Исламская этика бизнеса

Г. НУРУЛЛИНА

ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА

УММА
МОСКВА
2004

ВВЕДЕНИЕ

Укрепление политических и экономических связей России и стран Ближнего Востока от¬крывает широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества в области финансов и экономики. Ближний Восток располагает необходимым капиталом для инвестиций, и при благоприятных условиях движение этого капитала может быть направлено в российскую экономику. Привлекая финансовые ресурсы мусульманских стран, российские бизнесмены будут иметь дополнительный бонус, если научатся сотрудничать с партнерами, при¬держивающимися иного мировоззрения и деловой этики, учитывая их национальные осо¬бенности ведения бизнеса.
Анализируя модели предпринимательства в различных странах, особое внимание необхо¬димо уделить истокам национальных предпринимательских систем. Очевидно, что религи¬озное мировоззрение оказывало решающее воздействие на тип хозяйствования в некоторых регионах, особенно в странах распространения ислама. Мусульманский реформатор начала XX века И. Гаспринский писал в своих заметках о русском мусульманстве: «…выгода – стимул действий человека, но она бессильна перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом тер¬пимости» .
Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии в ее конкретных формах неоднократно затрагивалась в трудах разных исследовате¬лей, как зарубежных, так и отечественных. Так, в западной экономической школе можно от¬метить Т. Парсонса, высказавшего мысль, что, поскольку в контрактах существуют «не¬контрактные элементы», рыночная экономика возникает лишь «при наличии определенной системы нравственности» и успешное функционирование рынка, соответственно, требует формирования определенных конфессиональных комплексов . Подобные идеи также можно встретить у М. Вебера – о необходимости «поддержки» со стороны религии для создания новых форм хозяйствования – или у Д. Маклеланда, подчеркнувшего, что «даже бизнесмен, новатор нуждается в более мощном стимуле, чем желание повысить прибыль; чтобы сдви¬нуть горы рутины и предубеждения, необходима вера» .
Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоре¬тики исследовали взаимосвязь между предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследова¬ния были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют лич¬ность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и пред¬приимчивую. Изменилось также отношение к труду и трудовой активности. Умение произ¬водительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводится исла¬мом в ранг нравственного долга .
Именно в мире ислама в ходе его модернизации многое делается для социализации эко-номической деятельности. Здесь сливаются усилия религиозных и государственных деяте¬лей, ученых и деловых людей. Вся эта работа вот уже несколько лет происходит под руко¬водством таких известных и влиятельных людей, как наследный принц иорданского коро¬левства Эль Хасан Бин Талал, герцог Эдинбургский Филипп, сэр Эвелин де Ротшильд, а также многочисленных форумов и фондов. Конструктивный диалог принес свои плоды: в 1993 году принят Кодекс этики в международном бизнесе для христиан, мусульман и иудеев (см. Приложение 3).
Как отмечается в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его ос¬новная цель – эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира осо¬бо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества.
В то же время исследование влияния исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа.
Новые модели, включающие опыт и приемы различных бизнес-культур, могут оказать неоценимый вклад для развития теории и практики менеджмента, международно-экономических отношений, при изучении кризисных явлений и поиска их преодоления, соз¬дании новых форм совместного бизнеса в процессе интеграции национальных экономик.
Актуальность темы для России определяется прежде всего тем, что ислам – это не что-то чуждое и постороннее для нашей страны, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман.
Современное общество нуждается в ответах на вопросы: «Насколько совершенны дело¬вой человек и бизнес, в который он вовлечен, а также среда, которая его окружает? Нужда¬ются ли они в оздоровлении? Какими духовно-нравственными ориентирами следует при этом руководствоваться? На какие идеалы необходимо равняться?»

Часть 1
ПОНЯТИЕ ЭТИКИ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава I
СУЩНОСТЬ ЭТИКИ БИЗНЕСА, ЕЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Понятие «этика», в более широком смысле «мораль», подразумевает совокупность прин¬ципов и правил поведения, действующих в обществе . Эти нормы и правила воплощаются в моделях оценочных суждений о добре и зле, служат мерилом тех или иных поступков и да¬ют оценку одобряемого или, наоборот, порицаемого поведения человека. В свою очередь, эти модели передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколе¬нию. Таким образом, этика раскрывает природу и обоснованность действий, признаваемых правильными, вносит ясность и точность в характеристику огромного числа явлений, обра¬зующих поле морали. Этика бизнеса, или этика предпринимательства, ограничена сферой социально-экономических отношений хозяйственного поведения субъекта. В то же время этика бизнеса тесно связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из де¬ловой практики. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, и право оперируют некоторыми общими принципами, крите¬риями и понятиями прав, обязанностей, доказательств .
Для достижения высокой результативности практически в любом виде экономической деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, зна¬ний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Не¬смотря на пересечение права и морали, право нельзя рассматривать как отражение мораль¬ных стандартов общества. Соблюдение законов и нормативных актов, закрепленных в раз¬личных правовых кодексах, не всегда равнозначно этичному поведению в бизнесе, так как законы охватывают только серьезные виды правонарушений и накладывают соответствую¬щее наказание за причиняемый ущерб. Как правило, сила нормативных предписаний не рас¬пространяется на этику межличностных отношений, организационную культуру компании. В этом смысле этика сопряжена с естественным правом, которое в концептуальном отноше-нии отлично от права позитивного.
Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека дея-тельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а выступает инструментом анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом . В рамках организацион¬ной культуры деловая этика воплощается в системе ценностей, формальных и неформаль¬ных норм и правил поведения, присущих тому или иному коллективу, способствующих рос¬ту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руково¬дителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.
К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предме¬том изучения для специалистов. Между научным сообществом и деловым миром возникло согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Хотя скептицизм по поводу возможно¬сти существования этики в бизнесе был распространен довольно долго, профессионалы биз¬неса всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды.
Ниже приводится рисунок, на котором выделены различные сферы экономической этики и ее составляющие.
Очевидно, что любое экономическое образование как на макро-, так и на микроуровне функционирует по определенной экономической модели. В основе этой модели, наряду с другими определяющими факторами, лежит предпринимательская культура, сформирован¬ная с учетом общей культуры региона, страны и т.п. Лишь при условии учета этого важней¬шего фактора можно создать эффективную экономическую модель, реализация которой на определенном уровне даст возможность достичь наивысших экономических результатов, и наоборот, неприемлемая экономическая модель с позиции организационной культуры не только не будет способствовать прогрессивному развитию экономической системы, но даже будет оказывать негативное воздействие, приводящее к ее разрушению.
Бизнес-этика действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:
1. Мировой уровень представляет собой совокупность норм, основанных на общечелове¬ческих ценностях и зафиксированных в «Принципах международного бизнеса» – всемир¬ном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компа¬ний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (обеспечение общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в це¬лом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повы¬шению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию приоритета этических норм (некоторые сделки, разрешенные зако¬ном, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли) .
2. Макроуровень – рассматривает степень развития экономической культуры в масшта¬бе отрасли или национальной экономики. Эти нормы и близкие к ним этические постулаты реализуются в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двена¬дцать принципов ведения дел в России»), в которых речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.
3. Микроуровень – представляет философию корпорации с системой принятия решения, а также охватывает сферу межличностных отношений, как в бизнесе, так и внутри компа¬нии. На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.
Организационная культура компании должна стать предметом изучения для высшего ру-ководства с целью выработки общей концепции этических норм, правил поведения, культу¬ры взаимоотношений. Оценивая эффективность современного бизнеса, важно привести внутреннюю работу компании в соответствие с этическими стандартами, что позволит, во-первых, создать здоровую рабочую атмосферу и предупредить возникновение конфликтов внутри фирмы, во-вторых, повысить доверие к компании со стороны клиентов и партнеров. Этичное поведение руководства компании минимизирует риск, связанный с обстоятельства¬ми, несущими потерю репутации фирмы или экономический ущерб.
Значение бизнес-этики прослеживается на сравнении конкретных показателей. Так, еже¬годный ущерб от экономических преступлений в США составляет около 200 миллиардов долларов. Насущность данной проблемы отражена в исследовании 1993 года: 76% ведущих компаний США стали жертвами мошенничества. Как правило, падение нравственности об¬щества бывает следствием экономического спада, потери доверия со стороны персонала, безразличия к внутреннему контролю, утраты моральных ценностей, неспособности старой системы приспособиться к возникающим изменениям в бизнес-среде .
Экономические преступления в наши дни становятся все более насущной проблемой, от которой страдает не только государство, но в первую очередь население в разных странах мира. Многие специалисты видят решение этой проблемы именно во внедрении этических норм поведения, как на бытовом уровне, так и в глобальном масштабе. По свидетельству Тима Грау-Смита, менеджера медиа-холдинга «Би-Би-Си», «на Западе давно пришли к мне¬нию, что инстинкт наживы надо сдерживать этическими нормами, но так как инстинкт часто берет верх над совестью, общество должно всячески поощрять высокоморальный подход к бизнесу. Однако, как это ни парадоксально, в последнее время желание добиться успеха в бизнесе все чаще заставляет предпринимателей думать об этической стороне дела».
Соотношение между культурой и бизнесом в целом и роль культуры в международных коммуникациях можно определить на основе рассмотрения общей культурной среды бизне¬са, состав которой представлен ниже.
Кратко рассмотрим каждую составляющую культурной среды бизнеса.
1) Право отражает систему законодательства той или иной страны, в которой закрепля¬ются основные ценности. принципы, нормы. Изучение законодательной базы способствует эффективному ведению бизнеса в различных странах, пониманию их традиций и ценностей.
2) Политика представляет собой совокупность внутренней и внешней политики страны во всех отраслях, включая экономику и культуру. От политической стабильности или неста¬бильности выбранного курса, климата для ведения отечественного и международного бизне¬са зависит успех деятельности предпринимателей и бизнесменов.
3) Технология охватывает область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изуче¬ние технического уровня другого государства в широком смысле слова позволяет получить информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развития его инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и т.д.), а также о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей» у населения.
4) Социальная организация общества представляет собой различного рода взаимоотно¬шения, взаимодействия между социальными группами и отдельными индивидами общества.
5) Образование показывает уровень грамотности населения страны, его профессиональ¬ную подготовленность к техническому и экономическому сотрудничеству, партнерству и т. п., чтобы обоснованно и эффективно налаживать производственно-коммерческие и науч¬ные связи.
6) Ценности и отношения являются важнейшей составляющей частью организационной культуры экономической системы, характеризующей целевые основы философии ее суще¬ствования и развития, что является необходимым условием формирования эффективной системы организации международных коммуникаций.
7) Язык является основой формирования человеческих групп и представляет собой сред¬ство выражения мыслей и чувств, а также выполняет функцию средства коммуникации.
8) Религия представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражает поиски иде¬альной жизни и вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов. В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказание в конце это¬го мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам – едины в отноше¬нии справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероуче¬ниями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворче¬ство, требование неукоснительного следования закону Аллаха – шариату. Христианство и ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов, все народы равны пред Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев (согласно Писанию, евреи – это избранники Божьи, а Израиль – страна избранного народа).
Вопрос о связи религиозных систем с различными типами предпринимательской дея¬тельности привлекает особо пристальное внимание философов, экономистов, социологов со второй половины XIX века. Именно к этому времени стало окончательно ясно, что влияние религиозного сознания на экономическое поведение довольно значимо и прослеживается в мотивации действий религиозного человека. Во-первых, религия, как свод моральных нор¬мативных предписаний для многих людей, формирует единое этическое пространство. Во-вторых, основные религиозные законы и положения ориентируют личность на соблюдение трудовой и предпринимательской этики, в частности справедливой оплаты труда, поддержа¬ния дисциплины, проявления ответственности, честности. Формирование и развитие сферы социального обеспечения реализуется посредством традиций милосердия и заботы о ближ¬нем. Есть и другие примеры, доказывающие влияние религиозного сознания на хозяйствен¬ную жизнь общества в условиях современной рыночной экономики.
Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Несомненно, что развитие направления в менеджменте, изучающего культурную специфику поведения и управления бизнесом в разных странах в условиях глобализации современного бизнеса, становится особенно актуальным.
Масштабные различия в структуре собственности, роли государства в экономике, объеме и структуре финансового рынка, присущие индустриальным экономикам, или несопостави¬мость рынков объясняется различиями в экономическом поведении населения, основанном, в свою очередь, на национальном характере, религии, традициях. Структура собственности в стране, роль, объемы и структура рынка в значительной степени определяются влиянием ре¬лигиозного и социокультурного фактора, как, например, степень индивидуализма, заклады¬ваемая религией, философия активности/пассивности, одобрение религией деятельности, приносящей прибыль, степень иерархичности, степень личной свободы, цели, которые ста¬вятся перед человеком в жизни и т.д. В таблице 1 приводится краткая характеристика осо¬бенностей различных моделей экономического поведения, которые сложились под влиянием тех или иных культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.

Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения
Российская модель

1. В социально-экономическом плане Россия выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная роль государства как регулятора экономики. Склонность населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения (б/п образование, медицина).
2. Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализует ее, жесткая норма отсутствует. Правовые вопросы отданы в ведение государства.
3. Экономическая самостоятельность и свобода являются второстепенными по отношению к задачам спасения.
4. Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях.
5. Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, прежде всего на землю, и отсутствию «хозяина на земле»; преобладанию финансового капитала над промышленным.
Исламская модель
1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими положениях о частной собственности, труде как источнике благосостояния, греховности стяжательства, ростовщичества и несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и личности, а также справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов.
2. Введение этических ограничений на использование в денежно-кредитной системе ссудного процента.
3. Стимулирование организации системы прямого долевого участия в результатах экономической деятельности.
Англо-саксонская модель
1. Традиции «протес¬тантского капита¬лизма». Акшвное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуа¬лизм, запрет на рас¬трату времени, обя¬занность интенсив¬ного труда, опора на средний класс, сбере¬жение и приумноже¬ние средств как жиз¬ненная обязанность.
2. Инвестора отлича¬ет более отчетливая приверженность рис¬ку, больший эконо¬мический индивидуа¬лизм, меньшая под¬контрольность госу¬дарству крупным компаниям.
3. Человек обязан прикладывать все усилия для Выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных, обязанностей, в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, является результатом и выражением добродетели и умения в выполнении призвания.
Японская модель
1. Стремление к ие¬рархичности, тради¬ция верности лицам, стоящим на высшей ступени власти; ог¬раниченная трудовая мобильность (систе¬ма пожизненного найма). Стремление к продвижению по вертикали, внутри компании, а не по горизонтали (свобод¬ные профессии); меньшая привер¬женность риску.
2. Готовность быть опекаемым.
3. Предпочтение ру¬ководством компа¬ний интересов пер¬сонала интересам ак¬ционеров («корпора¬ция-сообщество», «корпорация-семья», сохранение занятости и оплаты труда в ущерб дивидендам знач. социальные выплаты, системы оплаты труда, в кото¬рой ее размер увели¬чивается с возрастом работника).
4. Выраженный кол¬лективизм, подчине¬ние более общест¬венному, чем инди¬видуальному, склон¬ность к само¬ограничениям (этика «честной бедности», самопожертвования во имя дела); высокая норма сбережений населения и практицизм.
Тема данного исследования касается изучения аспектов деловой этики предпринима¬тельства, которые находятся под влиянием исламских религиозных культурных ценностей. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию ка¬питализма в наибольшей степени способствовал протестантизм. Исламская концепция исхо¬дит из того, что этические и экономические стороны человеческого поведения неразрывно связаны между собой. Поэтому «исламскую экономику» можно определить как реализацию исламских этико-ценностных установок в экономической жизни человека и общества. Как заметил А. Арабаджан, «ислам в несравненно большей степени, чем другие религии, играет роль не только мировоззренческую, но и является универсальным источником регулирова¬ния быта, общественной жизни, общественного производства, обмена, распределения и потребления» . Такое всестороннее регулирование экономической и хозяйственной деятель¬ности нормами, имеющими религиозную основу, на наш взгляд, наиболее сильно проявляет¬ся в исламской доктрине в отличие от православия, которое, не имея прямого отношения к экономике и хозяйственной деятельности человека, скорее вносит некую независимость че¬ловека от мира, выражающуюся в поиске духовности и аскетическом противоборстве миру.

Глава II
ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА

Нравственность – основа исламского бизнеса

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравст¬венных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран от¬личается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству. Коран для му¬сульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в му¬сульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы вексе¬лей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся му¬сульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом.
В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотива¬ция, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Оче¬видно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероуче¬ние направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и правед¬ному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеж¬дения, так и с помощью религиозных обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению ми¬лости Аллаха, подчиняясь Его наказам.
Наконец, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведе¬ния. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедли¬вость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основан¬ный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную кон¬куренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изна¬чально все богатства мира принадлежат Аллаху, Который предал их во временное эффек¬тивное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговорен¬ный процент по кредиту даже в случае убытков;
• рост потребительских, государственных и международных долгов;
• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
• увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отра¬жаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:
• мусульман друг перед другом;
• всех перед законом и правосудием;
• мужчины и женщины перед Богом;
• социальной ответственности.
Основные установления шариата остаются неизменными с начала возникновения и до на-стоящего времени. Ислам – это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человече¬ских прав. Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от му¬сульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитву и отдавал часть своего имущества в пользу бедных» .
Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур втя¬нутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, опреде¬лившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих наро¬дов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.

Исторические предпосылки формирования экономической культуры в мусульманском обществе

Арабские завоевания VII–VIII вв. сыграли важную объединяющую роль в социально-экономической жизни вошедших в состав исламской империи стран Халифата. Это объеди¬нение привело к широкому экономическому и культурному общению регионов, открыло большие возможности для обмена опытом и повсеместно способствовало развитию земледе¬лия, ремесла и торговли на основе регулирования шариатской практикой .
Вместе с тем унификация политической жизни не только не привела к утрате местной экономической специфики или к разрыву с былыми формами хозяйства, но, напротив, спо¬собствовала углублению традиций и явилась дополнительным стимулом для расширения экономических связей, при которых каждая из областей Халифата вносила свою лепту в об¬щественную хозяйственную жизнь.
Расцвет торговых отношений оказал решающее влияние на экономическое развитие стран Халифата, и масштабы торговых сделок намного превосходили торговые операции в средневековой Европе. Существовали разные корпоративные формы организации. Торговцы объединялись в ассоциации, подобные гильдиям позднесредневековой Европы, которые иг¬рали важную роль в общественной и частной жизни своих членов. Торговцы гордились при¬надлежностью к определенной корпорации. Члены ремесленно-торгового объединения кол¬лективно выплачивали налоги, а при собирании их устанавливали справедливые, равные для всех правила. В них шла совместная культурная жизнь с праздниками, шествиями и моле¬ниями.
Были специальные, назначавшиеся полицией и исполнявшие свои обязанности под на-блюдением судей (кади) чиновники, которые несли ответственность за соблюдение правил торговли. Первоначально их называли «главами рынка». Со временем их функции рас¬ширились, и их стали называть мухтасибами, то есть ответственными за хисба (букв, «расчет» и «воздаяние на небесах»), то есть обязанными поощрять «хорошее» и препятствовать совершению «дурного». Они должны были следить за соблюдением всех правил обществен¬ной морали, профессиональной этики и за поведением мусульман. Им вменялось в обязан¬ность контролировать правильность мер и весов, дабы уберечь потребителей от обмана, а в голодное время – от незаконного повышения цен.
На протяжении 80-х годов XX столетия идея возврата к раннеисламской деловой практи¬ке получала все большее распространение не только среди мусульманских теоретиков, но и среди предпринимателей-мусульман. Многих из таких бизнесменов привлекала ориентиро¬ванность этой практики на кооперирование усилий, на взаимное страхование предпринима¬тельского риска. Главным же для современного мусульманского предпринимательства было опереться на исламскую традицию. Сама традиционная опора, равно как и ее теоретическое обоснование, являлись важнейшим компонентом формирования новой экономической куль¬туры на Востоке. В ней, как и во всем мире, кристаллизировались «поддерживаемые естест¬венным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мыслей, действий, взаимопо¬мощь», заключалась «сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и не заменяемый ничем моральный и материальный ресурс экономического роста» .
Далеко не случайно, что в рамках «возрождения ислама» акцент делался на возврат к раннемусульманскому партнерскому бизнесу. Ведь на Востоке индивидуальное предприни¬мательство традиционно занимало намного более слабые позиции, нежели разного рода то¬варищества. Обращает внимание другое обстоятельство: наибольшую активность в изложе¬нии планов и способов современной организации исламского бизнеса проявляли и проявля¬ют те выходцы из стран Востока, которым довелось ознакомиться с теорией и практикой за¬падного рыночного хозяйствования.
Сегодня на мусульманском Востоке набирает силу то направление исламской мысли, чьи представители целенаправленно разрабатывают проблемы и духовного, и материального существования человека в условиях рыночного хозяйствования. Более того, они рассматри¬вают этот вопрос в аспекте ролевых функций различных участников рыночных отношений.

Правовые источники мусульманской морали

В отличие от светского законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства отно¬сится к наиболее разработанным в науке мусульманского права. Шариат охватывает весь спектр мусульманской юриспруденции, который освещает как светские, так и религиозные вопросы. Шариат – это комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сун¬ной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их по¬ведение . Коран представляет собой Священное Писание – Слово Аллаха, а сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммада, посланника Аллаха, его поступками и изрече¬ниями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что психоло¬гию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первосте¬пенное значение Корана и сунны неоспоримо.
В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение ша¬риата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюде¬ния, установленных Аллахом и переданных людям через Пророка Мухаммада. Цели и ори¬ентиры шариата свидетельствуют, что шариат – это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата .
Фикх содержит оценочные категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные дейст¬вия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодатель¬ства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами об¬щества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и сунне, а следовательно, являются для адептов ислама вечными и неизменными.
По мнению авторитетных исламских богословов, шариат призван служить интересам че¬ловека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно не¬обходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и за¬щиту одной из пяти основных ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.
Шариат устанавливает для мусульман нормы сельскохозяйственной деятельности, усло¬вия аренды и составления земельного кадастра, в нем рассматриваются вопросы производ¬ства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции.
Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусуль-манские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это от¬носится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к не¬которым социально-экономическим и коммерческим институтам, например кредитно-финансовой системе.

Влияние мусульманской морали на экономическую систему в целом

Было бы неверно говорить об исламской экономике как об отдельном экономическом учении и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и от¬дельных экономических школ в частности. Это не изолированная система с идеализирован¬ными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инстру¬ментарием.
Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы ко¬торого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков. В этом отношении мы располагаем учениями Авраама, Моисея, Иисуса и завер¬шающим, включающим в себя законы мироздания учением Пророка Мухаммеда.
Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются собственности, роли и задач исламских банков, ростов¬щичества и ссудного процента (риба), а также способов преодоления экономической отста¬лости мусульманского мира и решения проблем бедности основной массы его населения. Теологи и экономисты подчеркивают при этом особую роль мусульманской этики и прису¬щую ей способность ограждать хозяйственную активность от злоупотреблений и безза¬коний. Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хо¬зяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй, – писал он, – если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей» . Все экономические категории, такие как деньги, богатство, ка¬питал, производство, рассматриваются человеком через призму моральных норм и ценност¬ных ориентиров исламской религии.
Комиссия по вопросам понятий и методологии исламской экономики сформулировала следующие основные элементы исламской экономической модели:
• бытие и имущество от Аллаха;
• все, что делает человек, – с согласия Аллаха;
• частная собственность, которую утвердил ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходованием средств и уплатой финансовых долгов;
• экономический порядок в исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью .
Задачи исламской экономической мысли заключаются, по мнению богослова Мухаммеда Бакира аль-Садра, в утверждении этического кодекса мусульманской деятельности в инте¬ресах развития экономики, а также отвращения людей, вовлеченных в бизнес, от неправед¬ности, несправедливости и греховности.
Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точ¬ки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной. Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада ка¬ждого члена общества в производство общественного блага. Ислам поощряет желание чело¬века работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия.
Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила передачи ее определены божественными предписаниями. В то же время накопление богат¬ства ради богатства приводит человека к греховным и незаконным действиям. Ислам же призывает к увеличению благ с целью получения власти над богатством и извлечения выго¬ды из него.
Производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного про¬цесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и праведную выгоду), капи¬тал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Бог). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.
Концептуальные начала исламской экономики и вытекающих из нее прав человека и об¬щества содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. XV):
• в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами;
• все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом;
• всякий человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов;
• бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом;
• все средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
• для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуа¬тации ислам запрещает монополии, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщиче¬ство, использование принудительных мер при заключении сделок, публикацию лживой рек¬ламы;
• в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности .
Вышеперечисленные положения очень кратко и точно описывают базис исламского биз¬неса, на котором строятся экономические взаимоотношения между субъектами хозяйствен¬ной деятельности.
В системе распределения материальных благ в исламском обществе действует специфи¬ческое налоговое законодательство. Оно включает различные обязательные налоги на иму¬щество, такие как закят, харадж, ушр. Существует также категория очень желательного для состоятельных граждан добровольного пожертвования малоимущим (садака).
Общественное и экономическое устройство государства строится в соответствии с прин¬ципом сбалансированного, гармоничного развития всех сфер жизни: социальной, экономи¬ческой, политической, культурной и т. д., где главный акцент ставится на догмат о единобо¬жии (таухид) в качестве связующего звена между «духовным» и «материальным». Как счи¬тает известный мусульманский деятель Мухаммад Абдул Рауф, «исламская экономическая доктрина определяет границы дозволенного, в пределах которых уравновешиваются духовные и материальные потребности, а также индивидуальные и общественные обязательства» .
Как известно, в обязанности любого государства входят поддержание законности и по¬рядка, обеспечение национальной безопасности, ликвидация бедности, создание условий для полной занятости населения и быстрого экономического роста, стабильности цен, для социальной справедливости и социального обеспечения, продвижения по пути равного рас¬пределения доходов и богатства. Все эти установки не чужды и государству, конституция которого построена по принципам шариата.
Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распреде¬лении результатов хозяйственной деятельности. Эту мысль продолжает Мухаммад Абдул Рауф: «Исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные уст¬ремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности». Он также подчеркивает, что мусульманская этика имеет особо важное значение в наше время, когда «мир бизнеса и индустрии» столь нуждается в мораль¬ной защите перед лицом крупномасштабной коррупции .
Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расши¬рение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослаб¬ляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост или вообще от¬казаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно-общественные интересы.
Очевидно, что исламская экономическая система, сложившаяся в структуре мусульман¬ского общества, может быть эффективной прежде всего в мусульманском цивилизационном пространстве. Вместе с тем углубление экономической интеграции в современном мире ве¬дет к сближению исламских и неисламских бизнес-структур.

Представление о собственности

Ислам признает право каждого мужчины или женщины на собственность, приобретен¬ную законным путем, полученную в качестве дара или по наследству.
В Коране подчеркивается благочестивый характер частного владения собственностью, основанной на личном труде. При этом не делается различий между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, оборудование и пр.) и на потребительские то¬вары (одежда, продукты, транспортные средства). Также признается и общественная собст¬венность, куда включают государственную и кооперативную собственность. При этом пер¬востепенное значение придается частному владению. Вместе с тем оговаривается необходи¬мость пресечения злоупотребления правом собственности, это относится, в первую очередь к запрету ссудного процента (риба), а также обязательности выплаты собственником налога в пользу бедных – закят. Термин «риба», по утверждению М.Т. Степанянц, «приобретает более широкий смысл – запрет на всякое несправедливое увеличение капитала» . По мне¬нию Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуще¬ством. Соблюдение этого предписания приблизит общество к исламскому идеалу равенства. Коран напоминает владельцам разного вида собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ис¬лам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Так как человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью Которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущест¬ва правильно понимать ценность богатства и относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил… » (Коран, 6:165) .
Принцип неприкосновенности частной собственности имеет в исламе двойственный ха¬рактер: с одной стороны, шариат гарантирует право человека на частную собственность, а с другой – дает обществу право воспользоваться частью этой собственности. Это значит, что государство, конституция которого основана на шариате, взимает часть из суммы накоплен¬ного собственником актива и распределяет ее между социально необеспеченными группами населения. Выплачивать такой (закят) – долг и обязанность каждого мусульманина, опре¬деленная доля имущества которого превышает установленный размер.
Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в уве¬личении своего достатка, а это, в свою очередь, является фактором роста производства.
Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную ста¬бильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бед¬ность и нищета становятся уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за на¬живой, которое попирает интересы общества и мораль.

Теория фирмы в рамках исламской экономики

Главной целью человеческой деятельности является достижение мирских и духовных благ. Исламский производитель, так же как и потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая ак¬тивность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производст¬ва лежат следующие этические правила:
• максимизация социальной полезности общественных интересов (маслаха). Данное пра¬вило подчеркивает преимущество общественной выгоды над частными интересами, важную роль взаимопомощи, особенно в чрезвычайных ситуациях;
• цели производства фирмы и виды деятельности должны соотносится с шариатом. Без¬условно, что структура отраслей хозяйства экономик различных стран мира в целом схожа, независимо от религии или формы правления. Исламская концепция рассматривает произ¬водство как процесс достижения целей, не противоречащих шариату. Например, легкая промышленность не должна выпускать одежду, которая не соответствует критерию скром¬ности и сдержанности, сельское хозяйство – заниматься свиноводством и т. д.;
• справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – закят и бла-готворительность;
• двойной контроль в управлении: божественный – на основе внутренней веры, внеш¬ний – со стороны уполномоченных органов;
• запрещение нанесения вреда и ущерба другим («ла зарар ва ла зирар») или минимиза¬ция общественных потерь.
Основные характеристики исламской фирмы:
• фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и ус¬тановления приемлемых цен;
• фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошен¬ничества и обмана;
• фирма рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим из¬держкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда опти¬мальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и пре¬дельного дохода: MC=MR;

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс