Ислам классический (Родионов)

М. А. Родионов

МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК

ИСЛАМ КЛАССИЧЕСКИЙ

ЦЕНТР
«ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ»

М. А. Родионов

ИСЛАМ
КЛАССИЧЕСКИЙ

Санкт-Петербург
2001

УДК 297
ББК 338,0
М. А. Родионов. Ислам классический. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. – 256 с. («Мир Востока», IX).

В чем сила ислама? Что привлекательного в этой вере для лю¬дей иных культур? Каковы обязанности мусульманина? Кто такие Пророк Мухаммад, праведные халифы? Омейяды и Аббасиды? Когда был записан Коран и что говорится в нем о Боге и челове¬ке? Что такое первоначальный, классический ислам и почему имен¬но к нему в наши дни обращаются ревнители веры? Эти и другие вопросы рассматриваются в книге известного российского арабис¬та Михаила Родионова, предназначенной для самого широкого круга читателей.
В книге пять глав. Первая рассказывает о жизни Мухамме¬да, Посланника Аллаха: о его месте среди других пророков, пер¬вом откровении, ранней мусульманской общине, о его трудах и сражениях. Вторая посвящена становлению исламской державы, или Халифата: четырем праведным халифам, династиям Омейядов и Аббасидов. Третья характеризует исламское вероучение: Священ¬ное Писание и Предание. Четвертая излагает основы мусульман¬ского права. И наконец, пятая глава рассматривает проблему зна¬ния в исламе: Бог, Вселенная, человек. В Приложении даны пере¬воды автора из мусульманского Священного Предания и благочес¬тивых стихов, часть которых публикуется на русском языке впервые.
ISBN 5-85803-161-7
Перепечатка данного издания, а равно отдельных его частей запре¬щена. Любое использование мате¬риалов данного издания возможно исключительно с письменного раз¬решения издательства.
Исключительное право на распро¬странение настоящей книги на тер¬ритории Российской Федерации и за ее пределами принадлежит «Пе¬тербургскому Востоковедению».
© М. А. Родионов, 2001
© «Петербургское Востоковедение», 2001
Зарегистрированная торговая марка
Зарегистрированная торговая марка

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. МУХАММАД – ПОСЛАННИК БОЖИЙ
Место и время
Житие
Смерть Мухаммада
Глава 2. ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО ИСЛАМА
Праведные халифы
Омейяды
Аббасиды
Глава 3. ВЕРОУЧЕНИЕ
Пять столпов ислама
Книга
Сунна и хадисы
Глава 4. ПРАВО
Шариат и фикх
Мазхабы
Правовое Древо: ветви и листья
Глава 5. МИРЫ ИСЛАМА
От Дней Творения до Дня Суда
Знание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Из хадисов Посланника Аллаха
2. Благочестивые стихи
ИСЛАМСКИЙ СЛОВАРЬ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Переводы
Исследования

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Древнем Риме хороших писателей называли «классиками», или образцовыми, а плохих – «про¬летариями», или производителями. Значит, клас¬сический ислам – это ислам образцовый, со-вершенный, а совершенство люди привыкли ис¬кать там, где уже все совершилось, – то есть в прошлом.
Золотой век ислама начался с первым откро¬вением, данным Пророку Мухаммаду около 610 года, и длился до его смерти в 632-м и далее, когда общиной мусульман управляли четыре пра¬ведных халифа (632 – 661). Золотой отсвет ле¬жит и на халифах из рода Омейядов (661 – 750), и на халифах династии Аббасидов (750 – 1258). Вот, собственно говоря, исторические рубежи этой книги.
Однако речь в ней пойдет не о мусульман¬ской истории, как в книге выдающегося исламо¬веда Густава фон Грюнебаума под сходным на¬званием (см. Рекомендуемую литературу), а о словах и деяниях Пророка Мухаммада, о веро¬учении, обрядах, праве, о взаимоотношениях Бо¬га и человека.
Не в пример недавнему прошлому, сегодня у нас много пишут и говорят об исламе. Но боль-шинству пишущих и говорящих остро не хва¬тает знаний, чье место поневоле заполняют пред-убеждения, домыслы и страхи. Чтобы понять, необходимо общаться, а для этого надо знать язык собеседника. Вот почему задача книги – изложить основы ислама, не выходя из круга его понятий и словаря, с полным уважением к этой самой молодой из великих религий наше¬го мира.
ГЛАВА 1
МУХАММАД – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Стать мусульманином легко. Достаточно в при¬сутствии уважаемых свидетелей произнести по-арабски:
– Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи.
Это называется шахада («свидетельство») и означает «Нет никакого божества, кроме Алла¬ха, а Мухаммад – Посланник Аллаха».
В немногих словах заключены два главных положения ислама – исповедание строжайше¬го единобожия и вера в пророчества Мухамма¬да – да благословит его Аллах и да приветст¬вует!
Шахаду надо говорить от самого сердца, ис¬кренне. Она считается недействительной, если произнесена от имени другого лица или в ка¬честве грамматического примера.
Итак, Мухаммад – Посланник Божий.

• Место и время

Впервые исламская истина прозвучала на горе Хира близ Мекки в 610 году от Рождества Христова, ночью священного месяца рамадан.
Мекка расположена в одной из долин Хиджаза, горной цепи вдоль Красного моря. С дав¬них пор этот город был торговым и духовным центром Западной Аравии – с рынком и не¬сколькими местами поклонения. В их числе – знаменитая Кааба, хранилище племенных идо¬лов и договоров, куда на ежегодное паломниче¬ство собирались оседлые и кочевники.
Истина эта была открыта мекканцу по име¬ни Мухаммад. Уединившись на горе для благо-честивых размышлений и поста, он увидел на самом краю неба свет, и некто окликнул его трижды.
«Читай! Читай! Читай!» – приказывал не¬бесный вестник и теснил его грудь свитком свя¬щенного Корана – что значит по-арабски «чте¬ние». Но Мухаммад не был учен грамоте, а по¬тому запомнил откровение с голоса.
Его охватила дрожь; вернувшись домой, он попросил жену закутать его, после чего услы¬шал во сне слова Бога:
О закутанный!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды свои очисть!
И скверны беги!..
И ради Господа твоего терпи!
(Коран 74: 1 – 7).

Большинство считает, что вестник Божий сперва передал Мухаммаду такое повеление:
Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил,
сотворил человека из сгустка.
Читай! Ведь Господь твой щедрейший,
Который научил тростинкой для письма,
научил человека тому, чего тот не знал…
(Коран 96: 1 – 5).
Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – Посланник Аллаха, а я – Джибрил». И огромная тень библейского архангела Гавриила заслонила самую высокую акацию са-мого дальнего сада.
Мухаммад поведал близким о всемогуществе Господа, о скором наступлении Судного Дня. Призвал каждого из них подчиниться воле Божь¬ей, то есть стать муслимом, очиститься от гре¬хов и творить добрые дела.
Первой ислам приняла жена Мухаммеда Хадиджа, затем – усыновленный им вольноотпу¬щенник Зайд и маленький Али, двоюродный брат Мухаммада, которого он взял в свою семью.
Ночь первого Откровения получила назва¬ние Лайлат ал-Кадр – Ночь решения судьбы, могущества и славы. Мусульманский мир отме¬чает ее 27 рамадана.

• Житие

Встреча на горе Хира навсегда изменила сорокалетнего мекканца и выделила его из сре¬ды земляков. Теперь каждая малость в его жиз¬ни приобрела новое значение, стала для сорат¬ников примером для подражания и поводом для размышлений.
Мухаммад происходил из рода хашим пле¬мени курайшитов, хранителей мекканского свя-тилища. Говорят, что он родился в «год Сло¬на» – во время неудачного похода в Западную Аравию эфиопского царя Абрахи с войском и боевыми слонами; это событие относят к 570 го¬ду. Его отец Абдаллах умер до рождения сына, его мать Амина скончалась, когда ему испол¬нилось шесть.
По обычаю горожан, младенец Мухаммад был отдан кормилице из кочевников – ее зва¬ли Халима – и до пяти лет жил у бедуинов племени саад. Покровителем мальчика в Мекке стал его дед Абд ал-Муталлиб, а затем – дядя Абу Талиб.
Мусульманское предание сообщает о мно¬жестве знамений, окружавших Мухаммада с дет¬ства и указывавших на его пророческое избран¬ничество. Так, несмотря на бескормицу, скот Халимы всегда давал молоко. В любую жару Мухаммада осеняло небесное облако, а ветви де¬ревьев преклонялись перед ним.
Однажды, когда он пас ягнят за шатрами бедуинов, двое в белых одеждах извлекли из серд¬ца Мухаммада черный сгусток крови, а затем омыли его сердце и очистили его внутренности снегом из золотого таза. Знамения случались и в Мекке, и в сирийской Босре, куда дядя Му¬хаммада брал его с собой.
С пятнадцати лет Мухаммад зарабатывал се¬бе на пропитание: пас овец, торговал, ходил с караванами. В двадцать пять женился на со¬стоятельной вдове Хадидже, которая сама сде¬лала ему брачное предложение.
Он стал отцом. Участвовал в торговых и воен¬ных делах курайшитов. Задумывался ли он о грядущем избранничестве?
Наверное, задумывался, внимая рассказам местных иудеев о том, что новым пророком бу¬дет выходец из аравитян. Или в путешествии с торговым караваном в далекую Сирию, где ви¬дел христианских монахов. Или когда вместе с сородичами занимался перестройкой мекканской Каабы и вынимал священный Черный камень из ее восточного наружного угла, а потом собствен¬норучно водружал его на прежнее место.
И до Мухаммада Аравия знала праведни¬ков – ханифов, которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в Единого Бога, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. Мусульмане называют первым ханифом проро¬ка Ибрахима – библейского Авраама, «друга Аллаха».
Мухаммад как раз и стремился восстано¬вить древний завет Авраама среди аравитян. Своими единомышленниками он поначалу счи¬тал иудеев и христиан. Ибо все они верят в Единого Бога и признают Божественное Откро¬вение, ниспосылаемое через пророков. Отверга¬ют идолопоклонничество и знают о грехе и воз¬даянии. Ждут Дня Суда в конце веков, угото¬вившего Рай праведным и Ад грешным.
Мухаммад – последнее звено в цепи про¬роков. Эта цепь начинается с первочеловека Ада¬ма, который еще на заре времен исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Считается, что древних пророков было не ме¬нее ста тысяч; некоторые мусульманские бого¬словы приводят цифру 124000, хотя в Коране упомянуто лишь двадцать восемь.
Девять пророков ислам называет «стойкими».
Первый из них – Нух, или библейский Ной. Подобно Мухаммаду, Нух призывал своих современников покаяться, сокрушить идолов и обратиться к Богу, объявлял им о близком ис¬пытании, но не нашел у них сочувствия. Тогда Бог повелел Нуху строить ковчег и разжег печь, где закипела вода, хлынув из-под земли и с не¬бес. Говорят, что нос многоярусного ковчега напоминал голову петуха, а корма – петуши¬ный хвост.
Ковчег укрыл людей и животных – от му¬равья до осла, с которым туда пробрался Дья-вол-Иблис. Нух взял на борт прах нашего прародителя Адама. Кипящая вода затопила всю сушу, уничтожая неверных. Обошла она лишь заповедную землю Мекки. Сама же Кааба, по¬ка не схлынули воды, была поднята на небо ан¬гелом Джибрилом, который сохранил и Священ¬ный камень, еще не почерневший тогда от гре¬хов человеческих.
Обитатели ковчега спаслись на аравийской горе ал-Джуди или на вершине Арарата. Отту¬да, по легенде, Нух послал на землю ворона, но тот не вернулся назад. Зато горлинке, возвес¬тившей о прекращении потопа, пророк подарил ожерелье: с тех пор у всякой горлинки на шее белая полоса.
Следующий из девяти стойких – пророк Ибрахим, друг Аллаха, провозвестник единобо¬жия, родоначальник арабов и евреев, получив¬ший от Бога свитки Писания. Еще юношей Иб¬рахим не захотел поклоняться идолам своего народа. Отверг он и поклонение звездам, луне и солнцу, ибо, сказал он, Господь не может быть закатывающимся и заходящим.
Избрав веру в Творца всего сущего, он про¬брался в капище и разбил всех идолов, кроме главного, а затем предложил сородичам спросить у самого кумира, что же произошло. Ему воз¬разили: идолы не говорят; тогда Ибрахим отве¬тил: «Разве можно поклоняться бессловесному?»
За поношение веры отцов его приговорили к сожжению в огненной печи, но Бог спас его и вместе с благочестивым Лотом укрыл в Зем¬ле Обетованной. Там от невольницы Хаджар (биб¬лейская Агарь) у него родился сын Исмаил, ле¬гендарный предок арабских племен, а от старой жены Сары произошел на свет Исхак (Исаак), предок евреев. Когда жена изгнала Хаджар и ее младенца, он перевез изгнанников в мекканское ущелье, где постоянно навещал их.
Там Ибрахим с сыном восстановили земную Каабу. До сих пор рядом с ней существует ма¬кам Ибрахим – след ибрахимовой ступни, от¬печатанной в камне. В мекканском ущелье Бог явил ему чудо, оживив останки четырех птиц, разбросанные вперемешку на вершинах четы¬рех гор.
В этих местах Ибрахим боролся с Дьяволом и принес в жертву Богу ягненка вместо собст-венного сына, достойно выдержав страшное ис¬пытание. Гробница Ибрахима в палестинском мусульманских святынь.
Третьим был Да уд (Давид), получивший от Бога Священное Писание – Забур, или Псал¬мы, а также власть, красноречие и мудрость. Дауд первым научился плавить железо и ковать кольчуги. Он воспевал Аллаха в псалмах, и пти¬цы вторили ему. Дауд боролся с нечестивым ца¬рем Джалутом (Голиафом). Вместе с сыном сво¬им Сулайманом (Соломоном) он вершил пра¬ведный суд и наказывал грешников: так жите¬ли города Айла были обращены в обезьян за то, что не чтили субботу, а ловили в этот день ры¬бу. В Бейт-Лахме (Вифлееме) по сей день по¬читают могилу Дауда, наместника Божьего.
Далее следует Йакуб (Иаков), или Исраил, отец следующего стойкого пророка Йусуфа, или Иосифа Прекрасного. Аллах благословил в ли¬це Йакуба-Исраила всех наследников Ибрахи-ма, пожаловав ему благочестивый нрав и про¬роческий дар. В разлуке с Йусуфом отец поте¬рял зрение, но чудесно прозрел как только ру¬бище любимого сына коснулось его глаз.
Коран подробно рассказывает историю Йу¬суфа – от вещего сна, где юноше поклонялись Солнце, Месяц и звезды, до пребывания в Егип¬те, где он отверг любовные притязания знатной жены Зулайки, стал казначеем египетского ца¬ря, примирился со своими братьями-завистниками, чьи козни привели его некогда на чужби¬ну, и встретился с отцом.
Шестым из стойких обычно называется Аййуб, библейский Иов. Он был пророком на юге Сирии, но Бог решил испытать его стойкость, отдав его Дьяволу, который навлек на правед¬ника болезни и тяготы. Аййуб претерпел их без ропота, уповая на Господа, и Он указал ему це¬лебный источник, вернул и семью, и благопо¬лучие. С тех пор этот пророк помогает страж¬дущим.
Муса (Моисей), пророк Божий, получил от Него в качестве Писания Тауру (Библию) для различения добра и зла. Муса родился в Египте. Вразумленная свыше, его мать пустила ко¬лыбель с новорожденным по водам Нила, и ко¬гда безымянного младенца взяли на воспитание в дом царя Фирауна, нанялась туда кормилицей.
Убив в случайной драке египтянина, Муса бежал на Синай, женился и жил как обычный смертный. Но Господь воззвал к нему из огнен¬ного куста и послал его вместе с братом его Харуном (Аароном) назад в Египет, дабы про¬поведовать единобожие и вывести потомков Исраила из страны Фирауна.
Бог наградил неловкого на язык Мусу спо¬собностью к чудотворству, что принесло ему по¬беду в состязании с египетскими колдунами: по¬сох каждого из участников обратился в змея, но змей Мусы пожрал всех прочих. После это¬го израильтяне и некоторые из египтян при¬знали единого Бога.
Однако Фираун не сдавался. Он приказал вы¬строить из глины башню до небес, чтобы пока¬зать свое превосходство над Господом Мусы, но Господь послал семь новых знамений, а имен¬но – скудные годы, неурожай, потоп, саранчу, зловредных мух, жаб и кровь. Устрашенный Фи¬раун вынужден был отпустить народ Мусы из Египта, однако не выдержал и бросился за ним вместе с войском. Чудесный посох Мусы заста¬вил воды Красного моря расступиться перед людьми Исхода. Затем волны захлестнули еги¬петских воинов и башню фараонову. Сам Фираун перед смертью признал правоту Мусы и покаялся.
В пустыне Муса напоил людей, изведя из земли двенадцать источников, и накормил их ман¬ной и перепелами, упавшими с небес. На Синае Бог говорил с Мусой и вручил ему скрижали с увещеванием и разъяснением для всякой вещи. Бог пожалел Своего пророка и не явился ему в полной Своей силе, которой люди выдержать не могут, ибо даже горы при подобном зрелище рассыпаются в прах.
Спустившись с вершины, Муса увидел свой народ поклоняющимся золотому тельцу и унич-тожил идола. За нестойкость в вере Бог сорок лет водил их по пустыне после кончины Мусы.
В Коране говорится также, что пророк учил¬ся мудрости у некоего раба Аллаха, в котором мусульманская традиция видит бессмертного Хидра, ожидающего Судного Дня, так и не познав смерти в этой жизни.
Кроме Хидра, покровителя мореплавателей, к бессмертным относятся хранитель странству¬ющих по суше Илйас (Илья), мудрец-небожи¬тель Идрис, Иса.
Иса (Иисус), сын Марйам (Марии), послан¬ник Божий, – восьмой из стойких пророков. Из Писаний Бог открыл ему Инджил, или Еван¬гелие. Иса подобен Адаму, ибо сотворен непо¬средственно самим Творцом.
Дух святой, или ангел Джибрил, возвестил непорочной деве Марйам, что у нее родится чистый младенец. С самого рождения он умел го¬ворить, объявил матери о том, что Аллах дал ему Писание, сделал пророком и уготовил ему воскресение после смерти.
Иса с детства свершал многие чудеса: ле¬пил птиц из глины и вдыхал в них жизнь. Позд¬нее он исцелял слепых и прокаженных, ожив¬лял мертвых, прозревал сквозь стены, разделял со своими помощниками-апостолами трапезу, низведенную с неба. Он не был распят врага¬ми, но взят на небеса живым.
Перед Судным Днем Иса сокрушит Антихриста-Даджжала и вместе с Мессией-Махди установит на всей земле справедливость. Иса называл себя Словом от Аллаха, но отнюдь не сыном Божьим. Он отрицал Троицу и предрекал явление грядущего посланника по имени Ахмад.
С Ахмадом отождествлял себя девятый из стойких пророков – Мухаммад, получивший от Бога Коран.
Исламские пророки – это люди, через ко¬торых вещает Господь. Высшие из них – по¬сланники, их насчитывается триста тринадцать. Им Бог ниспослал Писание. Череду посланных Богом замыкает Мухаммад – Печать Пророков.
Многих праведников Бог наделил даром чу¬дотворства. Рассказывают, как исполнялась их молитва, как видели они сокровенное, подыма¬лись в воздух и приводили в движение пред¬меты, ходили по водам, в мгновение ока поко¬ряли огромные расстояния, презирали жажду и голод, оживляли мертвое, сокрушали врагов, усмиряли диких зверей.
Творец мировых законов нарушал их ради посланников и пророков: так возникали непод-ражаемые чудеса. И даже простые угодники Божьи получали от щедрого Бога способность к удивительным деяниям.
Но чудеса не доказательства святости, ведь они доступны и грешникам; достаточно вспом¬нить Даджжала, Фирауна или строителя Вави¬лонской башни Нимруда-охотника. Мухаммад отверг искушение чудотворством, ибо все его помыслы, слова и поступки ясно указывали на его посланничество, а значит, сами по себе бы¬ли неподражаемым чудом.
Ислам рассматривает Мухаммада как совер¬шеннейшего человека. Его житие есть предмет тщательного изучения, высший образец для всех верующих.
Слова Мухаммада были приняты с довери¬ем домашними его, признавшими в нем Послан¬ника Божьего. Так он стал пророком в своем отечестве. Он научил верующих молиться, как его самого научил архангел Джибрил. Затем со¬брания мусульман были перенесены из дома Мухаммада в дом ал-Аркама, одного из сподвиж¬ников Пророка.
Это стало событием в истории раннего ис¬лама: новая вера начала приобретать гласный характер. Собрания продолжались несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой открытой пропо¬ведью.
Объявив себя Посланником Божьим, он при¬звал к почитанию Единого Бога – Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосерд¬ного). Это были первые из Прекрасных имен Бога. Считается, что всего их девяносто девять, и сверх них – величайшее имя, известное толь¬ко пророкам и придающее им особую силу.
Божьи имена, предваряемые словом «раб» (абд), составили основную часть мусульманско¬го именослова: Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд ар-Рахим и т. д.
Мухаммад описывал райские блаженства, ожидающие праведников: тенистые сады; покой; реки чистой воды, молока и вина; вечно мо¬лодые супруги на вечном пиру. Он говорил о судьбе тех, кто не внял увещеваниям стойких проро¬ков: упорствующие в заблуждениях были нака¬заны Богом. Он указывал на аравийские разва¬лины – следы некогда процветавших народов: здесь жили гордые великаны-адиты, не поже¬лавшие слушать пророка Худа; надменные самудяне, отвергшие пророка Салиха; жестоковыйные мадианиты, презревшие пророка Шуайба.
Настороженность язычников к проповедям Пророка сменилась прямой враждебностью, ко¬гда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху джахилийи (то есть неведения Мухаммадовых пророчеств), за свои грехи пребывают в адском огне. Начались преследования верующих.
По совету Мухаммада, часть мусульман ук¬рылась в христианской Эфиопии, а сам он ради примирения с земляками готов был признать местных богинь ал-Лат, ал-Уззу и Манат «дочерь¬ми Аллаха» и «благородными предстательница¬ми перед Аллахом». Однако скоро понял, что эти слова, нарушающие закон единобожия, вну¬шены не Богом, а Сатаной, и отменил злопо¬лучные стихи.
Это еще больше усилило напряжение меж¬ду верующими в единого Бога и язычниками. Му-сульмане, вернувшиеся было из Эфиопии, сно¬ва отправились в добровольное изгнание.
Мекканские язычники поклялись не иметь ни¬какого дела с хашимитами, родичами Послан¬ника Аллаха, не заключать браки и не торговать с ними. Клятву записали на кожаном свитке, и он, как принято, был подвешен в Каабе. Опала длилась два или три года.
Когда же она была снята, положение толь¬ко усугубилось, ибо вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, единственный покрови¬тель Мухаммада, и Хадиджа, жена Пророка.
Эти две смерти заставили Мухаммада ис¬кать поддержки за пределами Мекки. Потерпев неудачу в городе Таиф, он нашел помощь в оази¬се Йасриб, куда, по давнему аравийскому обы¬чаю, был приглашен как третейский судья, что¬бы разрешить споры местных племен.
Прежде, чем покинуть родной город, Мухам¬мад испытал одно из сильнейших переживаний как человек и как Пророк – чудесное Ночное путешествие и вознесение (ал-исра ва-л-ми-радж).
Он спал возле Каабы, когда перед ним пред¬стал ангел Джибрил, держа под уздцы удиви¬тельное верховое животное. У крылатого скаку¬на по имени Бурак был человеческий лик, бли¬стающий в темноте. По воле Аллаха он пере¬нес Мухаммада на север, в ал-Халил к гробни¬це Ибрахима и в Бейт-Лахм к гробнице Дауда, а затем – «к отдаленнейшей мечети», то есть к будущей мечети ал-Харам аш-Шариф в Иеру¬салиме.
На горе Мориа Мухаммад возглавил совме¬стную молитву пророков Ибрахима, Мусы и Исы, причем он внимательно вглядывался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Дадж-жалом, который перед концом света будет вы¬давать себя за Иисуса.
Оставив Бурака в Иерусалиме, Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона.^ Там их встречали древние проро¬ки: Адам, Йахйа, Иса, Йусуф, Идрис, Харун, Муса и Ибрахим.
На небесах Мухаммад увидел мировое дре¬во Сидр и Небесную Каабу.
Он предстал перед Аллахом, который при¬казал верующим совершать пятьдесят молитв каждый день, но, вняв просьбе Пророка, сокра¬тил их число до пяти. Большинство толкователей считают, что Пророк не лицезрел самого Бога, а общался с Ним через завесу.
В Раю он наблюдал блаженство праведных, в Аду – муки грешных.
В Коране об этом путешествии говорится так:
Хвала Тому, Кто перенес ночью Своего раба из Мечети Неприкосновенной в Мечеть Отдаленней¬шую, вокруг которой Мы благословили, чтобы по¬казать ему из Наших знамений. Поистине, Он – Всеслышащий, Всевидящий!
(17: 1).

И еще:
Научил его Сильный мощью,
Обладатель могущества; вот Он стал прямо на высшем горизонте, потом приблизился и спустился, и был на расстоянии двух луков или ближе, и открыл Своему рабу то, что открыл.
Сердце не солгало в том, что он видел
(53: 5 – 11).

Вернувшись к земной Каабе, Пророк обна¬ружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода.
Мекканцы встретили его рассказ насмешка¬ми. Окончательный разрыв с язычниками был предрешен.
Переселение мусульман из Мекки в Йасриб готовилось постепенно. Сначала в ущелье Ака¬ба племена Йасриба, аус и хазрадж, признали власть Мухаммада как посредника в спорах и духовного вождя. Затем мекканские верующие начали перебираться на новое место. И нако¬нец однажды ночью сам Посланник Аллаха вмес¬те с преданным ему Абу Бакром покинул Мек¬ку. Соглядатаи полагали, что Мухаммад спит, ибо на его постели лежал Али ибн Абу Талиб, закутавшись с головой в зеленый плащ Пророка.
Рассказывают, что, опасаясь погони, Мухам¬мад и Абу Бакр три дня и три ночи скрывались в пещере на горе Саур. Преследователи не смог¬ли обнаружить их, так как паук заткал вход своей паутиной, и язычники решили, что там никого нет.
Хиджра, или переезд Мухаммада из Мекки в город Йасриб в 622 году от Рождества Христо¬ва, позже стала отправной точкой мусульман¬ского летосчисления. Сам Йасриб получил на¬звание Мадинат ан-Наби (Город Пророка), Ме¬дина.
Мусульман-переселенцев прозвали мухаджирами, то есть совершившими хиджру, а мединцев, заключивших договор с Мухаммадом и при¬нявших ислам, – ансарами, то есть помощни¬ками.
Кроме ансаров и мухаджиров, в оазисе про¬живали иудеи и христиане. С ними отношения у Мухаммада все больше и больше обострялись. Это привело к изгнанию и частичному уничто¬жению местных иудейских племен, а также к обрядовому размежеванию ислама с родствен¬ными единобожными культами.
Мусульмане построили первую мечеть в при¬городе Медины – Куба. Предстоятелем на мо¬литве, или имамом, в ней был Мухаммад, кото¬рого часто заменяли Абу Бакр либо Омар. Пер¬вым муаззином, возглашавшим призыв на мо¬литву, стал бывший раб, эфиоп Билал.
Днем общей мусульманской молитвы стала пятница. Изменилось и молитвенное направле¬ние – кибла. Теперь молящийся обращался к мекканской Каабе, а не на восток или на Иеру¬салим, как раньше. Паломничество к Каабе объяв¬лялось долгом для каждого трудоспособного му¬сульманина.
Окончательно утвердились обряды омовения, поста, благотворительных сборов (закат). Бы¬ли уточнены законы наследования, раздела иму¬щества, бракосочетания. Наложены запреты на вино, свинину, азартные игры.
Некоторые из новообращенных мединцев, называя себя мусульманами, не спешили твердо следовать исламскому закону, не были крепки в вере, оспаривали решения Пророка, колебались. Таких Коран обличает как лицемеров – мунафикун.
Мухаммад в Медине стал не только судьей и духовным руководителем рождающейся му-сульманской уммы, или общины верующих. Борь¬ба с язычниками сделала его также предводи¬телем воинства, постепенно подчинившего исла¬му всю Аравию. Каждый год приносил такие изменения, что был равен целой эпохе.
Первый военный успех ожидал мусульман в начале 624 года, когда их малочисленный от¬ряд захватил караван, шедший в Мекку из Таифа с грузом изюма. А первое большое сраже¬ние произошло в марте того же года у колод¬цев северо-западней Медины. В истории оно известно как битва при Бадре.
Стремясь захватить богатый мекканский ка¬раван, возвращавшийся из Палестины, Мухам¬мад столкнулся с превосходящими силами языч¬ников, спешившими на выручку каравану. Му¬сульмане успели занять удобную позицию и за¬сыпать часть колодцев, лишив мекканцев воды, и выиграли сражение почти без потерь.
При разделе захваченного Мухаммад полу¬чил чудодейственный меч Зул-Факар, или Бо-роздчатый, унаследованный затем Али, сыном Абу Талиба.
Аравитяне заговорили о том, что Бог – на стороне мединцев, что Он внял молитве Проро¬ка и послал на помощь ему тысячу Своих ан¬гелов. Это чудо сравнивали с переходом проро¬ка Мусы через воды Красного моря, расступив¬шимися перед его народом и поглотившими рать фараонову.
День Бадра стал называться также Днем Различения (Фуркан) истинной веры от лож¬ной, а мусульмане, участвовавшие в сражении, были причислены к лучшим среди верующих.
Захваченная добыча, ее дележ и упоение по¬беды отразились в суре Корана «Добыча»:
И знайте, что если вы взяли что-либо в добы¬чу, то Аллаху – пятая часть, и Посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низве¬ли Нашему рабу в День Различения, в день, когда встретились два войска…
О Пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будет среди вас двадцать стойких, то они по¬бедят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, ибо те народ не понимающий
(Коран 8: 41, 65).
Как явствует из Корана, после победы при Бадре Мухаммаду начала выделяться пятая часть (хумс) добычи – страховое накопление общи¬ны верующих. Впервые хумс был выделен по¬сле изгнания из Медины иудейского племени бану кайнука, отказавшегося принять ислам.
Стычки с противниками ислама продолжа¬лись. После того, как в руки мусульман попал ценный груз мекканского серебра, на Медину двинулось ополчение язычников. Весной 625 го¬да у горы Ухуд произошла битва, в которой Му¬хаммад был ранен.
Предание гласит, что он потерял зуб, когда в момент вражеского удара кольца защитной сет¬ки разодрали ему щеку. Мухаммад пошатнулся и упал, а Сатана, обернувшийся мусульман¬ским воином, закричал, что Посланник Божий убит. В бою погиб его дядя Хамза, прозванный Львом Аллаха. Казалось, разгром был немину¬ем. Но вождь мекканцев Абу Суфйан не стал преследовать отступающих мусульман и увел свое войско с поля сражения.
О дне Ухуда говорят слова Корана:
Воистину тех из вас, что отвернулись, в День, когда встретились два отряда, побудил споткнуть¬ся Сатана ради того, что они стяжали. Аллах уже простил их, ведь Аллах – Прощающий, Кроткий!
Если Аллах окажет вам помощь, то нет побе¬дителя на вас, а если Он вас покинет, то кто же поможет вам, кроме Него? На Аллаха пусть пола¬гаются верующие!
(Коран 3: 155, 160)

Осенью того же года Мухаммад изгнал из Медины бану надир, еще одно племя исповедо¬вавших иудаизм, обвинив его в нарушении со¬юзнического договора. Их земли и посевы стали собственностью общины верующих в качестве файл, или возвращенного от недостойных. На¬беги против языческих племен тоже принесли мусульманам богатую добычу.
Тогда же были введены законы о наследо¬вании: женщине причиталась половина от доли мужчины, а также давалось право раздельного владения и самостоятельного распоряжения иму-ществом. Закон о браке ограничивал круг брачащихся, вводил строгие меры против прелю¬бодеяния, нарушения супружеской чести и раз¬решал мусульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содержания.
Сам Мухаммад после смерти Хадиджи же¬нился в Мекке на Сауде. В Медине он взял в жены Аишу, младшую дочь Абу Бакра. Затем
Хафсу, дочь Омара; Зайнаб, дочь Хузайма; Умм Хабибу, дочь Абу Суфйана; Хинд Умм Саламу, вдову своего старого соратника; еще одну Зай¬наб, дочь Джахша; Сафию и Маймуну. Всего, по разрешению свыше, у Посланника Божьего было одиннадцать жен.
Весной 627 года мекканцы снова подступи¬ли к Медине с большим войском, собранным не без участия иудеев из бану надир, изгнанных в свое время Мухаммадом.
Осада эта получила название Битва у рва, так как, по совету перса Салмана ал-Фариси, мусульмане окружили город глубоким рвом, не¬проходимым для вражеской конницы.
Неприятель рассчитывал на помощь бану курайза, последнего иудейского племени, оставше¬гося в Медине. Но бану курайза не посмели открыто поддержать мекканцев; к тому же на ла¬герь осаждавших обрушился холодный ураган¬ный ветер; сочтя это дурным предзнаменовани¬ем, они отказались от нападения и ушли ни с чем.
После ухода мекканцев все мужчины и не¬которые женщины из бану курайза были казне¬ны, их женщины и дети проданы в рабство, а имущество племени, после изъятия хумса, по¬шло с торгов. Мало кто сомневался теперь, что Бог на стороне мусульман. Для верующих на¬стало время решающего наступления.
Конец года прошел в стычках с бедуинами, которые перерезали дороги, препятствуя мединцам устанавливать связи с христианской Сирией и другими странами. Но главным направ¬лением для воинов ислама оставалась Мекка.
Весной 628 года Мухаммад выступил из Ме¬дины с большим вооруженным отрядом, объя¬вив, что намерен совершить малое паломничест¬во к Каабе. На границе священной области Мек¬ки курайшиты преградили ему путь.
У пересохшего водопоя Худайбийа, было за¬ключено перемирие. По его условиям, вражда между двумя городами прекращалась на десять лет, а Мухаммад откладывал свое паломниче¬ство к Каабе на год.
Впервые мусульманская Медина и языческая Мекка выступали как равноправные стороны. Это позволяло союзникам мекканцев расторгать прежние договоры и укрепляло положение му¬сульман, о чем свидетельствовало и возвраще¬ние последней группы верующих из Эфиопии.
Теперь Мухаммад мог подчинить богатые и хорошо укрепленные оазисы Хайбар и Фадак с иудейским населением, стоявшие на его пути в Сирию. Хайбар пал, оказав упорное сопротив¬ление, после чего Фадак сдался без боя. Так власть мусульман вышла за пределы одного, мединского, оазиса и начала распространяться по всей Аравии.
Считается, что примерно в это время Про¬рок направил послания своим главным соседям. Он написал византийскому императору Ирак¬лию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, а также правите¬лям Омана, Йемена, Бахрейна и большого ара¬вийского оазиса Йамамы.
Всех их, исповедовавших православие, зоро¬астризм, различные толки монофизитского хрис-тианства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в ислам. Наместник Египта отклик¬нулся подарками – двумя сестрами-невольни¬цами с евнухом, мулом и узорными коптскими тканями, но никто из мирских властителей не внял призыву, а иранский шах даже разорвал в гневе письмо Пророка. Однако именно в это вре¬мя ислам вышел за пределы Аравии, превраща¬ясь из местной в мировую религию.
В соответствии с Худайбийским договором Мухаммад совершил малое паломничество в сле-дующем, 629 году. А в самом начале 630 года в Мекку почти без сопротивления вступили му-сульманские войска.
Совершив семикратный объезд Каабы, Му¬хаммад спешился, положил два земных поклона, выпил воды из священного источника Замзам и приказал уничтожить всех идолов в мекканском святилище. В избавленном от языческой сквер¬ны храме Пророк вознес благодарственную мо¬литву Богу и обратился к присутствовавшим с речью, в которой обрушился на племенную гор¬дыню, запретил кровную месть и отменил бы¬лые льготы курайшитам, кроме их права на ох¬рану святилища и утоление жажды паломников.
Затем глашатай возвестил мекканцам осно¬вы исламского права и нравственности, начи¬ная с главного положения: все мусульмане – братья и благородство каждого из них измеря¬ется его личным благочестием, а не вереницей предков: люди равны, как зубья гребня; нет у одного человека преимущества над другим, кро¬ме как через благочестие.
Примирившись с мекканцами, избравшими веру в Аллаха, Пророк значительно расширил угодья и земли мусульманской общины, начав завоевания с языческих племен хавазин и сакиф близ крупного аравийского города Таифа.
О битве с племенным ополчением идолопо¬клонников в долине Хунайн довольно подробно говорится в Коране:
Аллах помог вам уже во многих местах и в день Хунайна, когда вас восхитила ваша многочислен¬ность. Но она ни от чего вас не избавила, и стес¬нилась для вас земля там, где была широка. Потом вы повернулись, обратив тыл.
Потом низвел Аллах Свое спокойствие на Свое¬го Посланника и на верующих, и низвел войско, которое вы не видели, и наказал тех, которые не веровали: это воздаяние неверным
(Коран 9: 25 – 26).

Здесь описывается рвение новообращенных мекканцев, уповавших не на Бога, а на свой чис-ленный перевес над врагом. Но случилось так, Что их преимущество чуть было не обернулось гибелью: среди сгрудившихся мусульман началась паника, и только вмешательство Бога и Его незримого воинства даровало верующим по¬беду.
Затем Пророк осадил Таиф и после трудных переговоров принудил его к сдаче.
Эти переговоры открыли «год посольств» (630 – 631), когда Медину, остававшуюся место-пребыванием Пророка и после взятия Мекки, посетили ходоки со всех концов Аравии – из Йемена, Неджда, Бахрейна, Йемамы. Все они хо¬тели заручиться покровительством Мухаммада и выговорить для себя какие-нибудь льготы в обмен на принятие ислама.
Один из аравийских лжепророков – Мусайлима, насаждавший в Йемаме особый культ ар-Рахмана, предлагал Мухаммаду договориться и разделить Аравию поровну, однако Пророк от¬верг притязания самозванца и проклял его.
Несколько ранее, когда Мухаммад с боль¬шими силами выдвинулся на север – в грани¬чащий с Византией оазис Табук, его власть при¬знали вожди местных христианских племен, епис¬коп Эйлата Иоанн и представители других хри¬стианских и иудейского поселений.
Заключенный с ними договор о покровитель¬стве – зимма, дающий иноверцам право на без-опасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа), считается самым первым в исламе.
Итак, в 632 году все аравийские племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли ислам.
Новообращенные платили садаку. из каждых сто голов скота – две.
Оставалось превратить Каабу в исключитель¬но мусульманское святилище. За год до этого сподвижник и тесть Пророка Абу Бакр уже возглавил большое паломничество в Мекку. Те¬перь Мухаммаду предстояло провести большой хаджж к святыне местных племен, чтобы сде¬лать ее главным духовным центром новой рели¬гии. Он взял с собой всех своих жен и целую сотню верблюдов.
Утром пятого дня месяца зу-л-хиджжа Му¬хаммад вместе с Али ибн Абу Талибом совер¬шили обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыли здание самого святилища покрывалом. Проведя ночь в обыч¬ном шатре, Пророк семь раз обошел Каабу; за¬тем отправился в долину Мина, где пробыл до заката, а оттуда – к горе Арафат. Мухаммад своей рукой принес в жертву тридцать шесть верблюдов и, знаменуя окончание паломниче¬ства, обрил голову.
После полуденной молитвы он обратился к паломникам, напоминая им важнейшие поло¬жения ислама:
♦ жизнь и собственность мусульман непри¬косновенны,
♦ отдавать и принимать деньги или имуще¬ство в рост запрещено,
♦ кровомщение отменяется и прежние кров¬ные счеты подлежат забвению,
♦ все мусульмане – братья,
♦ вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнеч¬ным, – грех,
♦ поклоняться идолам в святых местах – все равно что поклоняться Шайтану,
♦ мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.
В конце речи, как гласит традиция, Мухам¬мад призвал слушателей не изменять исламу после смерти Пророка.
Это паломничество называют «прощальным», ибо вскоре после него Мухаммад умер. Все, что делал Пророк во время этого хаджжа, ста¬ло основой обрядов, соблюдаемых и поныне те¬ми, кто приходит к Каабе.
А еще до прощального паломничества Али ибн Абу Талиб возвестил в Мекке о том, что ждет нераскаявшихся язычников и иноверцев, огласив начало суры «Покаяние»:
Отречение от Аллаха и Его Посланника – к тем из многобожников, с кем вы заключили союз.
Странствуйте же по земле четыре месяца и знай¬те, что вы не ослабите Аллаха и что Аллах опозо¬рит неверных!
И призыв от Аллаха и от Его Посланника к людям в день великого паломничества о том, что Аллах отрекается от многобожников и Его Послан¬ник. И если вы обратитесь, то это – лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не осла¬бите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверо¬вали, мучительным наказанием, кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а они ни в чем перед вами его не нарушали и никому не помогали против вас! Завершите же договор с ни¬ми до их срока: ведь Аллах любит богобоязненных!
А когда кончатся месяцы запретные, то изби¬вайте многобожников, где их найдете, захватывай¬те их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они покаялись и соблюдали молитву и платили закат, то освободи¬те им дорогу: ведь Аллах – Прощающий, Мило¬сердный!
А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это – потому, что они – люди, кото¬рые не знают.
Как будет у многобожников союз с Аллахом и Его Посланником, кроме тех, с которыми вы за¬ключили союз у Священной Мечети? И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним: ведь Аллах любит богобоязненных!..
А если они нарушили свои клятвы после дого¬вора и поносили вашу веру, то сражайтесь с пред¬стоятелями неверия, ибо клятвы ничего не значат для них, может быть, они воздержатся!..
О вы, которые уверовали! Ведь многобожники – нечистота. Пусть же они не приближаются к Мечети Священной после этого года!..
Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний День, и не запрещает того, что за¬претил Аллах и Его Посланник, и не подчиняется вере Истины – из тех, кому ниспослано Писание, пока они не заплатят джизью своей рукой, будучи Униженными
(Коран 9: 1 – 29).

Паломничество в Мекку для немусульман было запрещено, равно как и их пребывание в святых местах. Некоторые исламские толкова¬тели пытались время от времени распростра¬нять этот запрет на всю Аравию.
До прощального хаджжа принятие ислама считалось личным делом каждого, но теперь Про¬рок поставил язычников перед суровым выбо¬ром – либо ислам, либо меч.

• Смерть Мухаммада

Двинув войско в Заиорданье для мести за верного Зайда, павшего от руки арабского вас¬сала Византии, Мухаммад заболел. Пять дней пролежал он у своей жены Аиши; начал было выздоравливать, но неожиданно скончался. Счи¬тается, что это произошло двенадцатого числа месяца раби алаввал 11 года хиджры, или 8 ию¬ля 632 года. Его могилу в Медине, в ограде Ме¬чети Пророка, посещают мусульмане со всех концов земли.
Мухаммад не оставил распоряжений о сво¬ем преемнике. Наследственная передача власти исключалась, ибо у него не было прямых потом¬ков по мужской линии, а последний сын Му¬хаммада умер во младенчестве незадолго до смер¬ти самого отца.
Безутешным близким и соратникам Абу Бакр напомнил коранический стих:
И Мухаммад – только Посланник, до которо¬го были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, но Ал¬лах воздаст благодарным
(Коран 3: 144).
Безвременная кончина Пророка стала труд¬ным испытанием для ислама. В Аравии подни¬мала голову племенная вольница. Бедуины от¬казывались платить налоги Медине, столице на¬рождающегося мусульманского государства.
В племенах выдвинулись различные лжепро¬роки, оспаривавшие истину, возвещенную Му-хаммедом.
Один из них, Абхала ал-Асвад, или Черный, прозванный Закутывающимся, захватил йемен¬ский город Наджран, разбил малочисленный пер¬сидский гарнизон и вошел в Сану, главный го¬род Йемена.
В оазисах Йемамы, как уже упоминалось, за¬явил о себе Мусайлима и один из вождей пле¬мени бану асад – лжепророк Тулайха.
Племя тамим на время подчинилось лжепро¬рочице христианского толка – Саджах, вещав¬шей от имени Господа Облаков.
Делу ислама угрожала несомненная опас¬ность. Необходимо было срочно выбрать преем¬ника, который возглавил бы общину верующих. На это место притязали лучшие из мухаджиров и вернейшие из ансаров.
На собрании, где присутствовали ансары из мединских племен хазрадж и аус, а также мухаджиры из мекканского племени курайш, по¬бедили соплеменники Мухаммада.
Первым «заместителем Посланника Аллаха» (халифату расулил-Лах), или просто халифом, стал Абу Бакр, спутник Мухаммада по хиджре, отец его любимой жены Аиши, на руках кото¬рой скончался Пророк.
Традиция гласит, что Мухаммад умер, дос¬тигнув возраста шестидесяти трех лет и совер¬шив девятнадцать военных походов.
Он оставил девять вдов и трех дочерей: Фатиму, Зайнаб и Рукайю. У него было девять дядьев по отцу; восемь мечей, каждый со своим именем, четыре именных копья, четыре кольчу¬ги (в одной из них пророк Дауд вышел на смерт¬ный бой с Джалутом-Голиафом), кольчужная сетка и четыре лука с колчаном, прозванным ал-Кафур, или Камфара.
У него был широкий кожаный пояс, укра¬шенный кольцами и пряжкой из серебра; щит с изображением орла, которое он уничтожил на¬ложением руки, и знамя с бахромой, называв¬шееся Орел. Его первого коня звали ас-Сакб, или Проворный, а другого – ал-Муртаджиз, ибо в конском топоте слышался стихотворный раз¬мер раджаз. У него была мулица Дулдул, осел Афир, или Запыленный, несколько верблюдиц и сотня овец.
Говорят, у него был железный перстень в серебряной оправе с надписью: «Мухаммад – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Он носил черные сапоги без украшений, подаренные эфиопским негусом, а по пятницам надевал красный плащ и чалму. После смерти от него осталось два одеяния из полосатой йеменской ткани, йеменский кафтан и белая рубаха, три одеяния оманской работы, два набедренника, черная расшитая куртка, плащ, выкрашенный в желтый цвет, и три-четыре ша¬почки, прикрывающих темя.
Он умащал себя алоэ с камфарой, любил мус¬кус; хранил в ларчике зеркало, гребень из сло¬новой кости, палочки для сурьмления век, нож¬ницы и зубочистку. У него была чаша, скреп¬ленная серебром, и вторая, из стекла, каменный кубок, таз из желтой меди для стирки, бронзо¬вый таз для умывания и большая миска. Из про¬чего имущества он владел кроватью и ворси¬стым одеялом.
Таков скромный перечень родственников, оружия, верховых животных, скота и личных ве¬щей, оставшихся от Пророка. Надо ли говорить, однако, что главное наследие заключалось со¬всем в другом – в основах веры, Коране и об¬щине, живущей по законам, заповеданным По¬сланником Божьим.
Для некоторых из толкователей смерть Про¬рока и есть исторический рубеж, завершающий эпоху первоначального, классического ислама. С этого дня прекратилось непосредственное вме-шательство Бога в жизнь уммат алислам – общины верующих.
Но дело Мухаммада отнюдь не завершилось после его кончины. Еще не был записан и упо-рядочен полный текст Корана. Еще не были окон¬чательно разработаны основы мусульманского права, шариата. Еще не утвердился ислам на просторах трех материков, распространяя на них единую культуру, язык и миропорядок. А глав¬ное – жизнь Пророка еще не была истолкова¬на и осмыслена его современниками и их по¬томками в сводах деяний и речений Посланни¬ка Аллаха.

ГЛАВА 2
ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО ИСЛАМА

• Праведные халифы

Преемником Мухаммада стал Абдаллах ибн Ос¬ман, по прозванию Абу Бакр ас-Сиддик, или Абу Бакр Правдивейший (годы правления 632 – 634) – первый из четырех халифов, которых на¬зывают праведными: ал-хулафа ар-рашидун.
Купец, отдавший все свое состояние делу ислама, мягкий и скромный в обращении, Абу Бакр, вероятно, в качестве главы общины устраи¬вал все заинтересованные стороны. Однако дей¬ствовать ему пришлось в смутные времена от¬ступничества (ридда) – многие из вождей пле¬мен говорили: «Мы не присягали Абу Бакру, но Мухаммаду», – поэтому в борьбе с врагами веры Абу Бакр проявлял решительность и твер¬дость.
По существу, это была первая священная война против неверных и отступников. Коран призывал:
Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников
(4: 89).

Мусульманское войско, посланное Мухаммадом в Заиорданье, привело к повиновению ара-вийский север. На юге столица Йемена Сана вернулась к исламу еще при Мухаммаде, когда был низвергнут и казнен лжепророк Абхала ал-Асвад, или Черный.
Но на востоке мятежные племена отказы¬вались выплачивать Медине садаку – обяза¬тельный исламский оброк со скота. Часть пле¬мен готова была сохранять верность религии Пророка, только если их освободят от этого на¬лога, казавшегося им унизительным. Абу Бакр отверг их условие, заявив, что без садаки нет ислама.
На подступах к Медине восставших разби¬ли. Мусульманские отряды двинулись на вос¬ток. Они рассеяли войско лжепророчицы Сад¬жах, а сама она бежала в Ирак, где позже при¬няла ислам. Мусульмане сокрушили союз пле¬мен асад, гатафан и тайй, который сколотил лже¬пророк Тулайха под красным знаменем. В упор¬ных боях были усмирены Неджд, Бахрейн и крайний юг Аравии – Хадрамаут и Оман.
Самой кровопролитной битвой в истории ридды считается поход в Йамаму против лже¬пророка Мусайлимы. Место схватки, где пало тридцать хафизов, помнящих весь Коран наи¬зусть, назвали Садом Смерти.
После этого сражения, по воле Абу Бакра, хафизы стали записывать или диктовать храня¬щееся в их памяти.
Среди военачальников Абу Бакра особо вы¬делялся Халид ибн ал-Валид, некогда возглав¬лявший мекканскую конницу, что потеснила вои¬нов ислама при Ухуде.
Приняв новую веру, Халид стал мечом ис¬лама, чуждым страха и нерешительности.
Халиф Абу Бакр послал его в Приевфратье, где он нанес поражение шахским войскам в Бит¬ве цепей и взял Хиру, столицу арабского хри¬стианского княжества, вассального Ирану. По¬ставленные перед выбором: принять ислам или согласиться на подушную податьджизью, – осаж¬денные выбрали подать и открыли городские ворота.
После этого Халид наголову разбил визан¬тийскую армию при Аджнадайне в Палестине и арабов-христиан из племени таглиб у границ Ви¬зантии.
Так мусульманские завоевания вышли за пре¬делы Аравийского полуострова.
Но Абу Бакру не довелось узнать о том, ка¬кие воинские успехи ожидали мусульман. Встретив известие о победе при Аджнадайне уже больным, он вскоре скончался. Он прожил ше¬стьдесят три года, как и Посланник Аллаха.
Перед смертью первый халиф успел посове¬товаться с приближенными и назвать своего пре-емника – Омара, которому община единодуш¬но присягнула на верность.
Омар ибн ал-Хаттаб ал-Фарук, или Различа¬ющий [добро ото зла], стал вторым халифом (634 – 644). Как Абу Бакр, он тоже был тестем Пророка и выходцем из торговой курайшитской среды, благочестивым мусульманином, скромным и неприхотливым в быту. При этом был тверд, прям и деятелен.
Сначала Омара называли «халиф халифа (то есть заместитель заместителя) Посланника Ал¬лаха», но вскоре это длинное именование сме¬нилось более простым: «повелитель верующих» (амир алмуминин), чья главная обязанность – блюсти предписания Корана и заповеди Мухам¬мада, Сунну Пророка.
За десять лет его правления мусульманское государство присоединило византийскую Пале-стину, Сирию и Египет, а также сасанидский Иран.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс