Саййид Кутб Физилал ал-Куран
(«Под сенью Корана»)

Саййид Кутб (1906-1966) – теоретик и идеолог «Ассоциации братьев-мусульман». Родился в городке Муша (Средний Египет) в знатной, но обедневшей семье. Под влиянием отца, провинциального политического деятеля, связанного с партией «Ватан» Мустафы Камиля, рано познакомился с кругом политических проблем своего времени. Закончил педагогический колледж, а затем и институт Дар ал-улум. Учительствовал в провинции, был инспектором министерства просвещения, автором множества отвергнутых проектов реорганизации системы образования. Был членом партии «Вафд», затем вышел из нее, сохраняя интерес к партийной политике вплоть до конца второй мировой войны. С 1933 по 1947 г. выпустил 11 книг (главным образом это литературная критика, поэзия, автобиографическая проза), из которых только две были связаны с Кораном. В многочисленных журнальных и газетных статьях проявил себя прекрасным полемистом. До 1946 г. находился под влиянием творчества Махмуда Аббаса ал-Аккада, одного из идеологов арабского национализма.
Резкая критика режима короля Фарука, прозвучавшая в статьях Кутба, привела в 1946 г. к фактическому изгнанию его из страны. Он был направлен в бессрочную командировку в США. Под воздействием американского образа жизни оторванный от дома и привычных связей Кутб переживает резкий внутренний перелом и обращается к исламу как к единственной системе ценностей, способной противостоять «индивидуализму, культу доллара меркантильного Запада и воинствующему атеизму коммунистического Востока, ведущего человеческую личность к полной деградации».
Осуждение им американского образа жизни было явлено в столь резкой форме, что по возвращении в 1951 г. в Египет он был вынужден подать в отставку со службы в министерстве просвещения. В том же 1951 г. С. Кутб вступает в «Ассоциацию братьев-мусульман». Эту дату он впоследствии назовет своим новым рождением. Через год он был избран членом Руководящего бюро (Мактаб ал-иршад) «Ассоциации» в качестве главы Отдела исламской пропаганды.
Пришедший к власти в результате революции 1952 г. новый режим некоторое время сотрудничал с «Ассоциацией братьев-мусульман», затем последовал разрыв, и в 1953 г. С. Кутб провел первые три месяца в тюрьме. Покушение на Гамаля Абдель Насера, предпринятое членом «Ассоциации» 26 октября 1954 г., привело к волне арестов в их среде. Одним из первых был арестован С. Кутб. После пыток он был приговорен к двадцатипятилетнему заключению в лагере. Именно здесь ему удалось написать и даже опубликовать в Каире в виде серии брошюр свой знаменитый тафсир «Фи зилал ал-Куран», а также ряд других работ, составивших в своей совокупности идеологическую основу движения «Ассоциация братьев-мусульман».
В 1964 г. по просьбе иракского президента С. Кутб был ненадолго освобожден, однако менее чем через год арестован вновь. После допросов и новых пыток С. Кутб и двое его соратников были приговорены трибуналом во главе с будущим президентом Египта А. Садатом к смертной казни и повешены 29 августа 1966 г.
С 1951 по 1966 г. С. Кутб написал восемь работ, в которых развивались различные аспекты идеологии «исламского возрождения». Содержание его последнего сочинения, своего рода политического завещания – «Маалим фи-т-тарик», четыре из тринадцати глав которого он целиком взял из своего тафсира, послужило причиной последнего ареста и казни автора. Фанатическая убежденность, незаурядный литературный и полемический талант, мученическая смерть превратили Саййида Кутба в одну из наиболее почитаемых фигур в консервативной мусульманской среде. Его сочинения, публикуемые сегодня огромными тиражами, в том числе и в переводе на основные западноевропейские языки, составляют одну из основ современной исламской пропаганды.
Тафсир С. Кутба «Фи зилал ал-Куран», опубликованный в шести томах in folio, был написан между 1963 и 1964 гг. В предисловии к сочинению автор скромно характеризует его как «ряд размышлений и впечатлений, рожденных в период жизии, проведенный под сенью Корана» (1, 18). На самом деле это развернутый тафсир ко всему тексту Корана, в котором автор опирается на свои прежние работы, посвященные Корану («ат-Тасвир ал-фанни фи-л-Куран» (1945); «Машахид ал-кийама фи-л-Куран» (1947) и исламской догматике, свои политико-религиозные сочинения (например, «Маракат ал-ислам ва-р-расмалийа» (1951), работы таких виднейших представителей «исламского возрождения», как индо-пакистанские деятели Абу-л-Ала ал-Маудуди и Абу-л-Хасан ан-Надави. Большой отрывок из работы «Маза хасира ал-алам би-нхитат ал-муслимин» ан-Надави, духовного лидера пакистанской «Джамаат ат-таблиг», включен Кутбом в его комментарий на суру 98 и является прекрасным образцом духа и стиля политико-религиозных сочинений такого рода, где тенденциозные исторические описания часто служат оправданием сегодняшних политических оценок и действий.
С. Кутб опирается и на труды таких виднейших средневековых мухаддисов и муфассиров, сторонников метода ат-тафсир би-л-масур, как ал-Бухари (ум. в 256/870 г.), Муслим (ум. в 261/875 г.), ат-Табари (ум. в 310/923 г.), Ибн Касир (ум. в 774/1373 г.). Частыми являются внутрикоранические перессылки. Кутб старается объяснять Коран самим Кораном, следуя принципу ал-Куран йуфассиру бадуху бадан («Коран объясняет сам себя»). В целом, он использует в своей работе самые разнообразные сочинения – от стихов Омара Хайяма до трудов Джулиана Хаксли (1887-1975), известного английского биолога и философа, одного из создателей современной синтетической теории эволюции.
Вокруг наследия С. Кутба и сегодня идет упорная борьба не только в лагере его прямых оппонентов, но и среди сторонников различных направлений «исламского возрождения». В качестве примера можно привести концепцию джахилии, разработанную С. Кутбом. Для него в состоянии джахилии пребывает весь мир – не только страны, где господствует «материалистический коммунизм» или «торгашеский капитализм», но и мусульманские страны, где, по его мнению, принципы веры подверглись длительному и значительному искажению. На этом тезисе строят свои доводы как сторонники наиболее экстремистского направления, так и более умеренные деятели. Первые считают, что «джахилийский характер» современного египетского и вообще мусульманского общества требует отказа от общения с ним как с неверующими (такфир) и борьбы против власти предержащей (Мустафа Шукри, Али Абду Исмаил), вторые утверждают, что С. Кутб, когда говорил о мусульманских странах, вкладывал в понятие джахилии прежде всего моральный и интеллектуальный смысл и никогда не призывал к такфиру (Йусуф ал-Азм). Последнюю точку зрения разделяет и брат С. Кутба – Мухаммад, ставший основным издателем и толкователем его трудов.
Тафсир С. Кутба частично переведен на английский и французский языки, готовится полный английский перевод .
Сура «ал-Баййина». Мединская, в ней восемь айатов
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! В Свитке и в большинстве преданий эта сура считается мединской. В некоторых преданиях говорилось и о ее мекканском происхождении. Учитывая предания и повествовательный характер изложения, она, вероятнее всего, мединского периода, однако нельзя считать невероятным и ее мекканское происхождение. Упоминание в ней заката и людей Писания нельзя рассматривать как довод против этого. Ведь имеется упоминание людей Писания и в некоторых сурах мекканского происхождения. В Мекке были люди Писания: одни из них уверовали, другие – не уверовали. Также и христиане Наджрана приходили делегациями к Посланнику – да благословит его Аллах и да приветствует! – в Мекку и уверовали, как известно. Упоминание заката также имеется в мекканских сурах.
Сура затрагивает ряд исторических и религиозных истин в повествовательной форме, что наряду с преданиями, повествующими об этом, склоняет чашу весов в пользу того, что она является мединской.
Первая истина – это то, что миссия Посланника – да благословит его Аллах и да приветствует! – была необходимой, чтобы отвратить тех из людей Писания и многобожников, которые не веровали, от заблуждения и разногласий, до которых они дошли. И отвратиться от этого они могли только благодаря этой миссии. Не отошли неверующие из числа людей Писания и многобожников [от неверия], пока не пришло к ним явное доказательство – посланник от Аллаха, читающий свитки очищенные, в которых писания истинные.
Вторая истина. Люди Писания разошлись в своей вере не из-за невежества и не из-за неясности в ней. Они разошлись лишь после того, как пришло к ним знание и пришло к ним явное доказательство. И разделились те, кому было дано Писание, только после того, как пришло к ним явное доказательство.
Третья истина. Религия в своей основе едина, принципы ее простые, ясные. Они не ведут к расколу и расхождению в их сущности. Их природа проста, легка [для понимания]. И было велено им только поклоняться Аллаху, отдавая одному ему свою веру, обратившись к единому Богу, совершать молитву, вносить закат. Это – правоверие!
Четвертая истина. Те, которые не уверовали, «после того, как пришло к ним явное доказательство» – «худшие из тварей». «Те же, что уверовали и совершали дела праведные» – «лучшие из тварей». Поэтому явно различается воздаяние одним и другим. Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не уверовали, вечно пребудут в огне геенны. Это худшие из тварей! Воистину, те, которые уверовали и совершали дела праведные, – лучшие из тварей! Воздаяние им у их Господа – сады адна, из-под которых вытекают реки и в которых они пребывают вечно. Аллах доволен ими, а они довольны им. Это для тех, кто убоялся Господа своего.
Эти четыре истины очень важны как для постижения роли исламской доктрины и последнего Послания, так и для представлений о вере. Ниже мы подробно изложим это.
Не отошли неверующие из числа людей Писания и многобожников [от неверия], пока не пришло к ним явное доказательство – посланник от Аллаха, читающий свитки очищенные, в которых писания истинные.
Земля крайне нуждалась в новом Послании. Нечестие распространялось повсюду, так что надеяться на праведность на ней можно было только благодаря новому Посланию, новому пути, новому движению. Неверие проникло в убеждения всех ее обитателей – будь то люди Писания, которые прежде знали небесные вероучения, а потом извратили их, или же многобожники на Аравийском полуострове и вне его.
Они могли отойти и отвернуться от неверия, к которому перешли, только с помощью нового Послания, только при содействии Посланника, который сам является ясным, решающим, различающим доказательством. Посланник от Аллаха, читающий свитки очищенные, – очищенные от многобожия и неверия – в которых писания истинные. Слово «писание» (книга) обычно сопровождает название определенной темы, как говорят: «книга очищения», «книга молитвы», «книга предопределения», «книга воскресения», а это «свитки очищенные», т.е. это Коран. В них «писания истинные», т.е. подлинные темы и истины.
Поэтому и пришло это Послание для разъяснения им, и пришел в свое время этот Посланник, и пришли эти свитки и то, что в них написано из Писаний истин, с тем чтобы они на всей земле произвели перемену, посредством которой земля только и может быть исправлена. Что же касается того, как нуждалась земля в этом Послании и в этом Посланнике, то мы ограничимся для разъяснения этого выдержкой из ценной книги, которую написал ученый муж, мусульманин ас-саййид Абу-л-Хасан Али ал-Хасани ан-Надави, под названием «Что утратил мир с упадком мусульман». Это самое ясное и емкое из того, что мы прочли по этой теме.
В первой главе первой части говорится: «Шестой и седьмой века от Рождества Христова, без сомнения, – один из периодов наибольшего упадка в истории. Человечество уже века опускается, скатывается, и нет на земле силы, которая удержала бы его своей рукой и помешала бы ему падать. И все росла в те дни скорость его падения и морального разложения. В тот век человек забыл своего Творца, забыл себя и свой удел, потерял благоразумие и способность различать добро и зло, хорошее и плохое. Уже давно стал неслышным призыв пророков. Светильники, которые они зажгли, угасли от бурь, обрушившихся после них, либо сохранились, но их ничтожный свет освещал лишь немногие сердца, не говоря уже о домах, не говоря уже о городах. Люди религии ушли с арены жизни, ища спасения в монастырях, церквах и кельях, обратившись со своей верой в бегство от смут и спасая свои души, желая покоя и тишины. Они бежали от тягот и трудностей жизни, потерпев неудачу в борьбе религии и политики, духа и материи. Тот же из них, кто остался в потоке жизни, примирился с царями и мирскими людьми и содействовал им в их грехе и несправедливости, «…и пожирал имущества людей попусту…» .
Великие религии стали добычей забавляющихся и играющих, развлечением преступников и лицемеров, так что утратили свой дух и образ. Если бы их первые последователи воскресли, они бы не узнали их. Колыбели цивилизации, культуры, власти и политики стали ареной анархии, разложения, беспорядка, дурного устроительства и насилия правителей. Они занялись собой, не неся миру Послания и народам призыва. Они обанкротились в своей морали, источник их жизни иссяк, не имея ни чистого родника небесной веры, ни твердого порядка земной власти…» .
Этот беглый обзор рисует в общих чертах состояние человечества и религий накануне пророческой миссии Мухаммада. И Коран указал на проявления неверия, которое охватило и людей Писания, и многобожников в разных местах. Так, говорит Он об иудеях и христианах: «И сказали иудеи: «Узайр – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». И говорят иудеи: «Христиане – ни на чем!». И говорят христиане: «Иудеи – ни на чем!» .
Об иудеях Он сказал: «И сказали иудеи: «Рука Аллаха привязана!» . У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет! Руки у него распростерты. Расходует он, как желает» .
О христианах Он сказал: «Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах – Мессия, сын Марйам» . Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах – третий из трех» .
О многобожниках Он сказал: «Скажи: «О, вы неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться. И вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться. И я не поклоняюсь тому, чему вы поклонялись. И вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться! У вас – ваша вера, и у меня – моя вера» . И многое помимо этого.
За этим неверием было то, что за ним следует: охватившая землю злоба, упадок, раздор, опустошение. «В целом на земле не было ни общины добродетельной, ни общества, опирающегося на [законы] нравственности, ни правления, построенного на справедливости и милосердии, ни руководства, основанного на знании и мудрости, ни верной религии, переданной от пророков» . Поэтому милость Аллаха к человечеству потребовала отправления от Него Посланника, «читающего свитки очищенные, в которых писания истинные». Те, кто не веровал из многобожников и тех, кому было дано Писание, могли уйти от этого зла и порока только благодаря миссии этого Посланника, спасителя, ведущего по правильному пути, разъясняющего…

Комментарии закрыты.