариата) приложил особую форму правления одновременно для исполнительных и административных учреждений.
Благороднейший Посланник (мир и благословение с Ним) возглавлял исполнительные и административные учреждения мусульманского общества. Толкуя и разъясняя постулаты веры, он претворял в жизнь законы Ислама, возрождая исламское государство. Он не боролся за претворение законов в жизнь, а претворял их: рубил руки, приказывал бить плетьми и избивал камнями. После Благороднейшего Посланника Преемник должен был делать то же самое. Пророк назначил Преемника не для толкования законов, а для их исполнения, для исполнения воли Аллаха и его установлений. Делом Преемника Пророка было исполнение закона и учреждение исламских институтов. Если бы законы не исполнялись, миссию Пророка нельзя было бы считать завершенной. После Пророка мусульманам был нужен кто-то, кто исполнял бы законы и учреждал институты Ислама в обществе, чтобы люди могли достичь счастья в этом мире навсегда.
Отношения между законом и обществом регулируются исполнителем. В законодательстве как таковом мало толку, законодательство не может улучшить жизнь народа. После установления законов должна вступить в дело исполнительная власть. Власть, которая применяет законы и выносит приговоры в судах, чтобы люди получили пользу от законов. Ислам имеет такие механизмы. Личность, которая обладает этой исполнительной властью, известна как вали амр.
Сунна и путь Пророка доказывают необходимость установления правления. Во-первых, Он (Пророк – Ред.) сам установил в свое время Исламское правление. Он направлял правителей на места, судил сам и назначал, посылал эмиссаров в соседние страны, являлся главнокомандующим в битвах. Короче, исполнял все функции правительства. Во-вторых, Он предписывал правила поведения, исполняя священную волю Аллаха. Раз Всемогущий Аллах через своего Пророка предписал установление Исламского правления, могут ли правоверные сомневаться в его необходимости?! Коран говорит нам, что обряды Ислама не ограничены ни в месте, ни во времени, они актуальны многие века так же, как и сегодня, и до окончания веков. Законы Ислама не могут устареть, что бы об этом не говорили. И после ухода Благороднейшего Посланника (мир с Ним) из этого мира установление Исламского правления так же необходимо.
Со времен Малого Сокрытия до наших дней, а по словам священного Ислама и на сотни лет вперед, известно, что отступление от канонов Ислама приводит наше общество к анархии и хаосу. Никто не может сказать, что отпала необходимость защищать границу Исламской Родины, что не надо больше собирать такие налоги, как джизйа, харадж, хумс и закат, что исламское уголовное право, требующее возмездия за кровь, должно быть отменено. Всякий, кто сомневается в необходимости установления исламского правления, должен рассматриваться как безбожник, как враг истинной веры.
После смерти Благороднейшего Посланника (мир и благословение с Ним) никто из мусульман не сомневался в необходимости Исламского правления. Никто не говорил: “Нам больше не нужно Исламское правление”. Никто не слышал ничего подобного. Все были единодушны. Сомневались только: кто же займет место Пророка, кто возьмет на себя ответственность за правление и возглавит государство? Правление, следовательно, установлено после Пророка (мир и благословение с Ним!) и Вождя Правоверных (мир с Ним), аппарат правления был восстановлен с его административными и исполнительными органами.
Природа и характер исламских законов и священных обрядов шариата доказывают необходимость правления, все они направлены на создание государства с совершенной политической, экономической и культурной моделью общества.
Во-первых, законы шариата охватывают многие стороны жизни общества. Здесь мы встречаем все, что нужно человеку: его отношения с соседями, согражданами, детьми и родственниками; эти законы касаются личной жизни человека и его имущества, регулируют вопросы войны в мира, отношения с другими народами, уголовное и торговое право, сельскохозяйственные дела. Исламское право содержит законы брака и формы его заключения, законы, которыми надо руководствоваться, чтобы иметь здоровое потомство. Оно оговаривает обязанности, возложенные на родителей по воспитанию детей, отношение к ним, отношения супругов между собой. Ислам обеспечивает правила поведения, дает указания, как поступать, чтобы воспитать разносторонне развитого человека, который будет жить по законам, их исполняя. Очевидно, что Ислам возлагает ответственность на свое правление, которое должно регулировать политические и экономические отношения в обществе, чтобы обеспечить его высокий моральный уровень.
Достославные Коран и Сунна содержат все законы и установления, нужные человеку для того, чтобы достичь счастья и совершенства его государства. В книге ал-Кафи есть глава, озаглавленная “Все нужное людям предначертано в Книге и Сунне”. “Книга” означает Коран, который по его собственным словам, есть “толкование всех вещей”. По известной традиции Имам также клянется, что Книга и Сунна несомненно содержат все, что нужно людям.
Во-вторых, изучая природу и характер исламских законов, убеждаешься, что невозможно привести их в исполнение без надлежащих исполнительных и руководящих органов, которые мыслимы лишь в рамках исламского правления. Давайте проиллюстрируем некоторые из них, остальные вы изучите самостоятельно.
Подати и налоги, которые устанавливает Ислам, служат обеспечению нуждающихся среди потомков Пророка (мир и благословение с Ним), они также должны покрывать затраты на содержание правительства.
Например, хумс – огромный источник дохода. Шиитская школа накладывает хумс на прибыль от сельскохозяйственного производства и коммерческих предприятий, а также на разработку природных ресурсов, короче говоря – на все формы благосостояния и дохода. Хумс накладывается как на владельца маленькой овощной лавки, так и на крупного промышленника. Они должны платить в казну одну пятую часть от чистой прибыли. Очевидно, что такой большой налог способен покрыть все расходы исламского государства по управлению. Если сложить одну пятую прибыли всех мусульманских стран, станет ясно, что хумс собирается не только и не столько на содержание саййидов, сколько на содержание всех исламских учреждений, включая религиозные школы. Если устанавливается Исламское правление, устанавливаются и исламские налоги – хумс, закат (это, конечно, не представляет значительную сумму), джизйа и харадж.
Зачем саййидам такой огромный бюджет? Хумса Багдадского базара хватило бы на их нужды и на нужды религиозных учебных заведений так же, как вся беднота Исламского мира могла бы жить за счет хумса базаров Тегерана, Стамбула, Каира и других городов. Такой большой бюджет требуется для формирования и содержания правительств исламских стран, то есть на содержание государственных чиновников в здравоохранении, образовании, правоохранительных органах, армии, а также на нужды экономического развития. Процедура взимания исламских налогов продумана так, чтобы исключить присвоение народного достояния чиновниками, а также всякого рода привилегии. Налоги взимаются со всех пропорционально их доходам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс